Программа развития дорог в Уяре должна быть. Как и в Уярском районе 

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

21:25, сегодня
0

Читать все комментарии

91

Необычная судьба и значение у каждой из дорог, связывающих в течение более чем 130 лет своего существования село Новопятницкое Уярского района с большим миром.

Массовый переезд переселенцев из центральных губерний России за лучшей жизнью в Сибирь в конце XIX века осуществлялся уже по Транссибу. Так что для многодетных семей Вавулиных, Гришечкиных, Иваниных, Ковалёвых, Коняшкиных, Матюшечкиных, Макаровых, Щелкуновых первая дорога до будущего житейского гнезда начиналась от станции Ольгино.

И дорогой-то её теперь назвать, даже грунтовой, очень трудно. Шла она правее полотна железки и пересекала речку Уярку в том районе, где сейчас стоит памятник, посвящённый Клюквенскому фронту (через каких-то два десятка лет после переселения произойдут и такие события в этих местах).

Грибники, охотники и рыбаки знают этот брод. А при совхозе "Александровский" там, совсем рядом, были "родилка" и телятник. Вот так - вдоль огромных полей в урочищах Лобаненко и Корниевское - дорога выходила к месту, где при колхозе и совхозе была нижняя ферма.

И хотя, согласно пословице, дорога даже в ухабах лучше бездорожья, жить ей суждено было недолго. В результате спрямления пути, а он прошёл южнее Ольгина, и открытия станции Клюквенная уже в 1908 году она потеряла значение.

Второй вариант начинался от Уярской церкви, пролегал вдоль железной дороги и выходил на поля почти по центру урочища Маяк и далее вновь - на старую дорогу.

Затем путь значительно спрямили, воспользовавшись Московским трактом. Только на горе, называемой Сулимкой, дорога уходила от тракта вправо. Один вариант её был вдоль Соломатова Лога - до бывших мастерских. А второй - севернее, она сливалась с ольгинским маршрутом.

Вплоть до начала семидесятых годов жителям Новоалександровки и Новопятницкого приходилось довольствоваться грунтовкой, и лишь когда мимо прошло ответвление трассы Абакан - Тайшет от станции Саянской, селянам стало полегче. Но это нисколько не решало проблем деятельности совхоза "Александровский".

Время плановой экономики диктовало: произведённая продукция должна быть доставлена на мясокомбинат, молзавод, а картофель и овощи ждали заготовительные организации. Конечно же, всё перевозилось своим транспортом, а каждый наступающий год "радовал" увеличением государственных планов. Собственные перерабатывающие мощности категорически не приветствовались, да об их возведении особенно и не мечтали, так как не только не было денег, но и ощущался огромный дефицит всего и вся.

Понимало ли данное положение руководство страны? Да, понимало, и с начала семидесятых годов кое-что начало улучшаться. До наступления восьмидесятых в аграрный сектор было направлено около 400 миллиардов рублей, или 78 процентов всех инвестиций за годы советской власти. Часть средств пошло на развитие сельской инфраструктуры.

Вот в это же время и было начато строительство гравийной дороги Уяр - Новопятницкое. В 1974 году она уже функционировала. Кстати, современная дорога отличается лишь покрытием. Она полностью лежит на старом земляном полотне и нижнем слое дорожной одежды.

Перейдя и ныне существующий железнодорожный переезд, дорога уходила вправо - на начало улицы Советской. Чуть позже - с 1982 года - её соединили с федеральной трассой, а в Уяре нулевой километр значился на правой стороне моста через речку Уярку, то есть она включила в себя часть бывшего Московского тракта.

Лихие девяностые, когда сельская экономика стала не нужна руководителям новой России и надо было как-то организовываться и выживать самим, возникла идея соединить судьбы совхозов и переработчиков, возникли акционерные общества, и, конечно же, требовалось значительное улучшение дорожного покрытия.

Да и новая автомобильная техника, те же КамАЗы, задавала иные требования к дорогам. Изменилось и законодательство. Данная автомобильная дорога перестала быть внутрихозяйственной.

В 1994 году начался её ремонт. Однако закончиться ему было не суждено. Причин тому много, и нет смысла их все перечислять, но бурное развитие автотранспорта и особенно - невероятно высокая загруженность федеральной трассы М 255 "Сибирь", особенно в последние три года, позволило по-иному оценить значение данной дороги даже краевым дорожникам. Да и общественность настойчиво добивалось её ремонта.

Поэтому с благословенья краевых руководителей Уярский участок в 2023 году приступил к ремонту дороги длиной 5 километров 770 метров. На счастье, одновременно, как-то почти незаметно для окружающих, 1 июня 2024 года в Уяре был организован филиал АО "КрайДЭО". Ему и было поручено отремонтировать оставшуюся часть дороги, но уже "городской".

Для новой организации, её руководителей Юрия Геннадьевича Кузнецова и Дмитрия Васильевича Евневича это поручение служит первым и серьёзным испытанием.

А почему так получилось? Более десяти лет назад краевые законодатели, исполняя федеральный закон, упорядочили землевладение в Уяре. Местным властям стало ясно, где их земля, что, конечно, уже положительно, но в одночасье за счёт краевых и межмуниципальных дорог они приросли городскими дорогами.

Первое время данный факт не очень беспокоил чиновников и депутатов, а вот жители пользующиеся транспортом, предприниматели и особенно транзитники стали всё больше замечать недостатки, мучаясь на беспризорных "городских" метрах проезжей части.

Очень яркий пример тому дорога Уяр - Новопятницкое. Её нулевой километр поднялся на гору Сулимку, и дорожники без соответствующего решения не имели права ремонтировать ту часть, что от моста на реке Уярка. То есть в 2023 году от ремонта положительного эффекта получено не было, и деньги как бы зарыты зря.

Вот к чему приводит недальновидность и бездействие муниципальных властей разных уровней. В краевые органы полетели письма и сообщения в том числе и к губернатору. Мотив один: "Уяр не принимает". Реакция Михаила Михайловича Котюкова была молниеносной и положительной.

Надо отдать должное - исходя из той документации и тех средств, что выделены городом, дорожники сделали невозможное. Будучи свидетелем их повседневной работы, отмечаю: делалось всё с любовью и огромным профессионализмом.

Отлично проявили себя молодые специалисты - мастер Руслан Сергеевич Семёнов (эта дорога у него первая), рабочие В. В. Шипицин, А. Н. Бобров, Е. В. Шмоткин, А. А. Бурба, экскаваторщик Андрей Леонидович Хлынов, грейдерист Владимир Петрович Смарыгин, асфальтоукладчик Евгений Геннадьевич Медведев, а также мастер-ветеран Сергей Иванович Лепин, водители В. В. Михнеин, В. А. Летучев, А. В. Таничев, Б. В. Нетуков и Ю. В. Кальбин.

Их трудом полотно дороги, поднимавшееся на гору, неузнаваемо изменило Сулимку. Независимо от направления движения, по нему можно промчаться с ветерком, а уж тем более - по трассе до села Новопятницкого. Поэтому дорожникам и краевым властям говорим огромнейшее спасибо.

Но вопросы остались. Транзит через Уяр растёт. Парк большегрузных и даже очень большегрузных автомобилей увеличивается. Чтобы не останавливать экономику, нужны хотя бы точечные решения. Пусть даже на несколько лет, но программа развития дорог в Уяре должна быть. Как и программа развития местных дорог в Уярском районе в связи с прохождением четырёхполосной федеральной трассы.

Остаётся надеяться, что губернатор Красноярского края Михаил Михайлович Котюков прекрасно понимает данную ситуацию.

Уярский район.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры