Александр Кулёв был настоящим человеком
Завтра, 9 апреля, исполняется полгода со дня ухода из жизни Александра Кулёва.
Ещё за пару месяцев до его смерти мы встретились с Александром Ануфриевичем в Новой Солянке на открытии сельской церкви. Несмотря на "круглую дату" в 88 лет, он был жизнерадостен. Мы, его друзья, и запомнили его именно таким.
Александр Кулёв в прежние времена работал в советских, партийных органах, но никогда не был чинушей. В его карьере были должности инструктора крайкоме партии, председателя Рыбинского райисполкома. В начале перестройки Александр Ануфриевич вернулся на свою малую родину -- в Тасеевский район, стал первым секретарём райкома КПСС. И где бы он ни служил Отчизне, всегда был открыт для простых людей, всегда защищал их интересы.
В те времена в крае озаботились сохранением малых деревень. В каждом районе была принята своя программа. И очень часто Александр Ануфриевич звонил мне, приглашал проехать вместе по малым деревням Рыбинского района, где активно шло строительство благоустроенных домов, прокладывались асфальтированные дороги.
Однажды он попросил меня свозить его к моей бабушке Акулине. Мы приехали в родную для меня Казачку, где Александр Ануфриевич встретился и поговорил по душам с каждым жителем этой, в ту пору уже бесперспективной, деревни.
Потом мы сели в лодку и сплавились по Кану на нижний остров, где наловили десятка два крупных пескарей. Бабушка Акулина пожарила их в сковороде, и мы с аппетитом поужинали. Тот день не забудется никогда.
Жила в Кулёве и страсть к творчеству. Первым опытом стала для него небольшая книжка воспоминаний о прожитых годах, о встречах с интересными людьми. Затем он задумал издать книгу о Рыбинском районе, о населённых пунктах, расположенных на его территории. А это не только деревни и сёла, но и города Бородино и Зеленогорск.
Мне пришлось принимать участие в её создании. Авторский коллектив выполнил свою работу быстро и качественно, а вот с деньгами на издание были большие проблемы. Кулёв пошёл по кабинетам с просьбой о помощи и своего добился: книга вышла и получила одобрение общественности. Сегодня её уже не достать.
А кто ещё, кроме Александра Кулёва, мог решиться на издание книги японского переводчика о пребывании военнопленных из Страны восходящего солнца в сибирском плену? Помнится, нас даже упрекали, что мы льём воду на чужую мельницу, но книжка вышла, и сегодня её тоже не достать.
Последним детищем нашего друга стала книга о родном Тасеевском районе под символическим названием "Тасеевская Русь". Она стала его завещанием.
Что меня удивляло в Александре Ануфриевиче, так его неуёмное трудолюбие и жизнерадостность. И это притом, что его жизненный путь не был усыпан розами, особенно после 1991 года, когда партию разогнали, и он надолго остался без работы.
Выручил Кулёва его давний друг, глава Зеленогорска Валентин Казаченко, предложив работу в одном из банков закрытого города. Затем Александра Ануфриевича избрали главой Заозёрного, и в провинциальном населённом пункте были заасфальтированы многие улицы.
Сумел Александр Кулёв решить и проблему с отоплением части кварталов, которые подключили к котельной элеватора, хозяин которого за неуплату услуг часто отключал микрорайоны от тепла. В конце концов котельную у предпринимателя выкупили, и сейчас она принадлежит городу.
Но произошло это не скоро и не сразу, заозёрновцы изрядно помёрзли пару лет. И когда пришло время новых выборов, горожане отдали свои голоса... предпринимателю, который до этого часто перекрывал подачу тепла от котельной. Увы, такова правда российской жизни, когда растерянный народ не знает, что ему делать.
А тут ещё гибель сына в автомобильной аварии. Не каждый может перенести столько испытаний, но Александр Кулёв выдержал их, хотя и характер сибиряка заметно изменился.
Он продолжал работать. Сначала руководил маральей фермой в подхозе "Искра". Затем, уже будучи на пенсии, трудился в Рыбинском лесничестве, где одновременно вёл кружок юннатов. И те сотни и тысячи кедров, что высажены были во многих местах Рыбинском района и за его пределами,-- это самая настоящая память о настоящем человеке. Земля ему пухом!
Виктор РЕШЕТЕНЬ.
Гость (премодерация)
Войти