Рынок ОСАГО в 2019 году ожидают масштабные преобразования

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

30.12.2018 12:26
0

Читать все комментарии

414

В наступающем году рынок ОСАГО ожидают масштабные преобразования, главное из них - начальный этап либерализации тарифа и обсуждение дальнейших законодательных шагов по изменению цены расчёта полисов.

Уже первый этап приведёт к понижению цены для опытных и аккуратных водителей, которые, по статистике, составляют около 80 процентов всех водителей, а для более узкой категории молодых и аварийных она может немного вырасти.

В январе 2019 года ожидается вступление в силу указания ЦБ, которое расширяет коридор базовых ставок тарифа ОСАГО на 20 процентов вниз и вверх: диапазон составит 2 746-4 942 рубля вместо текущего 3 432-4 118 рублей. Это означает, что у страховщиков появится свобода назначать базовый тариф как выше, так и ниже текущего - в зависимости от ситуации в конкретном регионе.

Для расчёта окончательной цены полиса базовый тариф умножается на восемь коэффициентов. С началом действия указания сам набор коэффициентов не изменится, при этом разделение водителей по стажу и возрасту станет более точным: появится 58 категорий вместо существующих четырёх. Для самой молодой и аварийной категории - 16-21 лет - коэффициент немного повысится - с 1,8 до 1,87, а для самых опытных водителей стоимость полиса снизится на 7 процентов.

Для полисов "мультидрайв" - без ограничения числа допущенных к управлению лиц - коэффициент также вырастет до 1,87. По оценкам Российского союза автостраховщиков, для 80 процентов водителей цена ОСАГО по параметру "возраст - стаж" снизится, впервые по этому признаку появятся скидки - сейчас их нет.

Средняя цена ОСАГО в результате введения новых тарифов почти не изменится. По оценкам РСА, сборы страховых компаний по ОСАГО могут вырасти на 5 процентов, но главным образом за счёт расширения бизнеса в проблемных регионах - новый тарифный коридор даст компаниям возможность контролировать свою убыточность на проблемных территориях, что приведёт к увеличению доступности полисов.

Впоследствии из-за конкуренции стоимость ОСАГО будет снижаться - это показывает опыт либерализации автострахования в европейских странах. По оценкам Банка России, в результате введения новых тарифов средняя цена полиса вырастет не более чем на 1,5 процента.

Указание ЦБ о новых тарифах утверждено советом директоров регулятора и находится на регистрации в Минюсте. Оно вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.

Также на 2019 год запланировано принятие законопроекта, который меняет систему расчёта цены полиса, - этот документ готовит Минфин. По замыслу ведомства, стоимость ОСАГО перестанет зависеть от мощности машины и региона прописки собственника - эти коэффициенты Минфин предлагает отменить с 1 сентября 2019-го и 1 сентября 2020 года соответственно.

Взамен страховщики получат ещё больше свободы в применении базового тарифа - его можно будет устанавливать на 30-40 процентов выше и ниже границ коридора. Это позволит сделать цену ОСАГО более справедливой для каждого конкретного водителя и менее "уравнительной".

Проект Минфина также предполагает введение трёх видов полисов ОСАГО с разными вариантами лимитов: 500 тысяч рублей за вред жизни и здоровью и 500 тысяч - за вред имуществу, по 1 миллиону, по 2 миллиона рублей, а также вводит возможность купить полис ОСАГО на срок до трёх лет (сейчас максимум - год).

Минфин предполагает, что страховщик будет обязан продать полис только с минимальным лимитом и сроком действия (500 тысяч рублей и один год), повышение лимита и сроков будет возможно по согласованию страхователя и страховщика. Последний пункт вызвал дискуссии у сторон, согласующих документ, - страховое сообщество рассчитывает, что обсуждения будут завершены в следующем году, и законопроект будет принят в весеннюю сессию Госдумы.

"Цель реформы ОСАГО - справедливая и индивидуальная цена для каждого водителя. Сейчас ценообразование устроено так, что аккуратные водители вынуждены переплачивать за лихачей, и у страховщиков нет возможностей установить каждому справедливую цену. Это обусловлено различными тарифными ограничениями - например, страховщик может установить базовый тариф только на весь регион, а также не может адекватно увеличить цену для маргинальных водителей, которых меньшинство и которые создают все риски системы ОСАГО, а добросовестные водители оплачивают их риски. Мы согласны, что переход к свободному ценообразованию должен быть поэтапным, но приступать к нему нужно как можно скорее. 2018 год показал, что рынок ОСАГО к этому готов, и реформа не приведёт к ценовым шокам для потребителя", - отметил президент РСА Игорь Юргенс.

Также на 2019 год запланировано дальнейшее совершенствование системы европротокола. Планируется, что при оформлении европротокола через мобильное приложение идентификация пользователя будет идти через единый портал госуслуг (ЕПГУ), что позволит ряд полей заполнять автоматически и значительно сократить время на оформление мелких аварий.

Кроме того, в 2019 году страховое сообщество планирует закрепить успех 2018 года в борьбе с мошенниками и недобросовестными автоюристами. В Банке России подтвердили, что планируют в 2019 году провести дискуссию по созданию нового института - страховых детективов, которые будут обладать большими полномочиями по расследованию страховых случаев, чем службы безопасности страховых компаний. О необходимости создания такого института страховщики заявляют не первый год. Предметом дискуссии в 2019 году станут границы полномочий страховых детективов и разграничение их функций с правоохранительными органами.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры