А на людей - начхать и наплевать!
Огрехи Правил рыболовства "исправляются" посредством дискриминации местного населения?
Деревенские тони, испокон использовавшиеся местным населением, превратились в "неустановленное место рыбалки".
Реакция власти, равная нулю
В последние дни лета (начале сезона лова тугуна в Туруханском районе) жительница посёлка Бор С. С. Щербина выехала с мужем на рыбалку - разумеется, с оформленной путёвкой и всеми необходимыми документами, позволяющими вести лицензионный лов рыбы.
Правда, супруги на утлой своей лодочке-илимке не смогли добраться до Эвенкийского района, обозначенного в путёвке "местом рыбалки", поэтому забросили невод на другой тоне, ближе к своей деревне.
Полиция, осуществляющая рейды в рамках спецоперации "Путина", составила на "нарушителей" протокол. Всего супругам удалось поймать 1 литр тугуна, зато штраф составил несколько тысяч рублей, плюс потерянная лицензия...
Всё бы в этой ситуации было ничего, но непосвящённый читатель, скорее всего, не знает, что тугун - важная статья заготовок северян, и этот самый "Эвенский район" на 2019 год сделался для жителей южного куста Туруханского района единственным местом, где разрешено его ловить.
Вот только чтобы добраться туда и поймать 5 килограммов тугуна (норма на одну лицензию), житель Бора должен преодолеть на лодке 60 километров, житель Ворогово - 150, Зотино - 165 километров. И так далее. Рыбалка близ своих поселений оказалась для северян под запретом.
Напомним, с июня - августа 2018-го жители Туруханского района - Бора, Верхнеимбатска, Туруханска и прилегающих к этим населённым пунктам малых деревень - обращались в коллективных письмах к президенту РФ с указанием на несовершенство существующих Правил рыболовства, ущемляющих права и интересы местного населения.
Люди потребовали от гаранта Конституции внесения в законодательство соответствующих изменений. Письма за подписями тысяч туруханцев из приёмной президента были направлены в ЗС Красноярского края, в Росрыболовство, в Госдуму РФ.
Задача перед означенными инстанциями заключалась в своевременном принятии промежуточного закона, обеспечивающего населению Туруханского района возможность осуществления традиционного рыболовства в период с 4.07.2019 года по 1.01.2020 года (со дня окончания аренды рыболовецких участков до вступления в силу новых правил рыболовства).
Вместо этого законодатели определили для нас местами лова того же тугуна или ряпушки Эвенкию и другие удалённые территории, что, учитывая время на поездку, бензин и прочие сопутствующие затраты, лишает рыболовство всякого смысла.
Таким образом, население за год до наступления этой "патовой" с позиции права ситуации указывало на неизбежность конфликта закона с интересами населения, пыталось предотвратить грядущие инциденты с полицией и рыбинспекцией.
Говорить об аморальности запрета людям рыбачить на своих деревенских тонях и отсылать их куда-то за 60, а то и за 400 (!) километров, излишне: это сущий идиотизм, возведённый в статус "закона"
Реакция бюрократической власти на законные требования нескольких тысяч северян оказалась равной нулю. Так кто должен отвечать за то, что население в 2019 году ловит рыбу на участках, неоформленных по вине властей?
Надо сразу указать, что составление протоколов на жителей Бора и Подкаменной Тунгуски (равно как и жителей прочих деревень района) с формулировкой: "За рыбалку в неустановленном месте" - явление повсеместное.
Говорить об аморальности запрета людям рыбачить на своих деревенских тонях и отсылать их куда-то за 60, а то и за 400 (!) километров, излишне: это сущий идиотизм, возведённый в статус "закона". Наказание за занятие традиционным природопользованием не может быть обоснованным в правовом отношении.
Протоколы о вынужденных нарушениях населением требований Правил рыболовства являются следствием абсурдности последних. По-справедливости, сии протоколы следует отправлять на оплату соавторам правил: "Енисейрыбводу" и депутатам Законодательного Собрания края. Их вина - их расплата, а население, простите, крайним оставаться не должно.
Без паспорта на реку - ни ногой!
3 сентября в Борском сельском муниципалитете прошло собрание жителей, где выяснилось, что наиболее популярным обвинением к рыбакам из практикуемых на реке полицией и Росгвардией стало "отсутствие паспорта".
Одним из таких "нарушителей" предстал присутствовавший на собрании А. В. Игнатьев, рассказавший следующее. 21 августа он, выезжая на реку с дочерью и внучкой, естественно, взял судовой билет, права на управление маломерным судном, путёвки, страховки, ещё кучу разных бумаг. Но инспектор "Енисейрыбвода" потребовал от него именно паспорт и за отсутствием оного составил протокол о якобы нарушении пункта 11 Правил рыболовства, мотивируя сие ловом рыбы "без документа, удостоверяющего личность".
Давайте разберёмся. Пункт 11 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна гласит: "Граждане при осуществлении любительского рыболовства должны иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность".
Гражданин предъявил инспектору сразу несколько документов, удостоверяющих личность. Так в чём же дело? А дело в том, что наличие паспорта у потенциальной жертвы краевых инспекторов и полицейских (коей последние рассматривают нас, здесь живущих) значительно упрощает процедуру составления протоколов, за которыми, собственно, и прибыли сюда люди с автоматами.
Власти края рассматривают нас, жителей района, полуграмотными аборигенами, а наши территории - "источником протоколов" для структур, проводящих операцию "Путина".
Вышеуказанная С. С. Щербина, сообщая о случившемся, затронула очень важный момент беседы с полицией: "Угрожали составлением десятка протоколов". Следственно, рыбачил ты в "установленном" или "неустановленном" месте - это для полиции непринципиально.
Полиции важен любой прецедент, годящийся для составления протокола - то есть нарушения "чего б там ни было": отсутствие поворотных огней на лодочной телеге, отсутствие спасательного круга, недостаточная длина верёвки с поплавками и тому подобное.
Иными словами, цель пребывания на Енисее силовых структур - не спасение краснокнижных осетров (о чём третий год трубят центральные СМИ), не борьба с организованной преступностью и незаконным оборотом рыбы запрещённых видов, а примитивный сбор протоколов с калек и стариков, создание видимости работы, должной оправдать пребывание полиции и нацгвардии на реке Енисей, оправдать миллионные траты народных денег на весь этот цирк шапито под названием "Путина".
И дело даже не в законе...
На упомянутом собрании рыбаков в посёлке Бор местные жители привели достаточно примеров, когда протоколы о нарушении Правил рыболовства выписывались полицией без законных оснований.
Однако полезно понимать, что произвол силовиков в Туруханском районе - отнюдь не "недоразумение", вызванное несовершенством Правил рыболовства. Происходящее - лишь издержки куда более масштабных процессов, вершащихся в криминальном рыбном бизнесе.
Заметка ориентирована на городского читателя, знающего о жизни далёкой периферии сугубо из СМИ, однако и он не может не быть в курсе, что с самых 90-х властью в нашей стране заправляли преступные группировки. При правлении Путина ничего не изменилось, разве что бизнес в России, прежде в большей части находившийся под "крышей" бандитов, плавно перешёл в руки криминальных структур "от государства".
По выражению известного политолога Владимира Гельмана, мы имеем дело с "захватом государства" изнутри - со стороны соискателей ренты изнутри государственного аппарата и лично связанных с ними влиятельных представителей бизнеса.
При этом силовые структуры, призванные укреплять закон и порядок, полностью утратили свою социальную миссию. Люди, вооружённые автоматами и правом на применение насилия, контролирующие в стране всё и вся, сами или через посредников прибрали к рукам не только крупные государственные компании, но и наиболее привлекательные отрасли криминального бизнеса, где - на следующем месте после наркоторговли - стоит незаконная торговля осетриной и чёрной икрой.
Ныне "силовое предпринимательство" уверенно вытесняет бандитов с рынка осетрины, захватывает эту нишу. Не исключено, что и на Енисее мы наблюдаем типичный межклановый передел сфер влияния, прикрываемый внешне благими призывами.
Вертикаль управления - в действии
Не хотелось бы грести всех силовиков под одну гребёнку, ведь среди них, хоть и в меньшинстве, ещё встречаются честные, принципиальные работники, но на сегодня в России главенствует система, в которой голос честного человека ничего не значит, ничего не решает.
Если внимательно присмотреться к работе на реке полиции, Росгвардии, рыбинспекции, нетрудно заключить, что истинным предназначением этих структур является не борьба с браконьерством, а имитация бурной деятельности по защите природных ресурсов.
Дело в том, что при существующей номенклатурно-олигархической системе управления ни одна из государственных структур не может функционировать вне вертикали, в которой каждое из звеньев обязано обеспечивать стабильный доход звену надстоящему.
В нашем случае вооружённых боевиков следует отнести к низовому звену "силовой вертикали". Они пущены на реку отрабатывать свой хлеб, а потому полагают сбор протоколов средством заработка, ну а бедолаг-рыбаков - личной своей "добычей".
Далее люди, стоящие над боевиками, напишут бравые отчёты о "борьбе с браконьерством" и получат свои "коврижки". Руководства МВД и Росгвардии отрапортуют в Кремль о результативности операции "Путина", а это - звания, премии, новые финансирования.
Как выразился один из авторов комментария на сайте районной газеты "Голос поречан", смысл железной и несменяемой вертикали власти кристаллизовался в одном - личное обогащение составляющих её людей на всех уровнях. Всё. Интересы государства, национальная идея, конкурентность экономики, конкретные задачи государственных институтов - это уже не цели, а средства.
А раз это средства, они должны быть эффективными для достижения истинной цели - личного обогащения составляющих вертикаль людей. Эффективными - значит, требующими наименьших затрат. Значит, достаточно оставить все эти громкие слова в виде лозунгов и мишуры для "быдла".
Бесправные рыбаки - есть "корм", "питательная среда" для силовиков и инспекции. Вертикаль не может существовать по-другому, не может не пожирать людей.
Во главе всей этой бюрократической системы поставлен верховный лидер, сладко поющий о "ценности прав человека" и "великом будущем нации", ибо на фоне тотального воровства и падения уровня жизни граждан главная его задача - не допустить бунтов и революций, то есть обеспечить ворующим возможность набивать карманы настолько долго, насколько возможно.
Российское государство не просто "заражено коррупцией": оно и есть коррупция, скрепляющая путинскую вертикаль. Её звенья - суды, полиция, прокуратура, налоговики - прикрывают друг друга, не оставляя обворованным массам ни малейшей надежды на социальную справедливость. И вся эта пирамида, конечно же, работает не на страну, а сама на себя.
Силовики, обеспечивающие безопасность высокопоставленных жуликов и казнокрадов, гармонично вписываются в удобно выстроенную управленческую "фигуру", поскольку главным источником финансовых ресурсов для них является государство. Попутно с "крышеванием" преступного бизнеса они "доят" и госкомпании, взимая немалую ренту.
Теперь вдумайтесь, а нужна ли этому рентоориентированному субъекту какая-то "защита осетра" или другие слюнявые затеи, не несущие прибыли? Оставьте надежды: пирамида создана для получения прибыли, существует исключительно ради получения прибыли, поэтому законодателям ли, правоохранителям ли, министрам ли откровенно начхать на страну, на народ, а тем паче - на жителей какого-то малонаселённого района на "краю земли", рассматриваемого высокими чинами не более как источник рыбы для барского стола.
"Силовое предпринимательство" уверенно вытесняет бандитов с рынка осетрины, захватывает эту нишу. Не исключено, что и на Енисее мы наблюдаем типичный межклановый передел сфер влияния
Пока через рынки страны прокачиваются сотни тонн браконьерской осетрины, обстановка с браконьерством на Енисее будет усугубляться до того момента, когда осётр не окажется истреблён полностью.
И не принципиально - кто сегодня "крышует" этот лов: бандиты, полиция, нацгвардия, ФСБ или другая конкурирующая сторона - людям во власти, имеющим свою долю с преступного бизнеса, крайне важно заткнуть глотки экологам и общественным структурам, создать иллюзию ведения "борьбы за спасение осетровых".
Вот здесь-то и понадобился "крайний" - население отдалённых деревень берегов Енисея. Отсюда противозаконные практики, уголовные дела за ведро ельцов, штрафы за "кривое весло"...
Сергей АНОСОВ.
п. Бор,
Сергей АНОСОВ.
п. Бор,
Туруханский район.
А чем ответит Туруханск?
Главе Туруханского района О. И. Шереметьеву
от Щербины Светланы Станиславовны,
проживающей по адресу: пос. Бор, улица 2-й микрорайон, дом 8.
Заявление
В 2019 году населению посёлка Бор и деревни Подкаменная Тунгуска выдаются путёвки на вылов биологических ресурсов на 53-65-м километрах Подкаменной Тунгуски на территории Эвенкийского муниципального района.
Многие жители, и особенно малообеспеченные и пенсионеры, не могут добраться до разрешённых мест вылова, производят рыбную ловлю вблизи посёлка, нарушая Правила рыболовства и КоАП РФ.
24.08.2019 года я, приобретя путёвку N 004030 на вылов тугуна, не смогла добраться до Эвенкийского района и производила вылов вблизи посёлка Бор. Полиция составила протокол N 239 19 00371 о нарушении ч. 2 ст. 8.37 (вылов в неустановленном месте, а именно - 10 километров по Енисею ниже посёлка Бор).
Мне грозит штраф от 2 до 5 тысяч рублей. Я пенсионер, на иждивении ребёнок, муж тяжело болен. Я выловила 1 килограмм тугуна. Эти обстоятельства полицейских не интересовали! Мне угрожали составлением десятка протоколов - за отсутствие паспорта и т. д. Действия полицейских в данном случае были направлены не на борьбу с браконьерами, а на обеспечение плана по оформлению протоколов.
Непродуманная и незаконная деятельность Енисейского филиала ФГБУ "Главрыбвод" по оформлению путёвок на вылов водных биологических ресурсов обостряет социальную напряжённость и ухудшает уровень жизни людей, нарушает права местных жителей на традиционное природопользование, создаёт много конфликтных ситуаций с силовыми структурами, проводящими в районе спецоперацию "Путина".
Считаю, что администрация Туруханского района не принимает должные меры для обеспечения насущных потребностей местного населения, к которым в первую очередь относится право на рыбную ловлю вблизи населённых пунктов.
Прошу разъяснить, какие меры принимает администрация для решения проблемы - обеспечения возможности производить вылов водных биологических ресурсов вблизи населённых пунктов?
Прошу вас лично решить вопрос об отмене штрафа по протоколу, который будет направлен полицией в Туруханский отдел по контролю и использованию водных биологических ресурсов.
С уважением,
кандидат географических наук,
С. С. ЩЕРБИНА.
(Направлено на портал администрации Туруханского района 26.08.2019 года.)
Гость (премодерация)
Войти