Из редакционной почты: "Родословие объединит семью"
В школьных и даже в дошкольных учреждениях в учебную программу входит нравственное воспитание подрастающего поколения, где детей с разным уровнем познаний знакомят с понятием родословия.
И это очень правильно. Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Начиная с самого раннего возраста, нужно формировать у детей на доступном их пониманию уровне интерес к своей семье, знакомить с традициями и обычаями, воспитывать уважение к старшим поколениям. Но эта работа будет более успешной, если и родители подключатся к ней, будут знакомить ребёнка с историей семьи.
Знакомство дошкольника с родословной, создание родословного древа является интересным, захватывающим делом, которое объединяет всех. А интересное общее дело всегда благоприятно влияет на детей. Для малыша оно означает чувство сплочения, единства, в таких ситуациях он ощущает поддержку всей семьи, приходит понимание, что есть род, и он является его представителем.
Постепенно надо дать ребятам представление о том, что их родители - это дети их бабушек и дедушек. Это поможет усвоить не только имена, но и отчества их родителей. Новые знания расширяют кругозор малыша, развивают мышление.
В детских садиках N 140 и N 333, что на красноярской Взлётке, в подготовительных группах, которые посещают мои правнуки, я провела занятия на тему родословия. Цель - познакомить ребятишек с такими понятиями, как "семья", "родственники", "родня", "род", "родословное древо", "родословная книга" и тем самым расширить кругозор, обогатить словарный запас терминами родственных отношений, развить интерес к истории своей семьи и желание поделиться этими знаниями.
Занятия проходили в обстановке большой активности. Дети с интересом листали наш семейный фотоальбом, нашу родословную книгу, рассматривали наше родословное древо, слушали наши с правнуками комментарии, называли имена своих бабушек и дедушек, но прабабушек или прадедушек, увы, никто из них не назвал. Видимо, не знают ещё малыши такого словосочетания.
Была я приглашена в эти же детсады и на праздники в честь Дня Победы. Здесь тоже были показаны предметы, хранимые в семье, касающиеся темы войны. Цель занятий - познакомить детей с понятиями "домашний архив", "пилотка", "звёздочка на пилотке", "медали", "ордена", "георгиевская лента", "патриот", "память".
Такую заинтересованную аудиторию можно, встретить, наверное, только в детском коллективе. Малыши с любопытством разглядывали футболки с фотографиями фронтовиков ("Бессмертный полк"), трогали медали и ордена, всматривались в подборку газетных фотографий фронтовиков ("Красноярский рабочий" - "Лица Победы"), листали брошюру "Мой род на защите Отечества" с фотографиями фронтовиков и документами к ним, примеряли пилотки со звёздочками, старались дотянуться до георгиевской ленточки на моей груди.
Знаю, что вечером, дома, малыши вдохновенно рассказывали об увиденном и услышанном в садике. Очень любознательная аудитория! Каждое занятие длилось не более получаса и принесло малышам много новых впечатлений.
Призываю всех, кто хочет вырастить гармонично развитую личность,- найдите возможность поучаствовать в очень важном для каждого ребёнка этапе его жизни детсадовского периода, посоветовавшись, конечно, с воспитателями.
Алла БОРИСОВА,
член Красноярского краевого историко-родословного общества, член региональной общественной организации "Союз краеведов Енисейской Сибири", член патриотической комиссии совета ветеранов Советского района Красноярска.
Красноярск.