Программа развития дорог в Уяре должна быть. Как и в Уярском районе 

08.10.2024 21:25
0 3845
Анатолий Карабарин

Необычная судьба и значение у каждой из дорог, связывающих в течение более чем 130 лет своего существования село Новопятницкое Уярского района с большим миром.

Массовый переезд переселенцев из центральных губерний России за лучшей жизнью в Сибирь в конце XIX века осуществлялся уже по Транссибу. Так что для многодетных семей Вавулиных, Гришечкиных, Иваниных, Ковалёвых, Коняшкиных, Матюшечкиных, Макаровых, Щелкуновых первая дорога до будущего житейского гнезда начиналась от станции Ольгино.

И дорогой-то её теперь назвать, даже грунтовой, очень трудно. Шла она правее полотна железки и пересекала речку Уярку в том районе, где сейчас стоит памятник, посвящённый Клюквенскому фронту (через каких-то два десятка лет после переселения произойдут и такие события в этих местах).

Грибники, охотники и рыбаки знают этот брод. А при совхозе "Александровский" там, совсем рядом, были "родилка" и телятник. Вот так - вдоль огромных полей в урочищах Лобаненко и Корниевское - дорога выходила к месту, где при колхозе и совхозе была нижняя ферма.

И хотя, согласно пословице, дорога даже в ухабах лучше бездорожья, жить ей суждено было недолго. В результате спрямления пути, а он прошёл южнее Ольгина, и открытия станции Клюквенная уже в 1908 году она потеряла значение.

Второй вариант начинался от Уярской церкви, пролегал вдоль железной дороги и выходил на поля почти по центру урочища Маяк и далее вновь - на старую дорогу.

Затем путь значительно спрямили, воспользовавшись Московским трактом. Только на горе, называемой Сулимкой, дорога уходила от тракта вправо. Один вариант её был вдоль Соломатова Лога - до бывших мастерских. А второй - севернее, она сливалась с ольгинским маршрутом.

Вплоть до начала семидесятых годов жителям Новоалександровки и Новопятницкого приходилось довольствоваться грунтовкой, и лишь когда мимо прошло ответвление трассы Абакан - Тайшет от станции Саянской, селянам стало полегче. Но это нисколько не решало проблем деятельности совхоза "Александровский".

Время плановой экономики диктовало: произведённая продукция должна быть доставлена на мясокомбинат, молзавод, а картофель и овощи ждали заготовительные организации. Конечно же, всё перевозилось своим транспортом, а каждый наступающий год "радовал" увеличением государственных планов. Собственные перерабатывающие мощности категорически не приветствовались, да об их возведении особенно и не мечтали, так как не только не было денег, но и ощущался огромный дефицит всего и вся.

Понимало ли данное положение руководство страны? Да, понимало, и с начала семидесятых годов кое-что начало улучшаться. До наступления восьмидесятых в аграрный сектор было направлено около 400 миллиардов рублей, или 78 процентов всех инвестиций за годы советской власти. Часть средств пошло на развитие сельской инфраструктуры.

Вот в это же время и было начато строительство гравийной дороги Уяр - Новопятницкое. В 1974 году она уже функционировала. Кстати, современная дорога отличается лишь покрытием. Она полностью лежит на старом земляном полотне и нижнем слое дорожной одежды.

Перейдя и ныне существующий железнодорожный переезд, дорога уходила вправо - на начало улицы Советской. Чуть позже - с 1982 года - её соединили с федеральной трассой, а в Уяре нулевой километр значился на правой стороне моста через речку Уярку, то есть она включила в себя часть бывшего Московского тракта.

Лихие девяностые, когда сельская экономика стала не нужна руководителям новой России и надо было как-то организовываться и выживать самим, возникла идея соединить судьбы совхозов и переработчиков, возникли акционерные общества, и, конечно же, требовалось значительное улучшение дорожного покрытия.

Да и новая автомобильная техника, те же КамАЗы, задавала иные требования к дорогам. Изменилось и законодательство. Данная автомобильная дорога перестала быть внутрихозяйственной.

В 1994 году начался её ремонт. Однако закончиться ему было не суждено. Причин тому много, и нет смысла их все перечислять, но бурное развитие автотранспорта и особенно - невероятно высокая загруженность федеральной трассы М 255 "Сибирь", особенно в последние три года, позволило по-иному оценить значение данной дороги даже краевым дорожникам. Да и общественность настойчиво добивалось её ремонта.

Поэтому с благословенья краевых руководителей Уярский участок в 2023 году приступил к ремонту дороги длиной 5 километров 770 метров. На счастье, одновременно, как-то почти незаметно для окружающих, 1 июня 2024 года в Уяре был организован филиал АО "КрайДЭО". Ему и было поручено отремонтировать оставшуюся часть дороги, но уже "городской".

Для новой организации, её руководителей Юрия Геннадьевича Кузнецова и Дмитрия Васильевича Евневича это поручение служит первым и серьёзным испытанием.

А почему так получилось? Более десяти лет назад краевые законодатели, исполняя федеральный закон, упорядочили землевладение в Уяре. Местным властям стало ясно, где их земля, что, конечно, уже положительно, но в одночасье за счёт краевых и межмуниципальных дорог они приросли городскими дорогами.

Первое время данный факт не очень беспокоил чиновников и депутатов, а вот жители пользующиеся транспортом, предприниматели и особенно транзитники стали всё больше замечать недостатки, мучаясь на беспризорных "городских" метрах проезжей части.

Очень яркий пример тому дорога Уяр - Новопятницкое. Её нулевой километр поднялся на гору Сулимку, и дорожники без соответствующего решения не имели права ремонтировать ту часть, что от моста на реке Уярка. То есть в 2023 году от ремонта положительного эффекта получено не было, и деньги как бы зарыты зря.

Вот к чему приводит недальновидность и бездействие муниципальных властей разных уровней. В краевые органы полетели письма и сообщения в том числе и к губернатору. Мотив один: "Уяр не принимает". Реакция Михаила Михайловича Котюкова была молниеносной и положительной.

Надо отдать должное - исходя из той документации и тех средств, что выделены городом, дорожники сделали невозможное. Будучи свидетелем их повседневной работы, отмечаю: делалось всё с любовью и огромным профессионализмом.

Отлично проявили себя молодые специалисты - мастер Руслан Сергеевич Семёнов (эта дорога у него первая), рабочие В. В. Шипицин, А. Н. Бобров, Е. В. Шмоткин, А. А. Бурба, экскаваторщик Андрей Леонидович Хлынов, грейдерист Владимир Петрович Смарыгин, асфальтоукладчик Евгений Геннадьевич Медведев, а также мастер-ветеран Сергей Иванович Лепин, водители В. В. Михнеин, В. А. Летучев, А. В. Таничев, Б. В. Нетуков и Ю. В. Кальбин.

Их трудом полотно дороги, поднимавшееся на гору, неузнаваемо изменило Сулимку. Независимо от направления движения, по нему можно промчаться с ветерком, а уж тем более - по трассе до села Новопятницкого. Поэтому дорожникам и краевым властям говорим огромнейшее спасибо.

Но вопросы остались. Транзит через Уяр растёт. Парк большегрузных и даже очень большегрузных автомобилей увеличивается. Чтобы не останавливать экономику, нужны хотя бы точечные решения. Пусть даже на несколько лет, но программа развития дорог в Уяре должна быть. Как и программа развития местных дорог в Уярском районе в связи с прохождением четырёхполосной федеральной трассы.

Остаётся надеяться, что губернатор Красноярского края Михаил Михайлович Котюков прекрасно понимает данную ситуацию.

Уярский район.

Автор:

Анатолий Карабарин