Из редакционной почты: "Утечку педагогических кадров пора остановить"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

29.11.2022 07:37
0

Читать все комментарии

2192

"Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени" - писал Николай Добролюбов в знак уважения к учителям и заслуг их перед Отечеством.

В былые времена педагог действительно был уважаемым и авторитетным человеком, примером во всём. Его труд хорошо оплачивался, что позволяло ему чувствовать себя комфортно. Антон Макаренко писал: "Только счастливый человек может себя считать для кого-то примером".

Со временем произошли изменения в отношении к учителю со стороны ряда учеников, родителей, да и правительства - имею в виду оплату труда. Часты случаи конфликтов: ученик - учитель, родитель - учитель, которые даже рассматриваются в правоохранительных органах. Были случаи физической расправы учеников над учителями. Всё это негативно сказывается на выборе профессии педагога.

Если учитель считается главной фигурой в учебном заведении, то и оплата должна соответствовать этому. Ведь согласно майскому указу президента зарплата в 2018 году должна была увеличиться на 200 процентов от средней зарплаты в регионах. Но... увы и ах.

На заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре сказано, что больше 75 процентов российского учительства имеют оклад по ставке ниже МРОТ. Это о чём-то говорить должно? При проведении оптимизации произошло увеличение объёма работы при прежней зарплате.

Меня, ветерана педагогического труда с 50-летним стажем и 25-летним директорским стажем в средней школе, удивляет позиция народных избранников - депутатов Госдумы, отказавшихся принять закон, чтобы решить эту проблему.

В результате увеличения объёма работы наметился отток учителей из школы. Ведь труд и зарплата взаимосвязаны. Уходят не только молодые, но и с солидным стажем - толковые и ответственные. Но не из профессии уходят - находят себе место там, где условия более комфортные. Это вызывает тревогу.

По данным исследования, проведённого Российской академией народного хозяйства и государственной службы, дефицит учителей составляет 250 000: вакансии в начальных классах, по таким предметам, как русский язык, литература, математика, физика, иностранные языки. Во всех регионах ситуация выглядит по-разному. Статистика подтверждает, что количество вакансий увеличивается. Отмечается рост числа учеников, превышающий рост числа учителей.

"Молодых приходит мало, чтобы компенсировать дефицит,- констатирует эксперт Высшей школы экономики Татьяна Мерцалова.- На данный момент более 650 000 учителей-предметников достигли уровня пенсионного возраста. В России 33 педвуза, подведомственные министерству просвещения плюс колледжи, частные образовательные организации. А не доходят в основном те, кто по завершении разочаровался в выборе профессии".

Молодым педагогам, выросшими с гаджетами в руках, легче войти в коллектив, им легче работать с цифровым оборудованием. Если же его нет, то они не задерживаются. Так же как и те, кто, не имея своего кабинета, вынуждены скитаться по чужим. Это вызывает чувство своей ненужности. Бывают случаи, когда молодым сразу дают большую нагрузку, не учитывая наличия опыта. Это несколько подготовок. Терпения не хватает. Результат тот же.

Порой выпускники недостаточно квалифицированы. Причину раскрывает, народный учитель Сергей Рукшин: "Сейчас после школы выпускники могут подавать документы в 5 вузов и на 10 специальностей. Поступают туда, куда хватает баллов".

Проблема общества в том, что и талант, и профессионализм с некоторых пор не только в России, но и на всём постсоветском пространстве перестали оценивать должным образом. Ценится только так называемый успех.

Утечку кадров можно остановить. По мнению одного из экспертов, "для этого нужны две вещи - политическая воля и изменение нормативной базы".

Если примут на федеральном уровне закон об установлении базового оклада в размере 70 тысяч рублей, учителям не нужно будет брать больше ставки, что будет способствовать повышению качества знаний. Да к тому же ещё и создать комфортные условия, тогда они "выложатся", чтобы дать ученикам прочные знания, и не будут помышлять о смене места работы. Ибо от добра добра не ищут.

Попытка помочь в решении кадрового вопроса на периферии с выделением грантов, на мой взгляд, не получила отклика. В сельской местности нужно создать условия, которые хотя бы частично были похожи на городские. Такие, например, есть в Ужурском районе - в акционерном обществе "Солгон", возглавляемом добротным хозяином Борисом Владимировичем Мельниченко.

Он заботится не только о плодородии земли и продуктивности коров, но в первую очередь - обо всех членах коллектива. Отработанная система организации труда позволяет сохранять кадры и пополнять их из числа своих жителей. Выпускники школы после получения дипломов возвращаются - и юноши, и девушки. После трудового дня им есть где провести досуг. Открыт ДК и для школьников, и для пенсионеров. Здесь прожить легче, чем в городе.

Всё дело теперь - за правительством. А пока среди учителей нарастает социальная напряжённость. На мой взгляд, нужно заставить чиновников из министерства образования поработать за учебную нагрузку в российской глубинке, и тогда они вплотную занялись бы решением этого вопроса.

Красноярск.

Автор:

Александр Марченко, ветеран педагогического труда.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры