Как зарождалось православие на Енисее?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

06.12.2022 19:30
4

Читать все комментарии

32513

По первым данным, православие на берега Енисея пришло почти 450 лет назад. Официально оно начиналось с Енисейского острога. Примерно через десяток лет после него построили Красноярский острог.

Красноярск из-за своего размещения на перекрёстке всех дорог развивался быстрее и энергичнее своего "отца" - Енисейска. Мы будем говорить об истории православия на берегах Енисея как о развитии края в целом. Естественно, когда создавалась Красноярская и Енисейская (потом её стали называть Енисейская и Красноярская) епархия, на вечное житьё ей определили Красноярск. Енисейск в качестве столицы епархии уже не рассматривался. Не в том месте был рождён.

Первым принёс православие на среднее течение реки инок Тимофей (Иванов) в 1598 году. По другим данным - в 1592 году. Он построил себе на месте нынешнего Енисейска келью и молился, проповедовал христианство. Потом, как говорят разные варианты исторических версий, к нему стали селиться единомышленники, так и образовался Енисейский монастырь.

Выходит, монастырь был образован на десять лет, а то и раньше, Енисейского острога. В истории Приенисейского края этот факт почему-то не подчёркивается.

Если взять годы появления на наших нынешних берегах Тимофея, он тут жил, когда о Томске ещё никакого разговора не случилось. Ведь Томск был основан только в 1604 году. 17 сентября 1604 года завершилось строительство Томского острога.

Из красноярских исследователей последним историю православия на Енисее пытался писать протоиерей Геннадий Фаст. Его книга "Енисейск православный" неплохо наполнена фактами и достаточно интересна для чтения. Это он утверждает, что инок Тимофей поселился на месте будущего Енисейска в 1592 году. Многие исследователи считают более реальным сроком 1598 год, хотя и эта дата ставится под сомнения.

Откуда же появилась вторая цифра - 1592 год? Скорее всего, дата родилась с потолка. Кто-то из исследователей плохо написанную цифру восемь к себе в блокнот переписал как два, и пошла ересь гулять по диссертациям и статьям.

Тобольск был основан в ноябре 1587 года. Это бывший татарский городок. Татарами тогда звали всех, кто тут жил. Городок назывался казаками - Сибирь, он же - Искер, он же - Кашлык. Первым его занял Ермак, потом татары отбили его у казаков, два года город был под их подчинением, а затем снова, на этот раз навсегда, перешёл в царство Московское.

Тобольск поставили в семнадцати километрах ниже Кашлыка по Иртышу, недалеко от Устья реки Тобол. Вернул Московскому царству город письменный голова Данила Чулков со товарищи. А Тобольская епархия была образована царём Михаилом Фёдоровичем и патриархом Филаретом только в 1620 году.

Первым епископом Сибирской епархии был Киприан (Керн). Он, конечно, знал о существовании в Енисейске неофициального монастыря. Сам Енисейск уже стоял, а братия жила тут минимум с 1598 года.

Хотя первым строением Тобольска, когда письменный голова Данила Чулков отбил его у татар, была Троицкая церковь. И мыс, на котором стояла церковь, до сих пор зовут Троицким. Значит, Сибирская епархия никак не могла благословлять инока Тимофея на подвиг возведения кельи на берегах дикого в то время Енисея. Не сходится по времени. Но и сам бы он без благословения никуда бы не пошёл. В такую-то даль. Кто мог его благословить?

Многочисленные экспедиции казаков на север Енисея в это время шли постоянно. Мангазею поставили в 1601 году. Через Мангазею промышленные люди ходили и в низовья Оби, и на Енисей. Собирали ясак, крестили, подводили небольшие племена под высокую государеву руку.

Думаю, что были здесь проповедники христианства из Руси значительно раньше Тимофея. В рукописях того времени это упоминается, и не раз. Духовно в путешествиях их окормляли монахи, куда без них. Вряд ли семейные батюшки могли уезжать в трёх-четырёхлетние командировки в Сибирь. Вернулся, а у тебя к своим пяти чадам добавились ещё три. По этим и другим причинам окормляли отправляющихся в поход монахи. Всё духовное окормление воинов ложилось на плечи и головы монахов.

Проповедники призывали в христианство горячим словом, а иногда - и пищалью с саблей. Но людей крестили, окормляли, число христиан на севере приенисейского края полнилось. Естественно, и Тимофей, и его сотоварищи из Мангазеи посылались кем-то в дикие места, их кто-то благословлял. За всем этим мы видим церковь, которая в те времена активно занималась строительством Отечества. Слава Богу, и нынче - тоже.

Во вторых, пишут не вдумываясь, что к Тимофею стали приходить единомышленники из центральной России и селиться рядом с ним. Но как они могли сюда пройти, если кругом были только немирные племена? Сборщики дани от маньчжурцев, те же киргизы. Они сами платили дань джунгарам, чёрным калмыкам, но собирали её с малочисленных племён на берегах Енисея.

Какая разница им, паломник ты или нет, монах или только собираешься им стать? Аркан на шею и - в рабство. Тоже доход. Можно оставить себе рабом молодого, здорового человека. Так что конкуренция за выживание была жёсткая.

Гадать сегодня трудно. Если Тимофей действительно молился на берегу Енисея, то почему его никто не трогал? Если к нему приходила братия и оставалась на вечное поселение, значит, у него был монастырь или что-то на его подобие. Монахи же как-то находили возможности общаться с Филаретом.

Самостийности никто бы не потерпел. Но как братия добиралась к Тимофею? Только через Нижний Енисей. Тогда ещё вопрос: от кого братия узнавала, что Тимофей один-одинёшенек молится на диком берегу Енисея? Ворон разносил почту?

Летом 1619 года присланные из Тобольска казаки во главе с Максимом Трубчаниновым "...пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог... ставили". Этот построенный казаками Трубчанинова первый русский городок на Енисее вначале называли Тунгусским, потом - Кузнецким, позднее закрепилось имя Енисейского острога.

Городок был поставлен на левобережье Енисея, на холме неподалёку от устья речки Кеми. Уже в 1620-е годы город, в который устремились на жительство "промысловые и гулящие люди", начал расширяться, постепенно "сползая" с холма. Енисейск быстро превратился в торговый и административный центр огромного края, откуда "встречь солнцу" уходили всё новые и новые партии землепроходцев.

Енисейские казаки основали Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. Енисейским казаком был Семён Дежнёв. И казаком был Савва, пожалованный Москвой дворянином за подвиг во время плавания с Берингом по Курильский островам.

По благословению архиепископа Киприана спустя пять лет от основания Енисейска, при воеводе Якове Хрипунове, был освоен женский монастырь, названный сначала Христо-Рождественским, а позднее - Иверским. Игуменьей монастыря с 1623 по 1643 год была Параскева Племянникова. Сегодня женский монастырь в Енисейске - одно из достояний культуры нашего края.

В 1642 году, на высоком холме в полукилометре от Енисейска, был основан Спасо-Преображенский монастырь. Я уже говорил о предании, что в 1592 году в этих местах поселился пустынножитель, некий монах Тимофей, в миру Иванов, вокруг которого собралась небольшая монашеская община. Выходит, что в 1642 году монастырь был не основан, а получил утверждение от Тобольского архиепископа Герасима.

Енисейский монастырь долгое время был малолюдным и бедным - ни пожалованные ему земельные угодья, ни мельницы и рыбные ловли, ни соляные варницы не приносили большого дохода. По этой причине все здания монастыря более ста лет оставались деревянными, и только в 1730-х годах началось каменное строительство.

Первым каменным сооружением стал величественный Спасский собор. Он был освящён в 1750-х годах. Позднее к главному храму были пристроены Ильинский придел, тёплая Покровская церковь и колокольня. В строительстве собора принимал участие уставщик Успенского Далматова монастыря Иоакинф Денисов, присланный тобольским митрополитом в Енисейск для обучения "тамошних монастырских" строительному ремеслу.

К собору примыкает массивная восьмигранная колокольня. Некогда в Спасском соборе хранилась главная святыня монастыря - местночтимая икона "Спас Нерукотворный".

В 1780-1800-х годах в монастыре были возведены каменные Святые ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы, часть ограды и настоятельский корпус. Изящная церковь Захария и Елизаветы (построена в 1785-1790 годы, освящена в 1822 году) была одной из главных вертикалей Енисейска. В 1859-1860 годах в церкви были установлены новые иконостасы, изготовленные на средства енисейского купца А. С. Баландина. Монастырь окружала наполовину каменная, частью деревянная ограда протяжённостью 590 метров.

Спасский монастырь на протяжении многих лет играл роль важного миссионерского и просветительского центра. Ещё с 1780 года при нём существовало "училище для всех сословий", преобразованное в церковно-приходскую школу.

Монастырь сильно пострадал в советское время. Было уничтожено всё внутреннее убранство церквей, разрушена часть зданий, а уцелевшие здания повреждены.

Возрождение началось в 1990 году. Шестого декабря 1990 года епископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил во вновь открытой обители первое архиерейское богослужение.

Об условиях, в которых возрождалась жизнь монастыря, свидетельствует документ, направленный тогда епископом Антонием в адрес светских инстанций, "контролирующих" восстановление обители. Вот выдержка из него:

"Указанное здание, десятилетиями не привлекающее вашего внимания и фактически на ваших же глазах всё более и более теряющее свой архитектурный облик, получено монастырём в таком варварски изуродованном состоянии, что налагать штрафы за всё это варварство просто не имеет смысла. Как не имеет смысла препятствовать монастырю мало-мальски приспособить помещения для жизни в нём, что и делается".

С 1990 года обязанности наместника исполнял иеромонах Мефодий (Есин). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 3 августа 1992 года иеромонах Мефодий был утверждён наместником возрождаемого Спасо-Преображенского монастыря в Енисейске с возведением в сан игумена.

Скончался отец наместник 3 октября 2005 года, накануне отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, после тяжёлой болезни, на сорок шестом году жизни.

Комментарии (4)

А вот на эту же тему - из моей родни. В Енисейске могилы отца Стефана не нашёл - а искал. Это из воспоминаний Бориса Павловича Смирнова - сына городского Головы Павла Степановича.

Дед - Стефан Григорьевич Смирнов - окончил Томскую духовную семинарию в 1850 году, служил священником в с. Усть-Ербе Краснотуранского района, протоиереем в Абакане, жил на покое в Ачинске и умер в Енисейске у дочери Александры Степановны Угрюмовой, кажется, в 1904 году. Я как-то принимался за составление биографии моего деда, но и те скудные сведения, которые мне удалось собрать, утрачены в процессе обысков, переездов и других пертурбаций, которые происходили в нашей семье. Все книги, которые достались от деда, тоже утрачены, за исключением одной - месяцеслова, издания 1852 года. На чистых листах этой книги имеются собственноручные записи деда о семейных событиях - рождениях, бракосочетаниях, смертях и т.п. Я встречался с дедом уже в ту пору его жизни, когда он был дряхлым, и поэтому не могу судить о его уме. Знаю только, что он был искренне верующим человеком. Его немногие письма к отцу, которые у меня хранились, тоже утрачены. Он был женат на Анне Никитичне Логиновой, не то дочери, не то воспитаннице офицера-капитана Логинова. Она страдала алкоголизмом. Умерла в возрасте 35 лет. Дедушка умер 73-х или 75-ти лет, т.е. прожил столько же, сколько сейчас мне. Последние годы он был совсем дряхлым, все забывал. Это был по внешности высокий, тучный человек. Говорили, что в молодости он обладал большой физической силой - гнул пальцами медные пятаки и, взявшись за колесо экипажа, не давал ему тронуться с места, хотя в экипаж была запряжена тройка. Из рождавшихся в семье деда детей выжили только трое - мой отец, Павел Степанович Смирнов, и тетки Александра и Евдокия. Об отце - потом. Обе тетки, как того требовали традиции, вышли замуж за священников. Муж Александры был верующий, тихий и очень добрый человек. Детей у них не было, и они растили чужих. Мужа тети Евдокии я не знал. Знаю только, что он был алкоголик и отец многочисленного потомства, о котором тоже стоит упомянуть. В настоящее время принято говорить о священниках, попах, как их презрительно называют, как о тунеядцах, пьяницах, развратниках, как о людях, которые любят засорять мозги, говоря о боге, в существование которого не верят сами. Да, конечно, были всякие священники, но не одни плохие, а и хорошие. Было много искренне верующих. Подавляющее большинство сельских священников сами сеяли и пахали, и косили. Священник на селе был часто самым просвещённым человеком, часто заменял врача. Христианское учение было учением добру, а не злу. Из духовного сословия вышла большая часть нашей дореволюционной интеллигенции, литераторы и ученые.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Извините, фотографии отца Стефана прикрепляю. На фото: Отец Стефан, его сын Павел Степанович Смирнов, его внук Борис Павлович Смирнов 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

А вот кусочек биографии отца Стефана. Из архивов Б. П. Смирнова.

Степан (отец Стефан) окончил семинарию в 1850 году. Крестил множество язычников шаманского толка Хакасии и Тувы, за что имел ряд высших церковных орденов. Степан впоследствии был протоиреем Абаканским, на старости лет возглавлял тюремные церкви Ачинского отдаления. Отойдя от дел - переехал к дочери в Енисейск, где и скончался. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

А вот текст приговора Иисусу Христу .

Зарубежные новости

Обнаружен текст приговора Иисусу Христу

Недалеко от маленького итальянского городка Кесарии находится часовня, в которой открыта плита с написанным на ней смертным приговором, произнесенным над Иисусом Христом. Текст приговора оригинальный, написан на древнееврейском языке. Парижское археологическое общество отправило специальную комиссию, чтобы переписать текст. Вот он в целости.

"Приговор, произнесенный наместником Нижней Галилеи, гласит, чтобы Иисус Назаретянин умер смертью на кресте, на 17-м году царствования Кесаря Тиберия, 29-го дня месяца марта в священном граде Иерусалиме, когда Анна и Кайафа были священниками и первосвященниками Господними.

Понтий Пилат, восседая наместником столицы Паетона, приговаривает Иисуса Назаретянина к смерти на кресте между двумя разбойниками, так как видные и известные люди из народа свидетельствуют что Иисус - подстрекатель, Иисус - бунтовщик, Иисус - враг законов. Иисус ложно выдает себя за "Сына Божия". Иисус ложно выдает себя за "царя Израиля". Иисус с пальмовой веткой в руках, сопровождаемый массой народа, вошел в храм. Понтий Пилат приказывает Корнелию Квирилину, первому центуриону, вести его на место казни и отстранить всех убогих и богатых, которые помешают смерти Иисуса. Свидетели, подписавшие смертный приговор Иисусу, следующие: Данил Робани, фарисей. Иоанн Зарабатель. Рафаил Робани. Канер, книжник.

Иисуса проведут из Иерусалима на место казни через ворота Серену".

На другой стороне от текста можно прочесть следующие слова: "Каждому племени отправлена такая же дощечка". Однако эти дощечки еще не разысканы, и эта, только что открытая в Кесарии, первая из них.

"Восточное обозрение", 6 мая 1901 года.

Наша справка. Пилат - прокуратор Иудеи с 26 по 36 год. Тиберий стал императором в 14 году. Корректировка летосчисления в мировой истории в связи со сменой календарей (лунный, юлианский, григорианский) запутала точную дату казни Христа. "Малая энциклопедия событий", 1999 года издания, относит ее к кануну иудейского праздника Пасхи, 7 апреля (по новому стилю). "Паетон" - неизвестный переводчик латинского оригинала на древнееврейский язык не знал, что phaeton по латыни означает "блистающий". Это просто другое название Рима - "блистающая столица".

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры