Диксон должен стать островом военно-морской доблести
Открытое письмо губернатору Красноярского края,
доктору юридических наук
А. В. Уссу
Уважаемый Александр Викторович!
На западном побережье Таймыра, на выходе из Енисейской губы, в одном из самых суровых мест Арктики находится легендарный остров Диксон. Его топоним золотыми буквами вписан в биографию Северного морского пути (СМП), которому в этом году исполняется 90 лет, а также в историю Северного морского флота, который весной этого же года отмечает своё 85-летие.
Есть у Диксона и особая заслуга в обороне арктических рубежей нашей Родины.
Его официальная биография началась осенью 1915 года в разгар Первой мировой войны, когда на острове была построена метеостанция и установлен радиопередатчик для передачи в Петроград сводок погоды. Уже тогда знающие люди понимали, что именно в Арктике формируется климат всего северного полушария Земли.
Международную известность Диксон приобрёл после проведения Второго международного Полярного года (1932-1933 годы). Тогда на острове были построены первый на Севморпути арктический радиометеорологический центр, геофизическая обсерватория, морской порт и аэродром. Именно в это время Диксон стали называть "воротами Арктики".
Геостратегическое сотрудничество с Германией в 1939-1941 годах позволило Советскому Союзу временно ослабить конфронтацию с Японией. Подписание в апреле 1941 года пакта о нейтралитете, а также подписание 11 июня того же года торгового соглашения между Москвой и Токио по урегулированию японо-германского транзита через Сибирь смогли привести к известной нормализации советско-японских отношений.
Но вероломное нападение нацистской Германии на СССР стремительно изменило весь военно-политический рисунок Второй мировой войны. Уже в самом начале Великой Отечественной территории азиатской России стали важнейшим фактором в системах стратегического планирования противоборствующих коалиций, определяя не только прочность советской обороны, но и "дальний" горизонт военных стратегий.
В категориях геополитики стратегия Гитлера совершенно определённо реконструируется как маниакальное стремление построить мощную колониальную империю с доминирующим евразийским вектором нацистской экспансии. Так, в январе 1942 года Германия, Италия и Япония в спешном порядке подписали соглашение о разделе сфер влияния, поделив СССР по меридиану Омска.
Но группа военно-экономического планирования (WRA) Германии перед подписанием настаивала на другой демаркации: для сохранения органической целостности экономических единиц и обеспечения в будущем лучших восточных границ для рейха предполагалось провести линию разграничения германских и японских интересов по Енисею.
Зону советской Арктики Гитлер считал "зоной судьбы" и поэтому, когда началась Сталинградская битва, фашисты предприняли операцию "Вундерланд", в ходе которой германские военно-морские силы попытались не только парализовать движение союзнических конвоев в Мурманск и Архангельск, но и блокировать внутренние и союзнические перевозки с Дальнего Востока по трассе Северного морского пути.
Морской фланг окружения СССР вытянулся далеко на восток вдоль северных берегов Сибири до Диксона. Значение его резко возросло, так как все арктические конвои, следующие через Карское море, формировались здесь. К тому же на Диксоне действовал известный всем синоптикам и радистам северного полушария радиометеорологический центр.
Летом 1942 года в Карское море скрытно проник тяжёлый крейсер "Адмирал Шпеер". 25 августа в жестоком неравном бою он потопил ледокольный пароход "Сибиряков". Затем напал на Диксон. Здесь располагались три артиллерийские батареи. Самой мощной из них командовал лейтенант Николай Михайлович Корняков. Артиллеристы готовились отражать главным образом воздушные налёты. Более того, установленные накануне орудия были разобраны и приготовлены к отправке на Новую Землю.
Пришедший за ними на стареньком пароходе "С. Дежнёв" капитан В. В. Бабинцев стал организатором обороны острова. Батарея Н. М. Корнякова была спешно установлена у причала на пятачке гранитной площадки.
27 августа линкор приблизился к Диксону и был встречен артиллерийским огнём. Нет слов, чтобы описать храбрость и изобретательность маленькой горстки людей, заставивших огромный, до зубов вооружённый тяжёлый крейсер отступить. В этом героическом бою с превосходящим в десятки раз по огневой мощи линкором батарея Н. М. Корнякова достойно выполнила свой фронтовой долг.
Другую батарею не успели установить. Она осталась на барже посреди бухты. Третья оказалась вовсе бесполезной: она была зенитной. Во время боя враг повредил "С. Дежнёва" и буксир "Революционер", сжёг два деревянных дома, вывел из строя электростанцию, баню и несколько других построек. Получив повреждение радиорубки, "Адмирал Шпеер" быстро ушёл в Норвегию.
Стойкость и мужество советских моряков и полярников сорвали коварный замысел фашистов. Ведь захват немцами диксоновского радиометеорологического центра и выход из него в эфир мог стать сигналом к нападению Японии на Советский Союз.
Этот скоротечный, незаметный бой с точки зрения военно-стратегической темпоральности и в геополитическом аспекте является одним из немногих ключевых моментов в судьбе обороны Северного морского пути, а может быть, и России в целом.
В российском пантеоне есть города-герои, есть города трудовой доблести, есть крепость-герой, есть поле воинской славы и почему-то нет острова-героя, хотя Россия - морская держава.
Этот вопрос мы обсуждали с заместителем председателя Законодательного Собрания Красноярского края капитаном второго ранга Д. В. Свиридовым и пришли к выводу, что звание "Остров военно-морской доблести" не противоречит ни Конституции, ни культурно-патриотическим традициям нашего государства.
Зная ваше бережное отношение к культурно-историческому наследию Енисейской Сибири и вас как патриота нашего края просим ходатайствовать перед Государственной Думой и правительством РФ о присвоении Диксону звания "Остров военно-морской доблести".
Также просим вас ходатайствовать перед Московской городской думой о переименовании одного из восьми Таймырских проездов в городе Москве в улицу "Остров Диксон". Зачем нашей столице восемь одноимённых топонимов? Это не совсем правильно, да и неудобно. К тому же, такая топонимная тавтология засоряет красоту московского топохрома.
С уважением,
Сергей СЕРГЕЕВ,
начальник экспедиционного штаба Фёдора Конюхова, полковник запаса (Москва),
Михаил ВОХМИН,
делегат и участник трёх съездов Русского географического общества (Красноярск).
Федор Татарский
02.03.2022 17:10
Цитата; "Пришедший за ними на стареньком пароходе "С. Дежнёв" капитан В. В. Бабинцев стал организатором обороны острова. Батарея Н. М. Корнякова была спешно установлена у причала на пятачке гранитной площадки".
Обороняли Диксон в целом. В первую очередь материковый порт и материковый поселок. Как раз там и стояла батарея Корнякова - над поселком. На острове, кажется, тяжелого вооружения вообще не было. Насколько логично отделять остров от поселка?
Войдите, чтобы пожаловаться