"Над миром развевались знамёна горя..."
Роман Артёма Весёлого (Николай Иванович Кочкуров) "Россия, кровью умытая" явился для меня откровением и неожиданностью. Много книг читала, но с подобным изложением повстречалась впервые.
Смертию смерть поправ
К своему стыду первый раз взяла в руки книгу Артёма Весёлого. Даже не знала, что когда-то жил, творил, незаурядный, талантливый человек -- участник Первой мировой войны, революции и Гражданской войны.
Знать, судьба такая -- случайно взять книгу в руки, открыть первые страницы для ознакомления и сразу заинтересоваться, а что будет дальше? Писатель реалистично отобразил драматические события тех дней.
Первая глава "Смертию смерть поправ" начинается со слов: "Сотрясаемый ураганом войны, шатался мир, от крови пьян". Начальные строки действуют завораживающе и больше не отпускают, заставляют читать дальше. "Грозен -- в багровых бликах закатывался тысяча девятьсот шестнадцатый год. Серп войны пожинал жизни колосья".
Сложная обстановка конца Первой мировой породила революцию, когда низы не хотели жить по-старому, а верхи не могли справиться с ситуацией. Экономика России в результате войны была катастрофически подорвана, "в клещах голода и холода корчились города, к самому небу неслись стоны деревень".
Смерть шагала по стране, забирая жертвы -- ослабленных детей, стариков, на фронте погибло много солдат Российской империи.
В 1931 году на английском языке в США вышла книга русского генерала Николая Головина. После тщательных исследований документов, проверок, и анализа он пришёл к выводу, что русская армия на фронтах Первой мировой войны потеряла круглым числом 1 300 000 убитыми, плюс 350 000 умершими от ран позднее. Итого -- 1,65 миллиона человек.
Головин не щадил руководителей старой русской армии, не пытался преуменьшить кровавую дань, которую заплатила Россия за победу союзников и ту роль, которую она сыграла.
У разных авторов неодинаковые цифры, различающиеся почти на порядок -- от 500 тысяч до 4 миллионов. Все они имеют обоснование в авторитетных источниках ещё столетней давности. Подумав, решила, что цифры, которые привёл в своём труде Головин, наиболее правильные. Профессиональному военному можно поверить, надеюсь.
"Над всем миром развевались знамёна горя и, как зарево огромного пожара, стоял стон, полыхали надсадные, рвущие душу крики отчаянья".
Шумели на фронтах толпы солдатские, почувствовавшие силу штыка. В полках работали агитаторы от разных партий: большевики, меньшевики, эсеры, они заронили в мужицкие головы, что необходима борьба против буржуев, их жестокости, тирании народа, несправедливости. Создавались солдатские и армейские комитеты, с которыми командованию пришлось считаться. Митинги часто заканчивались избиением и убийствами жестоких офицеров. Поэтому им пришлось сдержаннее вести себя в отношениях с солдатами.
"Армии уже не существовало. Была своевольная, митингующая и политизирующая банда..."
"Русская армия бежала от слабейшего врага. Армия бежала, бросая артиллерию, обоз, грабя всё на своём пути... В Ставку поступали самые ужасные сведения -- там убит командир полка, там стреляли в офицеров, выбрасывали раненых из вагонов, занимая составы",-- читаю у русского офицера и политического деятеля, члена Государственной Думы Л. Н. Новосильцова.
Ещё один любопытный момент, о котором не так часто пишут. Кризис снабжения, угроза голода и развитие болезней. Л. Н. Новосильцов приводит слова генерала М. В. Алексеева:
"Люди недоедают, а конский состав и совсем голодает... на этой почве распространяется цинга, недовольство росло всё больше и больше, ну, а о дисциплине нечего было и говорить..."
Единственным выходом из этой безрадостной ситуации Л. Н. Новосильцев видел военную диктатуру генерала Л. Г. Корнилова. Но при этом упоминал, что солдатские массы генерала ненавидели почти поголовно, так как собирались "бежать домой" и думали, что война скоро закончится, так как у немцев тоже будет "своя Революция".
Таким образом, фактически ещё до Октябрьской революции крах русской армии был очевиден.
Белые против красных
Война для всех народов -- зло, приносящее горе, слёзы, голод, отчаянье, безысходность, нечеловеческие страдания.
В романе Артёма Весёлого нет главного героя, на примере отдельных личностей показан народ, каким он был в те смутные времена. Писать увлекательно, азартно, чувствовать темп и настроение человеческой толпы тех времён -- это талант настоящего художника слова.
В 1917 году произошла Февральская революция. Царь Николай II отрёкся от престола, самодержавие пало. К власти пришло Временное правительство во главе с А. Ф. Керенским. Но буржуазно-либеральная власть Керенского не смогла взять власть в свои руки, Россия бурлила, поднималась огромная масса народная, как один человек. На площадях городов, посёлков, деревень обсуждали животрепещущие проблемы, у каждого своё мнение было, которое отстаивали частенько кулаками.
В октябре 1917 года народ взял власть в свои руки, под руководством большевистской партии во главе с В. И. Лениным. "Вся власть Советам! Заводы и фабрики рабочим! Земля -- крестьянам!" -- большевики выдвинули лозунги, понятные всему простому российскому люду.
Но какому капиталу понравится такое? Конечно, нет! Схлестнулись на обширных просторах Отчизны две силы: белые против красных, красные против белых. Фронтовики, ехавшие с фронтов Первой мировой войны, поддержали большевиков и массово вступали в Красную армию. Народ поддержали многие офицеры царской армии.
"В Красной армии служило 75 тысяч бывших офицеров (из них 62 тысячи дворянского происхождения), в то же время в белой армии около 35 тысяч (из 150-тысячного корпуса Российской империи)".
"На Киев и Смоленск,
Калугу и Москву
На Псков, Вологду, Сызрань
На Царицын и Челябинск
Ташкент и Красноярск
Летели солдатские эшелоны, как льдины в славну весну".
Каждая новая глава книги открывается ёмкими образными выражениями:
"В России революция -- по
всей то по
Расеюшке грозы гремят,
Ливни шумят".
* * *
"В России революция, вся
То Расеюшка огнём взялась, да кровью
подплыла".
Речевая особенность народного говора глубоко и обширно высвечена во всех главах романа, пример -- вышенаписанное предложение: "Расеюшка" (ласково, с огромной добротой звучит слово). Так могут произносить только любящие сердца о своей Родине -- матери.
"Да кровью подплыла" -- видится даже в маленьком словосочетании боль Николая Кочкурова о своей Отчизне, её духовных муках, огранённых вихрем революции, выстрелами, взрывами снарядов, крепким русским словом в непростых ситуациях, храбростью и смелостью воинов, ненавистью, к врагам. Кровью сыновей и дочерей обильно полита русская земля.
В главе "Над Кубанью рекой", события разворачиваются жёстко и остро. На земле, овеянной ореолом воинской славы казаков и крестьян, в любую годину отстаивающих свою землю от завоевателей.
Царь повелел выделять казакам лучшую землю, покосы, поэтому казачьи станицы были опорой царской власти, всегда поддерживали в любом деле царя-батюшку. У крестьян, в отличие от казаков, и земля была не такая плодородная, урожаи похуже. В основном крестьяне жили бедно, часто голодали их семьи, умирали дети. Саманные избушки под соломенными крышами постоянно полоскали сильные ливни да крушили жестокие ветра.
Такая картина наблюдалась не только на Кубани, но и по всей стране. Поэтому между казаками и крестьянами в основном сохранялись неприязненные отношения. На митинге в станице Ванька Чернояров говорил своим станичникам:
-- Через золотые погоны у меня сердце наядрило, как чирий! Не забудем, как они, эти полковники да генералы, над нами издевались! Сгорите вы вместе с ними! Долой! Долой! Долой!
-- Приступи, хватай его!
"Над головами стариков заколыхался целый лес палок. / Иван пал на седло, / гикнул / и сшибая конём неувёртливых, / прорвался в улицу, поскакал в аул к Шалиму, только пыль за ним завилась".
Нелёгкое времечко было
В "Чёрном погоне" Артём Весёлый повествует о Гражданской войне со стороны офицера корниловского полка Николая Кулагина.
Он лежал в грязной, плохо отапливаемой больнице, в которой из всех щелей сквозило холодом. "Обмороженные, отёкшие ноги сводило болью круглые сутки, из-под бинтов несло тошнотворной вонью".
Не позавидуешь тому, как людей лечили: больные и раненые умудрялись выживать при полной антисанитарии, отсутствовала полноценная медицинская помощь. Ох, нелёгкое времечко было для всех.
В Ростове скопилась в те времена разношёрстная публика, бежавшая от красных и партизан: разжалованные министры и заправилы Временного правительства, каппелевцы, офицеры разных рангов и сословий, кадеты, князья, денежные воротилы днём и ночью веселились в ресторанах, прощаясь с босяцкой Россией. Митинговали, дрались, убивали друг друга в полупохмельном бреду. Составлялись планы восстановления России и уничтожения большевиков.
И в это же время рабочие дружины, отряды фронтовиков, матросов и крестьян пробивались к красным частям. Время неспокойное с постоянной стрельбой, матами,-- разве такое забывается? Забыть трудно.
Тысячи голодных детишек-беспризорников ютились в развалинах и подвалах, днём разбредаясь по улицам, выпрашивая кусок хлеба, а по ночам совершая налёты на одиноких прохожих.
Что красные, что белые, зелёные, махновцы валялись в больницах, где царила антисанитария, холод пронизывал полутлеющие тела больных и раненых, обрекая многих на гибель.
Беспрерывные войны делают характер нации. Запал в душу разговор между прапорщиком и ротмистром в больничной палате. Прапорщик мечтает:
-- Рабочий класс и трудовое крестьянство рано или поздно, но непременно, я подчёркиваю, непременно откачнутся от большевиков... И наконец не следует забывать носительницу лучших идеалов человечества -- самоотверженную русскую интеллигенцию.
-- Ох уж эти мне ваши интеллигенты, прапорщик,-- ввязался в разговор ротмистр,-- мало я их вешал.
-- То есть, позвольте, как это вешал?
-- Очень просто сударь, за шею верёвкой,-- ротмистр скрестил на увешанной медалями груди пухлые белые руки...
Циничное заявление профессионального военного, привыкшего убивать, не раздумывая, безоружных и беззащитных. Столетиями копившаяся ненависть к угнетателям, скотское и жестокое отношение к "быдлу", прорвалось в противостояние.
Первая мировая война, слабость экономики России, обнищание многих слоёв населения в конце концов и вылились в революцию и привели к Гражданской войне.
Тяжело читать книгу и представлять все картины, описанные писателем.
"В Ставрополье, под селом Лежанкой, произошло первое крупное столкновение. Белые, потеряв в бою троих убитых и семнадцать раненых, ворвались в село, где и расказнили до шестисот человек. Расправу чинили все желающие. Казаки сводили с мужиками свои счёты. Офицеры мстили за поруганное звание, честь мундира и за анархию, бессильными свидетелями которой они являлись уже целый год. Разгорячённые боем юноши были уверены, что расстреливая и вешая людей в кожухах и солдатских шинелях, они спасают родину".
Печальные, нерадостные будни Гражданской войны, рассказанные от лица корниловца Николая Кулагина, просто удручают.
Народу был нужен мир
В главе "Пирующие победители" писатель рассказывает о тяжелейших испытаниях, которые прошла молодая республика в начале своего существования: в стране -- разгул анархизма, разруха, война. Война не шутка, и иноземцы, как всегда, тут как тут.
"Тяжёлые немцы ввалились в Украину и, разметая дорогу огнём и штыками, двинулись на восток. Многочисленные партизанские отряды не могли устоять против железной силы пришельцев и орущим потопом хлынули на Дон, через Дон на Волгу и Кубань. Немцы заняли Ростов, из Крыма переправились на Тамань и с этих подступов грозили задавить весь благодатный юго-восточный край".
"На Тамань они высадились со своими сельскохозяйственными машинами, и пошла работа -- косили недозревший хлеб, прессовали и увозили всё: муку, зерно, солому, полову; на Дону гребли пшеницу, мясо, шерсть, масло, уголь, нефть, бензин, железный лом и всё, что попадалось под руку.
От Азова до Батайска, в колеблющейся щетине штыков, образовался фронт. На защиту родных рубежей и молодой революции встали ростовские и таганрогские красногвардейцы, кубанские партизаны, черноморские моряки под командованием анархиста Мокроусова, шайки головорезов Маруси Никифоровой и всякие мелкие отряды с текучим составом людей".
Перед иноземной угрозой объединились самые различные отряды и группировки и шли на захватчиков.
В ноябре 1917 года начались переговоры между Советской Россией и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Турцией. Видимо, дебаты между ними были жаркими, так как договор был заключён только 3 марта 1918 года. Условия выхода из войны для России были жестокими, так как отторгались большие территории от страны площадью 780 тысяч квадратных километров с населением 56 миллионов человек.
России пришлось согласиться на кабальные условия, так как положение было катастрофическим. Народу, уставшему от войны, был нужен мир. Страна была на грани уничтожения и развала.
"18 февраля 1918 года германские войска пошли в наступление на западном фронте, а турецкая армия наступала на Кавказе. 19 февраля председатель СНК Ленин направил германскому правительству согласие советского правительства подписать германские условия. Германская сторона потребовала официального письменного уведомления, и продолжила наступление войск на севере на двух направлениях: на Ревель -- Нарву -- Петроград и на Псков. В течение недели они заняли ряд городов и создали угрозу Петрограду".
Но наступление противников продолжалось, несмотря на договор.
23 февраля 1918 года считается днём создания Красной армии. Тогда, ввиду чрезвычайной ситуации, по всей стране был брошен клич: "Социалистическое отечество в опасности!"
Антанта приняла Брестский мир крайне враждебно. Англия и Франция уже поделили Россию на сферы влияния и приступили к интервенции. 6 марта в Мурманске высадился английский десант, 5 апреля -- японский десант во Владивостоке, 2 августа -- британский в Архангельске и так далее.
Как отмечал американский историк Ричард Пайпс: "Прозорливо пойдя на унизительный мир, который дал ему выиграть необходимое время, а затем обрушился под действием собственной тяжести, Ленин заслужил широкое доверие большевиков. Когда 13 ноября 1918 года они разорвали Брестский мир, вслед за чем Германия капитулировала перед западными союзниками, авторитет Ленина был вознесён в большевистском движении на беспрецедентную высоту".
Наши с вами современники судят о событиях более чем столетней давности с позиций сегодняшнего дня. Это неправильно. В водовороте тех лет ковалась история, и она драгоценна тем, что впервые в истории человечества осуществилась попытка создания социально-правового, справедливого, народного государства -- СССР, от названия которого до сей поры сводит скулы у многих людей, потерявших свои капиталы в те времена.
Люди не могут жить безошибочно, ошибок сделано немало, такова природа людей. Поэтому и в государственном масштабе совершённые промахи, конечно, были серьёзными, но на ошибках, надеюсь, учатся. Хочется верить в мудрость потомков.
с. Казанцево,
Шушенский район.
Автор:
Тамара Арбатская
Сергей Орловский
01.04.2023 11:21
Спасибо, Тамара. Дв, был ужас Гражданской войны. Но после неё что было. Вот пример- Смирнов Борис Павлович - война- после университета курсы прапорщиков и на фронт. 2 раза род газовыми атаками- здоровье подорвалось. Революция- забрали в тюрьму как офицера - ждал расстрела- Кочак освободил Воевать не стал. Вернулись Красные- посадили- 37 лет отсидел. За что? Вот краткая справка- могу подробнее.
СМИРНОВ Борис Павлович. Род. 16.07.1891. Уроженец и житель г. Красноярска. Русский. Отец его, Павел Степанович, фармацевт по специальности, выпускник Казанского университета, был членом Красноярской городской управы, а затем - Красноярским городским головой. Осуществил в Красноярске строительство электростанции, телефона, водопровода - Борис Павлович в 1914 окончил юрфак Томского госуниверситета. В 1915 в качестве ратника ополчения призван в армию. Пройдя ускоренный курс Иркутского военного училища, 2 года воевал в германскую войну, начал прапорщиком, закончил поручиком. В 1920 красными предложено стать осведомителем, отказался. Арестован 25.11.1920, содержался в Красноярской тюрьме 8-9 месяцев, тюрьма была переполнена, в т.ч. тасеевскими повстанцами. Осужден 16.12.1920 Красноярской ГубЧК на 5 лет концлагерей. Сослан в Кемчуг Советского р-на КК. 03.03.1931 арестован в Красноярске, Плановик на лесозаводе в г. Красноярске. Обвинение в КРПО, бандитизме. Осужден 14.10.1932 тройкой ПП ОГПУ ВСК на 3 года концлагерей. Срок отбывал в Сиблаге (Мариинск). Вернулся в Красноярск, был секретарем географического общества при краевом музее. Арестован 03.11.1937 снова ночью. Тройкой УНКВД КК осужден на 10 лет ИТЛ. В 1947 освобождён по сроку. Проживал в Большом Улуе КК под надзором. Умер 13.09.1984. Реабилитирован 29.12.1998 и 15.02.2005 прокуратурой КК (П-23545, П-9326).
-А. Бабий. «Тоталитаризм. Культ личности». 1993.
-Б.П.Смирнов Воспоминания
-15.08.06 Сергей Орловский. Не упрощайте историю
-24.06.06 Сын городского головы
-Сергей Константинович Кусков. Письмо из лагеря
Войдите, чтобы пожаловаться