Любовь, шампанское, закаты, переулки...

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

19.06.2019 09:53
0

Читать все комментарии

615

Красноярский музыкальный театр посвятил 220-летию А. С. Пушкина спектакль "В союзе звуков, чувств и дум..." в постановке заслуженного артиста РФ Юрия Цехановского.

Конечно, данную постановку продолжительностью чуть больше часа можно было бы назвать более чем скромной, если бы не шикарная работа художника Жанны Семенюк, продемонстрировавшая зрителям изысканные наряды первой половины XIX века. Не забыть бы хореографа Аксану Климину, ведь разве можно представить жизнь питерской элиты того времени без балов и вихревых танцев.

Весь спектакль на сцене дирижёр-постановщик Василий Убиенных и камерный состав оркестра, ведь музыка здесь играет главную роль, поскольку в течение ограниченного времени звучат неповторимые мелодии Михаила Глинки, Георгия Свиридова, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Исаака Шварца...

Идея спектакля неплоха: поближе познакомиться с творчеством Александра Пушкина (Александр Каминский), погрузиться в атмосферу того времени. Действие происходит в доме Пушкиных перед дуэлью поэта с Дантесом. Один день из жизни Александра Сергеевича в январе 1837 года.

"Это был трудный день",- как иронично говорит журналистка в одной из юмористических программ на НТВ. Ещё бы не трудный, если главную роль на сцене играет няня Арина Родионовна (Людмила Гох), скончавшаяся лет за восемь до того. Встречают в узком кругу друзей будущего выдающегося русского дипломата, а ныне лицейского друга Пушкина Горчакова (Андрей Татарников), которого отчего-то величают Алексеем, а не Александром. Печально, что не озадаченные такими историческими тонкостями зрители воспримут всё всерьёз.

Однако смысл постановки не в этих "мелочах", а в музыкально-литературной составляющей, когда со сцены звучат и музыка того времени, и песни, и романсы на стихи Александра Пушкина. Наталья Николаевна (Юлия Погодаева) встречает гостей и устраивает для них игру в фанты, вытащивший который обязан, конечно же, спеть. Таким образом демонстрируют свои вокальные данные все, находящиеся на сцене.

"В крови горит огонь желанья, Душа тобой уязвлена, Лобзай меня: твои лобзанья Мне слаще мирра и вина",- поёт своеобразный прототип поручика Ржевского гусар Поликарп Федун (Михаил Росоха) романс Михаила Глинки на стихи Александра Пушкина.

"Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня: я тверда, не боюсь Ни ножа, ни огня",- это уже княгиня Глафира Крутова (заслуженная артистка РФ Светлана Колеватова) исполняет романс цыганки Земфиры на музыку Алексея Верстовского.

Интересно, что сам виновник торжества, чем-то озабоченный Александр Сергеевич, появляется в начале и конце спектакля, что напоминает сюжет поставленного в 1986 году Леонидом Менакером фильма "Последняя дорога", в котором смертельно раненный на дуэли поэт остаётся за кадром, а о случившемся размышляют его друзья.

Вот и здесь собираются на сцене друзья Пушкина Пущин (Владимир Петько) и Горчаков, друзья семьи княгиня Варвара Барятинская (Елена Федорина), граф Алексей Оболенский (заслуженный артист РФ Михаил Михайлов) и его жена Анастасия Фёдоровна (Галина Артемьева). Блеснул своим неповторимым вокальным искусством граф Елисей Пичугин (заслуженный артист РФ Владимир Родин).

Стихи и музыка - основная составляющая этой литературно-музыкальной композиции. И спектакль "В союзе звуков, чувств и дум..." на большее не претендует вовсе не потому, что длится всего лишь час, в который многое не вместить.

Постановщик временами делает попытки вырваться из рамок задуманного, например, когда Горчаков, выйдя на авансцену, говорит о том, что, оставшись в живых последним из лицеистов, будет хоронить всех своих друзей. Увы, условности жанра к подобным выходам "за рамки" не располагают, поэтому Горчаков вновь уходит "играть в фанты", а зритель тут же забывает его печальную сентенцию.

Однако, несмотря ни на что, зрители получат удовольствие от замечательной русской классической музыки, от отменного исполнения артистами Красноярского музыкального театра романсов, от щемящего завершения, когда на фоне знаменитого памятника А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина все участники спектакля поют незатейливые строки Булата Окуджавы "На фоне Пушкина снимается семейство..."

Думается, очередная попытка с помощью подобных экспериментов раздвинуть пространство малой сцены, ведь до этого уже были "Жизнь, как дым..." о Людмиле Гурченко или "Мне осталась одна забава" о Есенине, вызывает уважение своим стремлением привлечь в театр новых пытливых зрителей.

Сергей ПАВЛЕНКО.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры