Общественная работа - время, потраченное зря?

Открытое письмо губернатору Красноярского края Котюкову М. М.

07.10.2025 10:47
1 578

Уважаемый Михаил Михайлович!

Вынужден утрудить вас ответом на вопрос, решение которого посредством обращений в иные инстанции края не представляется возможным.

Моя пенсия на сегодняшний день такова, что её едва хватит, чтобы оплатить проезд до ближайшей клиники в райцентре. Причём, только в один конец... Не повернётся язык назвать эту сумму приемлемой для существования или хоть сколько-нибудь обоснованной, поскольку она неоправданно мала. Тем более, ничтожна она для моего местопребывания - Крайнего Севера, где цены на товары и услуги значительно выше, нежели на Большой земле, а условия жизни, безусловно, суровее.

Мизерность подобной пенсии понимает всякий житель здешних мест, однако чиновникам, установившим таковой её размер, по видимости, не приходилось жить в подобных условиях самим - отказывать себе в необходимом, экономить на продуктах питания, лекарствах, обогреве жилища.

Поэтому я обращаюсь к вам за откликом и наущением: как пожилому человеку суметь дожить на эти деньги остатние годы, не скатиться к нищенству, иметь возможность купить кефир, соблюсти элементарную гигиену, сохранить мало-мальски приличный внешний вид?

Нет, я вовсе не лентяй, не заработавший на старость в молодые, здоровые годы. Как все жители сельской местности, с детских лет трудился на колхозных полях, с 17-ти работал на заводе, полвека назад приехал сюда - осваивать Красноярский Север. Имею трудовую книжку, где отмечены награды за примерный труд.

Право, неловко на склоне лет перечислять былые заслуги, но раз уж государство в преклонные мои годы, по сути, отреклось от меня, ситуация вынуждает взывать к справедливости - напомнить о личном вкладе в жизнь общества, который, к стыду самого общества, оказался забыт. Речь даже не о северном стаже или потерянном здоровье, речь о том, оценена ли государством деятельность гражданина на другом поприще - общественной работе, которой всецело отдано 35 лет моей жизни.

Ныне с высоких трибун всячески пропагандируется гражданская активность, волонтёрство, бескорыстное служение обществу. Что ж, я всегда с энтузиазмом следовал этим призывам. Ещё со школы, будучи увлечён музыкальной эстрадой, деятельно участвовал в культурно-массовых мероприятиях города и деревни, на то время частых. Позже сам возглавлял эстрадно-инструментальные коллективы, инициировал проведение концертов в дни празднеств и народных гуляний. В непростые постперестроечные годы, за отсутствием в местных учреждениях культуры музыкального инвентаря, инструменты и звукоусилительное оборудование приобретались мной за собственный счёт.

Обучение детей и подготовка концертных программ проходили на моей личной усадьбе - в жилом доме и надворных постройках. В зимнее время приходилось дополнительно отапливать хозяйственные помещения, где в отсутствие Дома культуры ютились школьники и рабочая молодёжь, оборудовать залы и площадки для выступлений творческих коллективов. Результатом данной деятельности стали регулярные выступления вокально-инструментальных составов перед местным населением, в том числе, гастрольные - по южному кусту Туруханского района, в Ярцеве и Енисейске.

Параллельно с музыкальными занятиями я вёл в своём доме изостудию для школьников и рабочей молодёжи, организовывал показ их работ. Часть бывших моих студийцев сейчас сами трудятся в качестве преподавателей изоискусства, возглавляют кружки и студии.

Вплоть до последних лет мною предпринимались выезды по огромному Туруханскому району с выставками пейзажей местных художников, подготовлено полтора десятка персональных выставок, которые мы сорганизовывали с дирекцией государственного Центра народного творчества  без участия и помощи местных администраций. Со своими работами я в обязательном порядке размещал в выставочных залах Красноярска картины других художников Севера. Все они были представлены зрителям края.

Самим мною в указанный период написано более 600 пейзажных полотен. Отдельные работы отмечались призовыми местами фестивалей Культурно-исторического центра, приобретались краеведческими музеями и галереями - в том числе, зарубежными.

Не хочу утяжелять повествования описанием прочих форм означенной деятельности, но уместным будет добавить, что, кроме занятий с детьми, немало времени мною посвящено участию в организациях экологической и других направленностей. Одиннадцать лет отдано выпуску районной газеты, редакцию которой я возглавлял также на общественных началах. Это, простите, срок, к тому же, немалый. Только как отразился беззаветный сей труд на моей пенсии? Да абсолютно никак. "Ведь никто не заставлял вас издавать газету!", - скажет бездушный чиновник, и возразить ему будет нечего.

Всё перечисленное отнюдь не было показухой либо стремлением к карьере, но являлось естественным, сугубо альтруистическим желанием гражданина направить полезную энергию, знания и навыки на благое дело. В 90-е, в годы полнейшего упадка сельской культуры, когда подросткам и молодёжи стало решительно негде реализовывать общественно-значимые потребности, только горстка энтузиастов помогала выживать уцелевшим очагам творчества, сохранять традиции северной деревни, преемственность поколений.

Было бы безнравственным требовать какой-то мзды за некогда сделанное по доброй воле, однако, оборачиваясь на те самые три с половиной десятилетия, отданных организации досуга подростков, развитию культуры и творчества, логичным было бы предполагать, что старания индивида на ниве общественного труда в какой-то мере зачтутся государством, ради процветания которого, собственно, и предпринимались оные - без зарплаты, без материальных либо других меркантильных выгод. Но «благодарностью» на сегодняшний день служит забвение.

Повторюсь, я далёк от самохвальства и стараюсь лишний раз не выносить на обозрение аспекты собственной биографии, связанные с общественной работой. Всё это излагается мной только по причине несправедливости ситуации, в которой, в силу равнодушия и цинизма социальной системы, довелось оказаться на закате жизни.

Реже, чем когда-то, но мне ещё случается по приглашению выезжать с выставками в другие регионы, в страны ближнего зарубежья, где я рассказываю о жизни Севера Красноярского края, о его художниках и мастерах декоративно-прикладного искусства. И когда ведущие телепрограмм в прямом эфире задают мне вопросы, относительно устройства личного быта, я теряюсь в ответах, стыдясь сознаться зрительской аудитории в том, что, несмотря на былую активность в поддержке народных промыслов, организации кружковой работы, концертов и экспозиций, ныне обречён на незавидное существование, когда государство, определив человеку жалкий пансион, выбросило его на обочину жизни, будто старую, больную собаку...

Наверное, славно, что миллионы наших соотечественников с готовностью откликаются на призывы властей к участию всех и каждого в значимых общественных начинаниях, волонтёрском движении, благотворительных акциях. Вот только присуща ли власти СОВЕСТЬ? Умеет ли она пусть хоть в малой доле быть признательной этим доброхотам за проделанный ими безвозмездный труд, за потраченные людьми личное время и средства? Или она попросту пользуется лучшими устремлениями своих граждан, используя их, чтобы после вот так забыть за ненадобностью?

При существующем заведомо несправедливом распределении социальных благ имеет ли смысл делать что-либо даром, от сердца, исходя из идеи альтруизма, из светлых побуждений? Или отныне, оказывая помощь ближнему, обществу, своей стране, надлежит непременно фиксировать всякое благодеяние на бумаге - заручаться договором, контрактом, ориентируясь на тех, кто заполучили весомый социальный статус выпячиванием и бахвальством?

Тогда выходит, что моя биография - просто пример того, как не надо поступать в жизни: брать на себя заботу по «затыканию дыр» в сфере эстетического воспитания нашей молодой смены и обеспечения её условиями для творчества - тех самых «дыр», что созданы бездарной работой министерств и местных управлений? Ну, не печётся о подрастающем поколении надменное наше чиновничество, да и Бог с ним!

Может, не следовало тратить время и личную копейку на чужих детей, а лучше купить себе хороший дом, поправить здоровье в платных клиниках, отложить что-то на старость? Умно ли было идти многотрудной стезёй бессребреничества, поступать по совести, проявлять общественную сознательность, патриотизм?

Вот к этим безрадостным размышлениям, к такому запоздалому прозрению вынужденно прихожу сегодня, наблюдая безразличие общества к участи российских стариков - участи несчастной и незаслуженной.

Сообщите, Михаил Михайлович, прав ли я в своих горьких выводах, или произошедшее со мной - лишь частный случай в жизни отдельного лица, досадный промах соцзащиты, недосмотр чинов, поставленных блюсти закон человеческий?

Сергей АНОСОВ.

ПосёлокБор,

Туруханский район.

 

Гость

09.10.2025 06:46

Отклик в телеграм-канале "Красраб". Подписывайтесь - https://t.me/krasnrab

Алексей: «Так все наше стадо в этой стране живёт. Только пастухи всегда жиреют и пухнут. Они в этой стране не умеют делиться исторически, тысячелетиями. Лет через 70 - 150 до стада опять наконец-то дойдут смыслы фраз из "Интернационала", появится очередной Ленин, взявший денег на революцию у немцев, очередной Троцкий - кредитующийся у пиндосов и англоидов. Страна опять утонет в крови революции и гражданской войны, пастухов-упырей частично вырежут, частично они успеют "свалить" из страны, жировать на награбленное за границей, кляня и предав этот народ и страну. Тогда, в наилучшем варианте, этой стране удастся пожить 30 - 70 лет в социальном варианте, для народа. Более не дадут, как и СССР. Зажравшейся кучке упырей опять нужно будет легализоваться в капитализме. История по спирали, ничего нового и неизвестного - называется это "человеческая цивилизация". А упырю-губернатору этот стон безразличен. Они небожители. Им нас, червей земляных, перерабатывающих для них компост - не то что не понять, даже не услышать. На том стоит и стоять будет земля русская. И не нужно стенать и плакать. Аминь».