Почему смерть Богородицы отмечают как праздник и чему радуются в этот день
28 августа православные отмечают великий праздник - Успение Пресвятой Богородицы. Успение - древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в отношении Божьей Матери - смерть, кончина. Но почему же в честь смерти Матери Христа установлен праздник? Чему мы радуемся в этот день? И зачем всем крайне важно понимать суть праздника Успения Пресвятой Богородицы?
На первый взгляд радоваться дню кончины, даже если она торжественно называется "Успение", это перебор… Похоже на насилие над естественными чувствами, а ответ: "Смерть - это рождение в вечность" кажется натяжкой. Ведь опыт учит: любое столкновение с беспощадной необратимостью смерти сопровождается болью, страхом, тоской, опустошенностью, горем. И Церковь не отрицает право человека на эти чувства. Достаточно сказать, что Иисус плакал у гроба любимого друга Лазаря. Зная, что воскресит Лазаря, Спаситель, как пишет евангелист Иоанн, "прослезился". Почему? Потому что гибель живого - извращение Божьего замысла о человеке: Бог смерти не сотворил, и тление того, что призвано жить, творить, любить, противоестественно, наша душа безошибочно верно реагирует тоской и трепетом на приближение леденящего холода лезвия, безвозвратно рассекающего мир на "здесь" и "там".
Считая день смерти праздником - а это касается не только Успения Пресвятой Богородицы, но и дней памяти святых, которых мы вспоминаем не по их дням рождения, а по дням их ухода, - христианство ни в коем случае не идеализирует смерть. Оно против ее облегченного, инфантильного понимания: "там лучший из миров". Перешел роковую черту, и все, праздник - избавился уж если и не от мук и страданий, то от проблем. Нет! Это губительная ложь, активно навязываемая нам, и особенно молодежи, в том числе культом смерти, культом ее бездарной атрибутики. Ложь, стирающая естественный барьер страха живого перед мертвечиной. И тут Церковь категорична.
Церковь честно доносит до нас факт воистину поразительный. Вдумайтесь: чувствуя приближение кончины, Богородица молится о том, чтобы непреткновенно, то есть беспрепятственно, пройти посмертные мытарства. С этого места поподробней. Но сначала, что есть мытарства? Испытание нашей бессмертной души, отделившейся от тела и в сопровождении ангелов восходящей к Богу. Частный суд над человеком, подведение итогов земной жизни при участии ангелов и падших духов, которые тут орудия Божьего правосудия. Посмертные мытарства образно сравнивают с таможенными постами, где душу встречают падшие духи, ее истязатели, мытари, старающиеся найти в душе сродство со своею греховностью, обнаружить гнездящиеся в ней страсти, обличить душу в содеянных грехах и затем низвести ее в ад. На мытарствах наши грехи признаются заглаженными, если мы успели или в них покаяться, или совершить противоположные добрые дела. Главный экзамен жизни. И без права пересдачи. Выходит, смерть - последний момент самоопределения личности, итог, когда важно, что ты успел накопить.
Но вернемся к Богородице, обдумаем все по пунктам. Безгрешная. Мать Спасителя, Сына Божьего. Не только смиренно переносящая всю боль, все страдания, но и стойкая, мужественная. Сумевшая понести немыслимо тяжкие испытания - достаточно вспомнить, как Мария стояла при Кресте Своего распятого Сына. Понимающая, Кто есть Ее сын, верующая в Него. Жаждущая встречи с Ним там, в мире горнем. И теперь, учитывая хотя бы то, что мы кратко здесь перечислили, давайте выделим суть.
Чувствуя конец дней земных, Богородица усиленно, сугубо молится. Не потому, что боится смерти, нет, так говорить некорректно! Она осознает мучительную трудность, опасность последнего пути! И просит Господа о помощи. Вот это стоит запомнить всем, кто по легкомыслию считает переход из мира нашего в мир оный чем-то вроде перезагрузки: миг, и ты избавлен от вирусов, болезненных зависаний, сбоев в программе несовершенной действительности. Если бы!
Молитва Пресвятой Богородицы получает ответ. "Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами, - читаем у профессора богословия Скабаллановича. - Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такой, какой не была ни у кого, кроме Нее. Она не изъята была из закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью, хотя восторжествовала не так славно, очевидно и самостоятельно, как Он. Воскресение Ее произошло сокровенно и долго даже не было общим предметом веры в Церкви".
Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Согласно преданию, Мать Христа после распятия Своего Сына скромно жила в доме апостола Иоанна Богослова - в Иерусалиме и Эфесе (западное побережье Малой Азии), проводя время в молитве. Тоскуя и скорбя об ушедшем Сыне, Мария часто приходила на то место, где Она видела Его последний раз - на Елеонскую гору, откуда уже Воскресший Христос много лет назад вознесся на небо. Во время одной из молитв на Елеонской горе перед Богородицей предстал архангел Гавриил и возвестил Ей, что через три дня Она перейдет в вечность.
Мы помним, что архангел Гавриил являлся Деве Марии не единожды. Много лет назад в Назарете он принес Ей благую весть, что Она родит Христа, Сына Божия. На этот раз он тоже принес Ей весть - о том, что через три дня Она закончит Свой скорбный, полный страданий земной путь и перейдет на небо, где будет вечно пребывать со Своим Сыном и Богом Иисусом Христом. Вот как об этом напишет Александр Блок:
"Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы".
Здесь эпитет "старый" употреблен в смысле "прежний", тот, что был раньше, когда сообщал (в Церкви говорят "благовествовал") Богородице о главном событии Ее жизни - Рождении Спасителя.
Марии, получившей известие о близкой кончине, очень хотелось в последний раз увидеть учеников и сподвижников Иисуса. Но апостолы в то время были далеко от Палестины - каждый из них уже начал свое служение, неся людям благую весть о Воскресении Христовом. И вот тогда, как рассказывает предание, по молитве Божией Матери - а для Пресвятой Богородицы нет ничего невозможного - все апостолы, кроме Фомы, сверхъестественным образом оказались в Иерусалиме, у Нее в доме, на горе Сион. Апостолы и провели с Богородицей последние дни Ее земной жизни.
Как и предрек архангел Гавриил, Успение случилось на третий день. Внезапно горница, где находились Богородица и апостолы, озарилась светом, и все увидели Христа в сиянии божественной славы. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудное явление и видели, как душа Божией Матери разлучилась с телом, и Христос принял ее в Свои руки. Как некогда Богоматерь держала на руках Младенца Иисуса, так теперь Ее Сын и Бог, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимал на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается душа Богородицы на православных иконах праздника. И это символично: смерть для живущих истинно христианской жизнью, не конец, а начало, рождение в жизнь вечную. Встреча живой души с Живым Богом.
Божию Матерь похоронили в Гефсиманском саду. Но когда на третий день после погребения в Иерусалим прибыл опять опоздавший апостол Фома (помните, как он пропустил явление апостолам Воскресшего Христа!) и захотел поклониться телу Богородицы, открывшие гробницу увидели там только пустую плащаницу. Подобно Своему Божественному Сыну, Дева Мария была и телом восхищена на небо.
И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарею
Златятся нимбы без числа.
А выше, по крутым оврагам
Поет ручей, цветет миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит в даль,
- так Александр Блок изобразил торжество жизни в миг, который, казалось бы, был кончиной.
Богородица родилась среди людей, но в Ней осуществилась вся возможная человечеству святость, потому и говорят: "Пресвятая Дева Мария". Перейдя в мир иной, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, она усыновила всех нас - объяв всех, даже отъявленных грешников, Своею Любовью как Покровом. Отныне Она стала Матерью всем нам, нашей Милостивой Спасительницей и Заступницей. "Теплой Заступницей мира холодного" называл Богородицу Михаил Лермонтов. и эту материнскую любовь и теплоту может почувствовать каждый, с верой и молитвой обратившийся к Ее Пресвятой Милости.
Наши предки не просто верили в это заступничество и ждали его, праздник Успения Пресвятой Богородицы считался праздником всей Владимиро-Московской Руси. Сделав Владимир столицей, князь Андрей Боголюбский воздвиг там Успенский собор. А когда столицей стала Москва, Успенский храм поставили в Кремле. Огромное количество церквей России было освящено в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы - русские помнили милостивую защиту Богородицы в дни бедствий, и уповали на то, что и дальше Божья Матерь не оставит страну.
Но есть еще один повод, по которому Церковь призывает нас радоваться в этот день. "Гроб Богородицы, ставший для Нее дверью к Небесному Царствию, непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти", - объясняет святой Иоанн Кронштадтский. Богородица наша, она полностью человеческого рода, только безгрешна. Значит, душа действительно бессмертна и воскресение возможно и для человеков. Отсюда и радость христиан, отсюда еще одно название праздника Успения - Богородичная Пасха.
Как и всем большим церковным праздникам, дню Успения Пресвятой Богородицы предшествовал пост, двухнедельный строгий Успенский пост, который сегодня закончился, и который должен был духовно подготовить верующих к самому празднику.
Автор:
Мария Городова/РГ
Гость (премодерация)
Войти