До основания, а затем... Заметки дилетанта от архитектуры

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

04.01.2021 09:24
3

Читать все комментарии

7133

Я не специалист в части архитектуры и градостроительства, а посему беру на себя смелость рассуждать как дилетант, не более. Мои заключения могут быть истинными. Но могут быть и спорными.

Очевидно, что Красноярск меняется год от года. В чём-то становится лучше, но в чём-то теряет свою архитектурную индивидуальность. Скажем, начали ремонт правобережной набережной в районе Коммунального моста. И это замечательно. Давно пора. В то же время на левобережной набережной у Речного вокзала возводят точку общественного питания циклопических размеров.

Крайне неспешно реконструируют остров Татышев, но годами не могут привести в порядок пешеходный мост, ведущий к нему от Зелёной Рощи. Возможно, не хватает средств? В это верится с трудом. И косвенным тому подтверждением может служить устанавливаемая здесь, на острове, уже несколько лет пятидесятиметровая городская ёлка огромной стоимости.

Странно она выглядела особенно в 2020 году, да и сейчас, в период пандемии, когда отменены все массовые мероприятия. Чем, скажем, тридцатиметровая железно-пластмассовая "лесная красавица" смотрелась бы хуже? Зачем надо было когда-то тратить средства, пусть даже спонсорские, на её покупку? А теперь - и на ежегодный монтаж-демонтаж?

Полагаю, тут иное. Кому-то очень важно, чтобы из телевизоров звучали слова о нашей самой высокой новогодней искусственной ёлке в России. Греет самолюбие такое сообщение. Как в том анекдоте про Техас, где всё большое.

В городе убрали часть фонтанов. И это правильно. Некоторые из них были эталоном безвкусицы. Но, с другой стороны, на улицах воздвигли огромные цветные шишки, а на площадях соорудили качели, в том числе и на самой деловой площади - Революции.

Вероятно, это очень прогрессивно, а возможно, и креативно. Но и странно. Хотя оставшиеся площади всё-таки реконструируют и приводят в должный вид. Пример? Сквер "Победителей" в районе той же Стрелки. Приводят в порядок и некоторые другие скверы города. Собираются взяться и за Центральный парк.

Помните, как ещё совсем недавно на улицах краевого центра красовались электрические деревья и часы? Стоимость всего этого добра, полагаю, была не малая. Где они теперь? Но деньги освоены. Готов услышать, что это всё "отгрохано" на внебюджетные средства. Ключевое слово тут - не "внебюджетные", а "средства". Очень нерационально они потрачены.

А Исторические ворота города! Это странное сооружение чаще от безграмотности называют триумфальной аркой. Поясню: Триумфальные арки строились в честь воинских побед, триумфов. Таковых на территории современного Красноярского края я вспомнить не могу.

На высоком берегу Енисея в районе Октябрьского моста возвели "уникальное" архитектурное сооружение под названием торгово-развлекательный комплекс "Июнь", а взорванный когда-то храм планируют восстанавливать в низине, в районе Большого концертного зала краевой филармонии.

Реставрируем несколько деревянных домов на улице Горького, назвав это место Историческим кварталом, но спокойно смотрим, как разрушаются дома ? 22, 24, 26 и 28 на улице Карла Маркса. Помню, с какой помпой их открывали много лет назад, заверяя, что этим началось возрождение старого Красноярска.

Ещё примеры: дом на той же улице Горького, только под номером 23. Это метрах в двухстах от Исторического квартала. Или дома ? 59 и ? 33 на проспекте Мира. А деревянные дома на перекрестке улиц Вейнбаума и Марковского?

Можно вспомнить и здание бывшего Общественного собрания на проспекте Мира, 67. Его не могут привести в порядок уже несколько десятилетий. Не стыдно?

А уникальный железнодорожный мост через Енисей, построенный по проекту инженера Евгения Карловича Кнорре в 1899 году? Мы как будто им даже гордились и постоянно упоминали, что на Всемирной Парижской выставке 1900 года он получил медаль, аналогичную той, что есть и у башни инженера Гюстава Эйфеля.

Гордились-то гордились, но в 2007 году мост всё-таки демонтировали. Долго его пролёты лежали, ржавея, на берегу Енисея. Потом куда-то исчезли. Говорили, что один пролёт хотели поставить на реке Кача, в створе улицы Парижской коммуны. Не случилось.

И как отступление. В соседнем, не столь столичном, как Красноярск, Новосибирске сохранили пролёт ещё царского моста через Обь, установив его на берегу реки. А рядом воздвигли памятник императору Александру III - инициатору сооружения Транссиба. Мелочь, но как она характеризует оба города. Точнее, его градоначальников.

Примеров странного отношения к архитектурной индивидуальности Красноярска предостаточно. В архивах краеведческого музея и в иных хранилищах, у краеведов огромное количество фотографий на эту тему. Там есть и снимки ещё уцелевших домов, но есть и утраченных.

Иногда происходящее напоминает мне симптомы "синдрома Наполеона". Это когда коротышка пытается всем доказать, что он великан. В народе есть другие сравнения - про Иванов не помнящих родства, про штаны, из которых пытаются выпрыгнуть и тому подобные. К сожалению, многие из них применимы и к моему родному Красноярску.

В сентябре 2019 года "специально обученные" люди тайно и очень быстро снесли часть забора Троицкого кладбища в Красноярске. И не где-то там в тихом уголке, на улицах Игарской или Дудинской, а на одной из центральных и самых оживленных улиц - Шахтёров. Что это, как не акт вандализма?

О том сносе рассказали все средства массовой информации. Я впервые касаюсь этой темы. Полагал, что за прошедшее время справедливость и забор будут восстановлены. Создаётся впечатление, что это, увы, никому не надо. Пока не надо. Повторюсь, я о восстановлении, а не о решениях судов.

Эмиль Кроткий говорил: "Резолюция подобна покойнику - её выносят и забывают". Прошло почти полтора года. За это время никто "тайно и очень быстро" не попытался восстановить порушенный забор в прежнем виде. Но, полагаю, стыдясь содеянного, кто-то отдал распоряжение прикрыть позор металлическими щитами. Красиво сделали, спасу нет. Ай, молодцы!

К слову, таких металлических заборов в Красноярске огромное количество ещё со времён подготовки к Универсиаде-2019. Полагаю, срам прикрываем. Помню, тогда "из всех утюгов" градоначальники объясняли причину сноса забора середины XIX века в первую очередь ветхостью сооружения. Очень может быть. Объяснить можно что угодно.

Вон американцы умудряются семьдесят пять лет оправдать ядерную бомбардировку Японии в 1945 году. И иногда им это удается. Мир "верит". Ну, или делает вид, что верит. Они же американцы! Красноярск в данном случае очень похож на всю нашу планету. Мы якобы верим "забороснесунам".

Но тут сразу возникает несколько вопросов, и самый первый из них - какой закон даёт право любому чиновнику принимать подобные решения без совета с историками, архитекторами, краеведами, искусствоведами? Наконец, куда смотрят "охранники" архитектуры - главный архитектор и главный художник города? А если это решение было ошибочным, то виновник заплатил штраф, получил выговор? И только? А восстанавливать будут за чей счёт - за наш с вами? Почему?

Я хочу, чтобы мои налоги шли на строительство детских садов, школ, спортивных сооружений, а не на исправление чужой глупости. А если хотите - дури. Но и об этом меня никто не спрашивает. Театр абсурда какой-то...

Вообще, есть основания полагать, что в Красноярске многие подобные сносы происходят "не подумамши". Ну, или "случайно", типа "Ой, бес попутал". Примеров тому изобилие. Вот только названия улиц, где "разгулялись" наши сносильники: Перенсона, Вейнбаума, Марковского, Лебедевой, Коммунистическая... Это всё исторический центр города.

Очень может быть, что некоторые уничтоженные или ждущие уничтожения дома не представляли и не представляют исторической и художественной ценности. Но убирают их как-то тихо и вдруг. Повторюсь, без открытого совета со специалистами и общественностью...

К слову, мне кажется, что полезно было бы создать в Красноярске общественный градостроительный совет человек так из 50-60-ти. Но дабы не превращать его заседания в Новгородское вече, на заседания приглашать не более 15 человек, выбирая их так же, как выбирают в судах присяжных заседателей. Повлиять на решение будет сложнее. Без их стопроцентного одобрения в городе не должны сносить или строить ни одно здание, ни один новый микрорайон.

Я не зодчий, но мне кажется, что только так можно прекратить архитектурный беспредел, творимый в Красноярске.

Этот город, на мой взгляд, сложно назвать туристическим центром. Очевидно, что он уступает по посещаемости Иркутску с его Байкалом. Или административному центру Республики Алтай, небольшому Горно-Алтайску, куда едут тысячи туристов, чтобы увидеть реки, озера и горы. Но это отдельная тема. Далёк Красноярск и от титула делового центра. В Сибири явно лидирует всё тот же Новосибирск.

Но гости в город едут. Именно поэтому несколько лет назад группа историков под руководством профессора Николая Дроздова предлагала один из вариантов сохранения исторической застройки: аккуратно разобрать исторические и просто красивые здания и перевезти их на то место, где сейчас возвышается другая архитектурная "достопримечательность" - ТЦ "КомсоМОЛЛ".

Поясню. Перенос старых зданий позволил бы высвободить площади для иного, современного, строительства: домов, офисов, парковок, учреждений культуры или спорта. Созданная сибирская деревня вполне могла бы стать центром туристического притяжения и познания истории Красноярска.

Примеров подобных "деревень" в Сибири, да и в крае, немало. Шушенское в Красноярском крае и Тальцы в Иркутской области. Сюда же, в Красноярск, можно было бы привезти дома и из многих сел и деревень края. Вот только два примера - в селе Ворогово Туруханского района разрушаются купеческие постройки позапрошлого, XIX, века. Безрадостна судьба села Маковское в Енисейском районе.

Однако идею учёных не поддержали. А жаль. Мысль чрезвычайно интересная.

При этом городские чиновники разрешили построить на берегу Енисея, рядом с вышеупомянутым ТРК "КомсоМОЛЛ", очередной многоэтажный отель пяти звёзд и очередной бизнес-центр, заключив на одном из Красноярских экономических форумов договор с иностранной фирмой. И это при том, что совсем рядом уже много лет стоит пустая высотка КАТЭКНИИуголь, переделанная в бизнес-центр. Чем она-то вас, господа чиновники, не устраивает?

Повторюсь, в Красноярск туристы и деловые люди не ломятся. Мы на Универсиаду ждали 100 тысяч гостей. Не считая спортсменов, судей, тренеров. Приезжали?

Первая, эмоциональная, реакция на это сообщение о новостройках на Стрелке была у меня такой: давайте, "украшайте" набережную и здесь, бывшей Театральной площади вам явно недостаточно. Ну, а дальше всё ненормативно...

Почему бывшей? Я даже не о том, что там понастроили кучу гостиниц и точек общепита. Когда-то остановка транспорта здесь называлась "Площадь 350-летия Красноярска". Потом её переименовали в "Театральную площадь". А что теперь? "Театр Оперы и балета".

Господа, вы сами косвенно признали отсутствие площади. Более того, спасая ситуацию, начали придумывать некий второй ярус, в строительство которого будут вбуханы миллионы, сотни миллионов...

Одна деталь - в музее-усадьбе художника Василия Сурикова долгие годы стоял общественный туалет типа "удобства на улице". И это в центре города. Я не был в этом музее несколько месяцев, потому и написал в прошедшем времени. Вдруг построили новый и современный, ведь в этот музей водят многих гостей краевого центра.

Несколько лет назад в самом центре Москвы снесли здание гостиницы "Россия". Место сладкое. Полагаю, что желающих получить его было предостаточно. Однако мэр столицы, по совету президента России, принял решение строить там парк "Зарядье". И сделал. Почему в Москве и в Санкт-Петербурге понимают, что городские набережные должны быть местами массового отдыха, а не массовой высотной застройки?

Наблюдая за работой городских администраций разных лет, вспоминаю фразу Фаины Раневской из фильма "Золушка": "Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде!". Или другую, из художественного фильма Георгия Данелия "Серёжа" (1960): "Дядя Петя, ты дурак?".

Современные высотные жилые и офисные здания теснятся в центре города, делая его перенаселённым. При этом слабо освоены площади в районе железнодорожного моста, Николаевки, нижняя часть бывшего Комбайнового завода, где, кстати, есть и река, и транспортные развязки. Почему не обратить внимание на эти территории? Для чего начали уродовать уже облагороженные и сформированные пространства?

Полно места на правом берегу. К примеру, территория бывшего целлюлозно-бумажного комбината. Чем плохо? Заодно и создадите правобережный деловой и туристический центр. Как сейчас говорят ценители русского языка - кластер или локацию. Там строители тоже "наЛОКАтьца" могут.

В конечном итоге, отчего Иркутск, Томск, Омск и другие не столь "столичные", города бережно сохраняют свои старые здания? И отчего в моём родном Красноярске идёт этакий архитектурный разгуляй?

Всё это мне очень не нравится. Правда, моё мнение спрашивают только во время выборов и по иному поводу. В остальных случаях оно никого не волнует. Да и не только моё...

Я уже несколько раз говорил, что у меня порой создаётся впечатление, будто "отцы города" последних десятилетий сильно обиделись на Красноярск или за что-то мстят ему. Хотя возможны другие варианты, и они более очевидны. Но это только домыслы. Тут должны разбираться другие специалисты.

На телеканале "Центр-Красноярск" у меня есть своя, авторская, программа "Наши люди". Я несколько раз приглашал в неё чиновников от городской архитектуры. Отправлял им темы и вопросы, которые они согласовывали и утверждали.

Не идут... Причём, отказываются в самый последний момент. Минут за 30 до начала записи. Получается, что вопросов они не боятся. Значит - ответов? Третьего в интервью не бывает.

У меня есть своё предположение, отчего они так поступают. Хотя вполне возможно, что они очень заняты либо не очень здоровы. Господа, моё предложение остаётся в силе и сегодня. Нам есть, что обсудить.

И вернусь к Троицкому кладбищу. Очень может быть, что восстанавливать уничтоженный забор начнут в 2021 году. И вот тут мне хочется ещё раз спросить: а за чей счет? Бюджетный?

Но это неправильно. Полагаю, что восстановление должны оплатить те, кто подписал решение о сносе забора, и тот, кто его утвердил. Чтоб неповадно другим было.

Виталий ИВАНОВ,

дилетант от архитектуры.

Фото автора.

Красноярск.

Комментарии (3)

Спасибо за статью, Иванов Виталий. Только не знаю, а кто же правит городом. Официально Ерёмин, а говорят -на самом деле Егоров. Это который Николаевку сносил. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

В Воспоминаниях моего дяди Бориса Павловича Смирнова есть момент, когда его забрали в тюрьму и ждал расстрела, спасибо- Колчак освободил. Так расстрелы организовывали люди, которых потом до тюрьмы не довели- народ разорвал. Сейчас их ин\менами названы улицы и площади города. А вот название улиц Красноярска до 1906 года. (Составила Смирнова Вера Борисовна) 

1. Проспект Мира - пр. Сталина - ул. Советская- ул.

Большая или ул. Воскресенская -от железной дороги до

Старособорной площади.

2. Ул. Ленина - ул. Благовещенская- от Овсянинского

переулка до Степановского переулка

3. Пр. Карла Маркса -ул. Гостинская или Узенькая - от

полосы отчуждения до р. Енисей.

4. Ул. Лебедевой - ул. Малокачинская - от Качи до

Покровского переулка.

5. Декабристов - ул. Качинская или Короткая - от Енисея

упирается в Качу.

6. Ул. Марковского - ул. Больщекачинская - от казарм сотни

до стрелки.

7. Ул. Красная Армия - ул. Всехсвятская - от Плацпарадного

до Падалкина переулка.

8. Ул. Урицкого - ул. Песочная - от садового переулка до

Степановского переулка упирается в Городской сад.

9. Ул. Бограда - ул. Садовая - от Овсянинского переулка до

Садового перулка.

10. Ул. Дубенского - ул. Беговая - от Садового переулка до

р. Енисей.

Площади

1 .Большой концертный зал - пл. Старобазарная. 2.Пл. Революций - пл. Новобазарная 3.Красная площадь - пл. Плацпарадная- на ней была деревянная церковь.

Острова.

1. Молокова - Телячий

2. Отдыха - Конный -

Попов луг за бергом Качи, за ним Тюремный замок.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


11.01.2021 12:46

В продолжение темы хочется указать еще один аспект. Сносим и строим "без царя в голове", не думая на перспективу. Почти повсеместно проезжие части улиц уперлись в "красную линию" - застройку.  Резерва на расширение дорог практически нет. Так и будем толкаться в "пробках" на узеньких и кривеньких улочках? 

В Новосибирске тоже сносили "уставшие" дома, но на их месте не строили офисно-торговые балаганы, а 6-8-полосные магистрали. Сумели-же мы, с горем по-полам, разгрузить перекресток ул. Маерчака-Калинина двухярусной развязкой, но почему-то дальше не пошли. Не знаем куда идти? Не правда. Еще в советские времена генпланами развития города предлагались десятки вариантов транспортных магистралей, перспективных районов застройки, выноса предприятий за черту города, развития дорожной инфраструктуры и т.д.

Сегодня город задыхается в смоге автомобильных выбросов в том числе и по тому, что стоят сотни тысяч лошадиных сил в пробках, дымят "грязные" трубы. И только один ветер уже не в силах разогнать грязные тучи над городом.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры