Музыка, востребованная в современном мире

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

23.01.2023 19:34
0

Читать все комментарии

2937

Национальный оркестр Республики Бурятия вернулся с фестиваля профессиональных оркестров национальных народных музыкальных инструментов "Стихия звуков", который проходил в конце ноября в Красноярске, воодушевленный и с новыми силами для поиска своего особенного звучания, неповторимого колорита, содержательного наполнения.

Фестиваль стал отличным поводом познакомить людей со своей музыкальной культурой.

- Бурятская национальная музыкальная культура молодая, - утверждает художественный руководитель театра "Байкал" Жаргал Жалсанов. - В культуре древних бурят инструментальная музыка как самостоятельный вид искусства отсутствовала. Хотя буряты знали струнные, духовые и ударные инструменты, но они в основном выполняли функцию аккомпанирующую. И у истоков оркестра стояли композиторы советского периода. Понятно, ничего общего с бурятской традиционной или народной музыкой тогда создать не могли.

В конце 1930-х годов в рамках подготовки первой декады бурятской литературы и искусства в Москве создавался оркестр бурятских народных инструментов. По своему составу он получился довольно внушительным - более 80 человек. Тогда в этот коллектив, кроме выпускников и студентов недавно открытого техникума искусств, по бурятским улусам собирали людей, которые даже не знали нотной грамоты, чтобы учить игре на разных музыкальных инструментах. И музыкальные инструменты в оркестр были перенесены из симфонического, - например, баян, тромбон, кларнет, флейта - тогда они способны были решить задачи того времени.

Но времена меняются. Теперь Национальный оркестр Республики Бурятия позволяет существовать такому большому творческому коллективу, как театр песни и танца "Байкал", известному во всем мире. Он стал известен российскому зрителю по участию во всероссийском телешоу "Танцуют все!" на телеканале "Россия 1" и триумфальной победе в этом проекте.

Сейчас Национальный оркестр Бурятии состоит из 35 музыкантов. Он регулярно выступает на главных сценах республики с сольными концертами, в рамках концертов театра "Байкал", а также творческих вечеров известных певцов и композиторов. Репертуар коллектива включает более 300 сочинений композиторов Бурятии, Монголии, также отечественную и зарубежную музыку.

В оркестре трудятся музыканты, закончившие Казанскую, Казахскую консерватории, Университет культуры и искусств Монголии, Красноярский институт искусств, Улан-Удэнский музыкальный колледж имени П. И. Чайковского. Один из ведущих дирижёров Бурятии Жаргал Токтонов после окончания Уральской консерватории на кафедре оркестрового дирижирования проходил стажировку в Санкт-Петербургской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования.

У оркестра разнообразный репертуар - классика, фольклор, андеграунд. Бурятские морин хууры и монгольские хучиры, казахские топшуры и тувинские игилы словно воспроизводят звуки Вселенной, улавливая движение галактики и трогая тонкие струны человеческой души. Профессионализм оркестрантов высокого уровня, они - настоящие мастера своего дела, творческие и умелые музыканты.

Кроме национальных мотивов, песен советских композиторов, которые нравятся любителям музыки, оркестр стал известен своими кавер-работами на голливудские фильмы и переложениями известных саундтреков, которые пришлись по душе современному зрителю.

Сегодня в оркестре в полном объёме представлены народные инструменты бурят и монголов, кроме них ввели разные другие - корейские, тибетские, казахские, китайского происхождения. Бурятские музыкальные инструменты модернизированы.

- Монгольские и бурятские оркестры близки, но наш имеет ни на кого не похожее звучание, - объясняет Жаргал Токтонов. - Это монголы всегда подмечают, и им интересен железный звук наших смычков  - в отличие от наших у их инструментов смычки волосяные. Здесь проявляется именно то, что бурятская музыкальная культура, получившая своё развитие на стыке великих мировых цивилизаций, Востока и Запада, вобрала в себя богатство бурятского и европейского звучания, разные диапазоны, разное звукоизвлечение.

Прошедший фестиваль, где на одной сцене одновременно выступали 240 музыкантов, извлекая музыку на множестве редких музыкальных инструментов, сама исполненная на них кросс-сюита, специально созданная красноярским композитором и музыкантом Владимиром Кошелевым, которая может занять место в Книге рекордов России как сочинение, написанное для самого большого количества музыкальных инструментов, - такое происходило впервые и не могло не впечатлить.

"Стихия звуков", организатором которой стала Красноярская краевая филармония при поддержке правительства Российской Федерации, собрала вместе 6 музыкальных коллективов из Красноярска, Башкортостана, Тывы, Хакасии, Якутии и Бурятии. Прекрасно, что у кого-то появилась идея показать многообразие культур нашей страны, украсить звуковую картину нашего техногенного мира, через музыку уравновесить мировосприятие современного человека. Сегодня учёные говорят даже о прямой зависимости традиционных национальных культур и экологического состояния Земли и выживания самого человечества.

Фестиваль профессиональных оркестров национальных народных музыкальных инструментов "Стихия звуков" поразил и самих музыкантов, дал пищу для размышлений, поиска нового осмысления перспектив и дальнейшего развития.

- В первую очередь выражаю благодарность руководству Бурятского национального театра "Байкал" за организацию нашей поездки на фестиваль - фестиваль грандиозный, прошедший на высоком, достойном уровне. Спасибо его организаторам, особенно директору фестиваля Маргарите Рачковской. Ещё раз убеждаюсь, что такие поездки нам очень нужны - надо общаться, обмениваться опытом. Это как глоток свежего воздуха, - делится впечатлениями от поездки главный дирижёр Национального оркестра Бурятии, заслуженный деятель искусств республики Жаргал Токтонов.

Конечно же, наших музыкантов, не имеющих своего помещения, проводящих репетиции на чужой, приспособленной площадке, впечатлили масштабы самой Красноярской краевой филармонии, "имеющей всего пять залов". Большой концертный зал с огромной сценой и масштабным зрительным залом почти на полторы тысячи мест Жаргал Токтонов назвал "вкусным" - по акустике, энергии звука, восприятию музыки. Филармония оснащена по последнему слову техники - как тут по-доброму не позавидовать.

С большим уважением он говорит о том, что генеральный директор Красноярской филармонии Евгений Стодушный входит в десятку лучших в России менеджеров в сфере культуры, и потому идея принимать у себя такой масштабный фестиваль могла родиться именно в этом коллективе, и на то были силы.

Апофеозом фестиваля стал гала-концерт, который состоялся в Большом зале филармонии. Под управлением дирижёра Валерия Шелепова была исполнена кросс-сюита "Стихии мира". Музыканты бурятского оркестра получили партитуру за две недели до поездки. Приглашение на фестиваль коллектив получил ещё год назад.

- Мы посылали композитору характеристику наших национальных музыкальных инструментов, но когда поступил материал для исполнения, были заинтригованы, начали изучать, пробовать, - рассказывает Жаргал Токтонов. - Многие места были не очень удобные в исполнительском плане. Поэтому находились на постоянной связи с автором, созванивались, обсуждали, меняли. В Красноярске была только одна сводная репетиция. А во время концерта я сидел в зале как зритель и могу сказать, что произведение звучало достойно, наши инструменты были хороши.

Жаргал Токтонов, посещавший разные музыкальные фестивали, был поражён обилием национальных инструментов: якутские хомус и кырыымпа, башкирские кубыз и ятаган, тувинские игил и чадаган, хакасские пыргы и чатхан, русские балалайка, гусли и домра - свыше ста разновидностей, какие-то из них даже видел впервые.

Музыкантам было интересно знакомиться друг с другом, узнавать о разных, доселе невиданных национальных музыкальных инструментах. Очень хотелось побывать на концертах своих коллег из других регионов, но выступления шли параллельно, да ещё и в разных городах. Единственным минусом поездки Жаргал Токтонов называет нехватку живого общения. Да ещё сожалеет, что не было оркестра из Калмыкии.

В современном мире человек уже нередко сталкивается с проблемой отрицательного воздействия музыки на него, когда она используется как психотропное оружие. И только народная национальная культура и классическое искусство со своим многообразием и уникальными шедеврами тысячелетнего народного и профессионального творчества способна противостоять этому негативу, так как в них - сила, мудрость и знания, наработанные нашими предками. Наша же задача - с благодарностью принять, раскодировать, придать новые формы и запустить это в современную жизнь.

Музыка - язык чувств. По убеждению наших предков единство бытия, сознания и души творит всё сущее, они верили в тайный, скрытый смысл вещей. Судите сами. Например, древними звуками морин-хура вместе с мелодичным пением монголы и буряты могли заставить плакать безмолвных животных. Один из редчайших в мире звуков мог вернуть верблюдицу к отверженному верблюжонку, поднять на ноги умирающего скакуна, песней тээгэ заклинали овцематку.

Хотя недостаточно было на фестивале неформального общения, музыкальный руководитель Национального театра "Байкал" Баттулга Галмандах получил от Тувинского национального оркестра предложение написать музыкальное произведение для их коллектива. Помнится давний разговор, когда он говорил:

- Я как истинный монгол хотел бы, чтобы Национальный оркестр республики объединил большое количество музыкантов. Представьте себе, огромный оркестр исполняет гимн Бурятии.

Тогда он вспоминал, что у него на родине по президентскому указу в Монгольском государственном ансамбле играют 108 музыкантов - по сакральному числу в монгольском мире. Коллектив выступает на больших праздниках, правительственных концертах, участвует в приёмах, посвящённых государственным праздникам, памятным датам, в торжественных мероприятиях на высшем уровне.

Можно подумать, что его задумка отчасти как будто бы была принята вселенским информационным пространством. Кто знает, возможно, Баттулга захочет создать новое, грандиозное произведение не только для тувинских музыкальных инструментов, но и для огромного сводного оркестра, какой соберется на следующий фестиваль, а он, по задумке организаторов, станет международным.

Какая музыка сегодня может быть востребована в современном мире, какой идее она способна подчинить свою аудиторию? Но верится, что музыканты оригинальным звучанием своих инструментов способны обогатить мировую музыкальную культуру, сблизить города и веси, указать людям ценностные ориентиры и укрепить мир.

Улан-Удэ.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры