Из редакционной почты: "Сибирь я не забуду!"

02.08.2020 08:00
0 726

Середина января 1944 года. Поезд с депортированными калмыками остановился на какой-то станции Красноярской железной дороги. Это была Кача, конечный пункт нашего путешествия.

Приглядевшись, я увидел много санных упряжек и сибирских мужиков в больших тулупах. Они должны были везти нас на постоянное место жительства.

Вскоре поступила команда грузиться. Каждой семье дали по одной упряжке. Нас везли через глухой лес, и мы не знали, куда едем. Привезли в какой-то посёлок, поступила команда разгружаться. Это был посёлок Памяти 13 борцов Емельяновского района.

Всех нас разместили в разбитом клубе. Мы, дети из калмыцких семей, сразу пошли по дворам - собирать что-нибудь съедобное. Благородные сибиряки помогали - давали хлеб, картошку и овощи.

Вскоре нас распределили по квартирам. В посёлке был стекольный завод, куда устроились на работу наши земляки. Нас, калмыков, было много, и всем работы не хватило, устраивались, как могли.

Комендатура не разрешала выезжать из посёлка. Но наш отец всё-таки нашёл работу в соседнем селе - пасти частный скот. Мы снова переехали на станцию Кача, жили в каком-то заброшенном доме. Там был известковый завод, и родители устроились на работу.

Шёл 1945 год. Внезапно протяжными гудками загудели стоявшие на станции паровозы. Взрослые объяснили, что закончилась война, и паровозы оповещали об этом.

Я ходил на станцию и видел, как возвращались домой наши воины. Это было радостное зрелище.

В этом году я пошёл в первый класс. Нашими учителями были Мария Матвеевна и Иван Иванович Шапошниковы. Школа размещалась в приспособленном помещении. Там я проучился 3 года и перешёл в 4-й класс.

И тут комендатура заставила нас переехать в посёлок Памяти 13 борцов, так как спецпереселенцам не положено было жить на железнодорожной станции.Наша семья вернулась обратно, родители устроились работать на стекольный завод.

Я пошёл в 4-й класс Стеклозаводской средней школы. Плохо зная русский язык, учился не хуже других. Из калмыков было два ученика - я и Юра Батутемиров.

Помню некоторых учителей: В. В. Ряннель, А. Д. Ряннель, И. А. Соляник, В. И. Оленина, Л. М. Андреева. Они ко мне относились хорошо, объективно оценивали мои знания. Может быть, прочитают моё письмо внуки или правнуки этих учителей, я им шлю свой привет.

В 1956 году я окончил Стеклозаводскую среднюю школу и получил аттестат зрелости. Разговора о продолжении образования не могло и быть. В семье подрастали братишки и сестрёнки, надо было помогать им учиться.

Я устроился в пилорамный цех стеклозавода. Труд был тяжёлый, надо было подтаскивать брёвна. Работавшие там мужики помогали мне, оберегали, как могли. Помню, работал с Манагаровым, Ломланом, Боловцовым и другими.

Трудился год. В 1957 году в Красноярске открылся Политехнический институт, куда я и поступил. Правда, учиться долго не пришлось. Калмыки начали собираться на свою родину. У нас семья состояла из 6 человек, и надо было заработать денег на дорогу и питание. Я снова пошёл туда же, на пилораму, и проработал там до апреля 1959 года.

А в апреле 1959-го мы прибыли в Калмыкию.

Я назвал свою статью "Сибирь я не забуду". Конечно, как я могу забыть край, в котором прошли моё детство, школьные годы, где остались мои одноклассники, люди, с которыми я работал и дружил. Особенно хорошие отношения между нами сложились в последние годы.

Часто достаю пожелтевший аттестат зрелости и со слезами на глазах вспоминаю прошлое, свою школу, учителей, одноклассников. Ведь с тех пор прошло свыше 60 лет, но для меня всё - как будто это было недавно.

Не вспоминать Сибирь я не могу. Велико желание ещё раз побывать в местах моей молодости, но это уже несбыточное желание.

Яков ЦАТХЛАНОВ,

выпускник Стеклозаводской средней школы 1956 года.

Элиста,

Республика Калмыкия.