Прислать новость

Из почты "КР": "Когда запрещали Beatles"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

06.09.2019 13:27
2

Читать все комментарии

96

Сегодня, как и все три десятилетия со времён установления в России феодально-олигархического порядка, каналы ТВ и радио просто кишат разного рода программами, якобы "разоблачающими порочную суть" социализма, показывающими жизнь в СССР "нищенской", "унылой" и "неприглядной".

На деле эти трансляции представляют собой не что иное, как целенаправленную дезинформацию, ведущуюся в рамках психологической обработки широких масс с целью воспитания в российских гражданах ненависти к советской идеологии.

Причина явного и скрытого антисоветизма в осуществлении режимом внутренней политики всё та же: олигархическая система боится симпатий российских граждан к СССР, боится разоблачения паразитической своей сути, боится возмездия.

Ну а поскольку прислуживающим системе СМИ необходимо воздействовать в том числе и на подрастающее поколение, среди прочих тем обсуждается "святая святых" подростковой категории - судьбы поп-культуры и вехи развития важнейшего из её атрибутов - молодёжной эстрадной музыки.

Благодаря усилиям политтехнологов господствующего класса "новых буржуа", сегодня в сознании россиян благополучно прижились мифы о том, будто в СССР запрещался джаз, запрещались "Битлз", запрещались длинные "хиповые" волосы и далее по списку.

Разумеется, подобные измышления рассчитаны прежде всего на аудиторию незрелую, коя в большей своей части вообще плохо представляет, что есть "джаз", "битники", "хиппи", да и при всём желании не смогла бы вспомнить, что "было при СССР", а чего "не было", ибо попросту не жила в описываемое время.

В качестве "экспертов" к подобным пропагандистским вещаниям привлекаются известные в СССР артисты эстрады и кино, чей былой авторитет и былая популярность должны придать правдивости дармовой, бесталанной стряпне от зловонной кухни под названием "российское ТВ".

Ныне эти прикормленные властями старцы, живущие в дорогих столичных квартирах, толкуют с экрана, будто "в тяжёлое советское время" они где-то правдами-неправдами добывали себе пластинку "Битлз" и слушали её "подпольно", боясь преследований "вездесущего КГБ"...

МИФ ПЕРВЫЙ: "Советские люди были изолированы от передовой музыкальной культуры"

Что тут скажешь? Враньё, чем оно невероятней,- тем больше верит в него досужая публика.

Начну с легендарных "Битлз". В пору кульминации творчества этой музыкальной группы (1966-1969 годы) и её признания во всём мире сам я, например, уже учился в средней школе, а потому прекрасно помню отношение в нашей стране и к "битлам", и к культуре "битников" в целом.

Вопреки слухам о "нелегальности" музыки "Битлз" в СССР, грампластинки с записями этого квартета миллионными тиражами выпускались советской фирмой "Мелодия" и продавались в магазинах столь же беспрепятственно, как кефир или тапочки.

Не сказать, чтобы "битлы" имели в СССР тотальную популярность, но мои тогда ещё молодые родители покупали диски с понравившейся им музыкой, и в нашем доме на ничем не отличавшейся от деревни "жаворонково-васильковой" городской окраине звучали лирические песни Маккартни и Леннона, рок-н-роллы Литтла Ричарда и Чака Берри, и, конечно, "Шисгарес" в исполнении очаровательной Маришки Вереш из "Шокинг Блю".

Вечерами на улице молодёжь зажигательно танцевала под "Облади-Облада", "Джейлхаус Рок", "Хиппи Хиппи Шейк", ведать не ведая ни о каких "запретах" или "цензуре".

Кстати, в одной из серий знаменитого советского мультфильма "Шайбу-шайбу" (премьера - 1964 год) симпатичные патлатые персонажи с гитарами исполняют песню Чабби Чекера "Let's Twist Again" ("Давай же станцуем твист!"), бывшую на то время хитом танцевального стиля "буги-вуги" на Западе.

В другом обожаемом советским зрителем мультике "Малыш и Карлсон" исполняется композиция "House of Horrors" Мерва Гриффина (Charles Grean Orchestra, США).

То есть государство не только не запрещало, но пропагандировало лучшие образцы мировой музыкальной эстрады. Ещё хорошо помню центральный универмаг города моего детства, где в 1965 году на стеклянной уличной витрине отдела музыкальных инструментов выставлены были огромные фанерные фигуры участников "Битлз".

На 1969 год, кроме "битлов", в нашей скромной семейной фонотеке имелись грампластинки популярных тогда "Роллинг Стоунз", "Криденс", "Уингс", "Энималс". "Середина дороги", "Би Джиз", "Свит", репертуар которых, кроме "блюза" и "кантри", включал откровенно "тяжёлые" формы рок-музыки.

Повторяю, всё это продукция советского производства, из обычного сельмага, коих по нашей стране были многие тысячи. Просто на рубеже 60-70-х годов не было такого ажиотажа вокруг "музыки с Запада", и зарубежные исполнители - такие как Шарль Азнавур, Том Джонс, Джанни Моранди - являлись лишь частью молодёжной музыкальной культуры, где слово "мода" уступало музыкальной эстетике, а потому народ предпочитал песни на родном русском языке.

Показательно, что с появлением "Песняров" и "Самоцветов" о "Битлз" скоро забыли, а вот советскую эстраду в нынешней России любят и с удовольствием слушают по сей день.

Сообщения кучки престарелых, выживающих из ума представителей "советской богемы 80-х", будто-де "в СССР из музыки нечего было слушать" - исключительно лживы.

МИФ ВТОРОЙ: "В СССР возбранялось носить длинные волосы и джинсы"

К середине 70-х в молодёжной среде действительно бытовало увлечение рок-музыкой и диско, а также мода на длинные причёски и расклешённые джинсы, но коли молодёжь вела себя адекватно, никто никого насильно в парикмахерскую не вёл и слушать "Дип Пёрпл" не запрещал.

Моё фото с однокурсниками, сделанное в 1975-м на крыше одного из домов в самом центре столицы, наглядно повествует о непорицаемости ношения длинных волос и джинсов тогдашней молодёжью и студентами.

Вопреки стенаниям самозваных "диссидентов", будто в СССР им нечем было "прикрыть зад", в середине 70-х джинсы из соцстран свободно продавались в магазинах областных и краевых центров.

Следуя потребительскому запросу, к концу 70-х советская текстильная промышленность вполне освоила выпуск качественной джинсовой ткани, и только в нашем небольшом городке камвольно-суконный комбинат производил несколько десятков её артикулов различных видов и расцветок.

Не спорю, американские джинсы "Levis" считались более престижными, но, вот, я, к примеру, носил джинсы производства Венгрии за 24 рубля - стильные и надёжные. Но главное - советская этика боролось не с "джинсами", а с безвкусицей и вещизмом, разъясняла молодёжи уместность джинсовых рабочих штанов на работе и их неуместность в церкви, на свадьбе или на официальном приёме.

В свете изначально заявленной темы, посвящённой отношению министерства культуры СССР к западной эстрадной музыке в свете "советской морали", дополню, что в конце 60-х - начале 70-х ведущие советские радиостанции на всю страну транслировали передачи: "Музыкальный глобус", "Запишите на ваши магнитофоны", "Поющие меридианы", "На всех широтах", "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады" и ряд других, полностью посвящаемых эстрадной музыке Запада и соцстран.

Кстати, все выпуски этих программ есть в Интернете, и любой желающий может убедиться в том, насколько талантливо и со вкусом сделаны подборки песен и инструментальных композиций, которым мог бы позавидовать любой нынешний диджей.

МИФ ТРЕТИЙ: "В СССР запрещали джаз"

Касаемо "гонений на джаз" могу уверенно сказать, что сии вопли советоненавистников - суть бессовестное враньё того же разлива, что и выдумки про "преследования" поклонников "Битлз".

Мой отец, работавший в 60-е рядовым механизатором, всерьёз увлекался джазовой музыкой, сам играл на духовых. Биографии отечественных джазовых коллективов бережно хранятся на наших книжных полках, так что сочту за честь, пусть хоть коротко, изложить путь становления советского джаза, некогда удивлявшего мир мастерством своих исполнителей.

Первый "джаз-банд" был организован в СССР в 1922 году (сразу после окончания Гражданской войны) театральным деятелем Валентином Парнахом. В 1926-м советский коллектив "АМА-джаз" под руководством Александра Цфасмана выступил по всесоюзному радио, а позже успешно записывал джазовую музыку на пластинки.

1928 год в истории советского джаза был ознаменован созданием джаз-оркестра Леонида Утёсова. Подтверждением популярности джаза в СССР могут служить выход фильма "Весёлые ребята" в 1934-м, ставшего одной из лучших отечественных музыкальных кинокомедий, появление "Государственного джаз-оркестра СССР" в "страшном" 1936-м (руководитель М. И. Блантер), гастроли джазовых коллективов Олега Лундстрема (более 10 тысяч концертов в СССР!), Александра Варламова, Эдди Рознера, других.

С появлением в СССР телевидения в 1939 году джазовые телепередачи стали транслироваться на всю страну. Очевидно, что на 30-40-е годы джаз не просто не был гоним в СССР, но олицетворял собой ту эпоху, был органичной составляющей её культуры. Чего стоили довоенные "Поедем на Чу-чу" (1941 год), пасадобль "Рио-Рита" (1937 год), танго "Кумпарсита" (1933 год)!

Обращаясь всё к тем же старым семейным пластинкам, назову навскидку такие джазовые коллективы, как "МКС Биг-Бегд" Анатолия Кролла, ансамбли Виктора Кнушевицкого и Георгия Ландсберга, а также оркестр Бенни Гудмана (США), "джаз-банд" Франка Уитерса (США) и ансамбль Сэма Вудинга (США), десятки раз выступавшие в Советском Союзе с концертами, почитай, с самого образования СССР.

Джаз в СССР не просто существовал, но широко пропагандировался в стране вплоть до 90-х годов ("Виртуозы Москвы" Владимира Спивакова, трио "Генелин-Тарасов-Чекасин", "Мелодия" Георгия Гараняна, "ансамбль Игоря Бриля", "Ленинградский диксиленд" Олега Кувайцева, сотни других). А вот исчез он только с разрушением Советского Союза.

Вспоминая о Советском Союзе, следует сказать, что "живая" эстрада была широко распространена в нём. Духовые оркестры, в том числе и джазовые, в обязательном порядке играли в летних парках, в кинотеатрах перед сеансами фильмов, абсолютно на всех праздниках в городах и сёлах.

Это время я застал лично, и никакие причитания о "запретах" и "гонениях", никакая иная ложь об СССР, сутками льющаяся с экрана ТВ, не изменит моего отношения к родной советской стране, где музыка была доступна - будь то народная песня, симфонический оркестр или зарубежная эстрада.

Правда, отдельные субъекты болезненно относятся к тому факту, что в Советском Союзе не было жвачки... Что ж, тут не поспоришь.

Зато в деревне играла гармонь, люди пели русские, украинские и белорусские песни, все умели танцевать народные танцы, вальс и танго, а музыкальное воспитание детей проходило естественно и непринуждённо - в семье, в школе, в повседневной в жизни советского социума.

Сергей АНОСОВ.

п. Бор,

Туруханский район.

Комментарии (2)

Жена моего дяди Лёвы Муся преподавала в академии внешней торговли (вроде так называлась) английский и отпускные они получали в валюте с возможностью проведения отпуска в любой англоязычной стране. И вот её рассказ( были с мамой у них в Москве): "Приехала в Ливерпуль, какие - то ребята на гитарах играют у дома и что-то поют. Вокруг народ толпится, хлопают, кричат радостно. Послушала. Спросила окружающих, кто такие. Ответили, что это наши, и называют их "Битлз". Вот тогда (году в 1962-м) я и услышал это название. Хотя лично мне больше наши песни нравились.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Жвачки не было, зато сера (живица) везде продавалась, жуй не хочу. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры