Главное для педагога - воспитать достойного человека

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

04.10.2021 19:44
1

Читать все комментарии

1337

Разговор со школой

Школа... Родная четвёртая школа. Шестьдесят лет я проходила по твоим притихшим коридорам, и в этой тишине всегда разговаривала с тобой. Дорогая моя школа, тебе больше восьмидесяти лет!

Ты пережила почти все эпохи нашей Родины и делала всё, чтобы вовремя подставить своё плечо и идти вперёд, учить детей, достойных своего Отечества. Ты всегда была физически сильной. Какие бы ремонты ни проходили, но ни один кирпич так просто не сломался. Ты простояла более восьмидесяти лет, и я думаю, что будешь стоять ещё долго-долго!

Ты и морально крепка и прекрасна! Все эти годы в твоих стенах работали лучшие учителя, единомышленники, педагоги высокого профессионализма, умеющие любить детей и ежеминутно ценить время, проведённое рядом с ними. Я помню каждого учителя, с кем мне довелось работать. Вы, дорогие мои коллеги, умели учиться и учить, вы умели приобретать опыт и делиться им не только внутри родной школы, но и в крае, в других городах России.

Коллектив нашей четвёртой - это Коллектив с большой буквы, отличающийся педагогическим мастерством, дружбой, вниманием друг к другу, умением жить общими интересами, быть всегда рядом и в праздники, и в труде, и в радости, и в горе. Я и сейчас верю в каждого учителя, который придёт в нашу школу. Он, несомненно, отдаст дань её традициям и будет помнить о тех старших товарищах, которые отдавали детям свои сердца. Флагманом образовательной системы в городе всегда была четвёртая школа. И она всегда будет четвёртой, живущей своими традициями и любовью к ученикам.

Наш девиз: "Воспитать человека, достойного своего Отечества, умеющего применить в своей жизни всё, что он приобрёл в школе". И я верю в то, что любой наш учитель, встретив через много лет своего ученика, улыбнётся и мысленно скажет: "Я воспитал достойного человека".

Валентина Харитоновна КОВАЛЁВА.

Мысли вслух

Рассуждения директора школы о педагогике, о роли учителя в школе

Русской педагогике давно известен прекрасный и гуманный способ обращения с воспитанником: не бороться с его недостатками, а развивать его достоинства.

Учитель - центр эмоциональной атмосферы в классе. Он должен стать источником постоянного тепла по отношению к каждому члену коллектива. Понимания не будет, если учитель кричит на детей, "строжится" железом своего голоса. Нельзя строить процесс воспитания на страхе, злости, жестокости, запугивании.

Только в раскованной обстановке, когда работа на уроке посильна для всех и все смогут её сделать, ученик полностью проявит себя и разовьёт свои способности. Без уверенности учащегося в этом бессмысленно без конца перетасовывать учебные программы, не они, в конечном счёте, определяют итоги образования.

Не правы те, кто говорит, что современный школьник не хочет учиться. Он хочет не меньше, а даже больше, чем мы в своё время. Прежде чем что-то требовать от ребёнка, нужно учить его не только знанию, но и правильному отношению к людям, к товарищам, к учителю.

Нельзя проповедовать идеи гуманности и достоинства человеческой личности и в то же время постоянно унижать того или иного ученика на глазах у всех! Учить детей быть другом, и вопреки этому высмеивать неудачника, стоящего у доски перед классом с нерешённой задачей!

Бесцеремонность по отношению к детям необъяснима и преступна, она формирует совершенно определённый тип личности, вовсе не запланированный обществом и являющийся злом, против которого мы так долго и тяжело боремся. Название ему - чинопочитание и карьеризм.

Ребёнок воспринимает школу как часть нашего коллектива. А законы школьной жизни проецирует на общество вообще. Если он наблюдает, что высокостоящий может безнаказанно обидеть нижестоящего, то не сделает ли он простого вывода: нужно стремиться вверх по служебной лестнице, особенно если этот вывод будет подкрепляться в семье. А ежели на классном часе мы станем его разуверять в подобных выводах, то он может решить, что говорить нужно обратное тому, что есть на самом деле! Поэтому и страшны все наши отступления от норм поведения в школе.

Я наблюдала многих молодых учителей, терпевших педагогическое фиаско лишь потому, что они не способны были разглядеть в безобидном детском непослушании усталость, неумение, неспособность, издержки возраста. Нередко неопытные педагоги прибегают к административной власти: "Встань!", "Выйди из класса!", "Подай дневник!". И дети чаще всего покорно подчиняются этой силе, вернее, этой слабости растерявшегося учителя. В этом подчинении таится медленное и систематическое угасание чувства человеческого достоинства.

Мы говорим детям, что ученье - важнейшее дело жизни, но постоянно сами разрушаем серьёзное отношение к уроку, к домашним заданиям, к учебникам, к школе. Мы жалуемся, что в мире взрослых наблюдаются прогулы, опоздания. Но мы приучаем к этому детей с детства, если позволяем им пропускать занятия, по просьбе классного руководителя заполнять журнал во время урока, опаздывать и уходить до звонка. К воспитанию нужно относиться серьёзно и страстно. Или не заниматься им вообще.

"В воспитании нет мелочей",- предупреждал нас великий педагог Антон Семёнович Макаренко. Мелочи школьной жизни выдают прежде всего несоответствие практики воспитания общеустановленным теоретическим положениям. На каждом шагу я встречаю такое отступление от педагогических норм. Именно в них остро ощущаешь разлад между тем, что "должно", и тем, что "есть".

Вот перемена. Весёлым водопадом выбрасываются и текут вниз по школьной лестнице ребята. А навстречу им такой же мощный поток - вверх. Идёт перемещение по кабинетам. У закрытых дверей портфели бросаются прямо под ноги на пол. Не держать же их, в самом деле, на протяжении всей перемены в руках! Портфели топчут, пинают ногами. Любой родитель, появившийся в это время в школе, имел бы право предъявить претензии: школа не учит детей ценить вещи, уважать труд родителей и всё, что изготовлено заботливыми руками человека.

Удобно прикрикнуть разок на детей - они замолкают. Удобно не заметить, как кто-то списывает на контрольной - двоек не будет. Удобно всем ученикам давать одну и ту же задачу - легко и быстро проверяется такая работа. Удобно удалить из класса шумного ученика, удобно свою неподготовленность к уроку прикрыть самостоятельным чтением учебника - и так до бесконечности.

Но именно это и рождает в системе воспитания ребёнка формализм: истинный нравственный смысл учения в школе лишь подразумевается, а на поверхности, перед глазами детей, развёртывается совсем другой смысл организуемой жизни. И тогда все наши слова воспринимаются только как слова - не более того, а правила жизни рисуются им другими.

Вот ученик тянет руку к потолку, хотя правило требует ставить руку на локоть. Пусть тянет, решает учитель, ничего страшного. Но рука, поднятая к потолку, означает: спросите меня, я хочу отвечать! До остальных мне нет дела! Рука же, поставленная на парту, означает: я бы мог ответить на этот вопрос, но спросите того, кому это нужнее и полезнее для общего успеха. Учитель, пренебрегающий этой мелочью, не использует возможности научить учеников видеть за каждым своим движением, действием, поступком интересы другого человека.

Мелочи, мелочи, мелочи... Они бесконечны и необъятны в работе педагога. И если относиться к ним серьёзно, подчинять их решение единой цели, отпадут некоторые неразрешимые проблемы сегодняшней школы. Например, проблема "двоечника", ежели глядеть несколько вперёд этой пресловутой двойки, ежели бороться не с двойкой, а за человека, за его развитие, за его интерес к жизни, за его трудолюбие и желание быть полезным обществу, то на двойке не концентрируется внимание.

Чтобы получить от ученика минимум, надо предъявлять максимум требований; при минимальных требованиях ничего не получишь. Но реализовать эту идею можно только общими усилиями, когда весь педагогический коллектив её принимает и становится на общую позицию. Азбучная истина педагогики: только в самых исключительных случаях ставить ученику самую низкую оценку.

Как-то психологу Блонскому один учитель пожаловался на чрезвычайную неграмотность детей. Он сказал, что дети в диктантах допускают до двадцати ошибок. "Зачем же давать диктанты, в которых дети могут делать до двадцати ошибок?" - отвечал Блонский.

Как говорил Жан-Жак Руссо: "Верный способ испортить человека - это дать ему всё и не требовать ничего". Если ребёнок лишь потребляет радости, не добывая их напряжением духовных сил, он вырастает холодным, чёрствым эгоистом. Школа призвана предупреждать подобные отклонения, постоянно воспитывать в учащихся скромность во всём: в одежде, в поведении, в развлечениях. Учить этому нужно не только детей, но и родителей. Ведь воспитание детей в семье - это не только личное дело каждого, но и конституционная обязанность, его долг перед обществом.

И ещё: никакая должность сама по себе не обеспечивает авторитета и уважения, их надо завоевать, постоянно подкреплять делами, причём не только служебными, много значат человеческие отношения с подчинёнными. А быть хозяином школы - это значит чувствовать внутреннюю ответственность за благополучное состояние всех школьных дел и обязательно выражать её в своих делах и поступках.

В. Х. КОВАЛЁВА.

1979 год.

Нам посчастливилось работать с Валентиной Харитоновной Ковалёвой

Есть личности, благодаря которым меняется ход истории, ход культурного развития городов и целых районов. И одной из таких личностей в нашем городе является Валентина Харитоновна Ковалёва, благодаря которой родилась и процветает в Боготоле общеобразовательная музыкально-хоровая школа № 4.

Ольга Романовна АЛИПЕНКО:

- С Валентиной Харитоновной я работала с 1977 года. И мне очень хочется сказать этому удивительному человеку запоздалое спасибо за те уроки, которые были даны мне, начинающему учителю и директору музыкальной школы.

Благодаря её всепобеждающей вере в то, что она делает, и ясному видению конечной цели, удалось создать и сохранить такое большое дело (ведь даже и сегодня такая школа - единственная в крае!). Валентина Харитоновна всегда была на шаг впереди, опережая время. И время подтверждало правильность принятых ею решений.

Наша школа особенная. Она, даже если в ней нет учеников, кажется живой, в ней витает особый дух нравственности, духовности и культуры. Валентина Харитоновна любила свою школу самозабвенно, без отпусков и выходных. Огромный подвижнический труд замечательного директора заслуживает большого внимания, должен изучаться, чтобы стать достоянием широкой педагогической практики.

Валентина Харитоновна создала школу, которая вот уже более сорока лет остаётся верной лучшим традициям академического образования. Два педагогических коллектива, созданные ею, сохраняют эти традиции. Для них школа значит больше, чем просто место работы. Это люди, удивительно талантливые, творческие, работоспособные, бесконечно преданные своему делу, своей профессии.

У нашей школы не только славное прошлое, но и интересное, достойное настоящее. А вот будущее, увы, под вопросом. Здесь нужна глубокая интеграция на уровне чиновников нашего города.

Ольга Леонидовна ФЕДОРЕНКО,

заведующая дошкольным образовательным учреждением N 9:

- Я работала с Валентиной Харитоновной, когда ещё была совсем молоденькой девчонкой. Это мой первый педагогический коллектив. Валентина Харитоновна очень хорошо разбиралась в людях. Она видела, как я стараюсь, и поэтому никогда не отчитывала меня за промахи.

Я не помню, чтобы меня вызывали "на ковёр" в кабинет директора. Мне казалось, что туда вообще никого не вызывали. Валентина Харитоновна часто сидела в учительской в кресле, и из её рассуждений было понятно, что сделано не так и почему. Работая в коллективе четвёртой школы, я всегда ощущала уважение и безграничное доверие.

Валентина Харитоновна доверяла мне любую работу. Иногда я оказывалась в растерянности, но всё получалось. Это придало мне уверенности на всю мою сорокалетнюю педагогическую деятельность.

Татьяна Владимировна КОСОБУКОВА,

завуч школы № 4, учитель математики:

- Валентина Харитоновна Ковалёва не просто директор, а Человек с большой буквы, моя наставница. Она внесла много нового и уникального в образовательную сферу нашего города: музыкальная школа, профильные классы, экологический центр, лесничество. Это всё было впервые не только в Боготоле, но и в крае. А какие бывали педагогические советы! На них давался глубокий анализ работы каждого педагога и коллектива в целом.

Мне посчастливилось с ней работать и как учителю математики, и как завучу. Я многому у неё научилась. Она дорожила каждым педагогом и учеником. К каждому имела особый подход, для каждого находила доброе слово. Она могла сделать строгое замечание, но в обиду своих педагогов не давала - будет стоять горой за каждого, всегда уладит любой конфликт. И этому я училась у неё, работая завучем.

Мне очень нравилось, когда Валентина Харитоновна давала анализ посещённого занятия: в каждом, даже иногда неудавшемся, уроке она всегда находила ту "малику", за которую можно похвалить и поддержать учителя. А как это важно для человека!

Спустя годы, когда я анализировала посещённый мною урок, я всегда об этом помнила. Я знала, что Валентина Харитоновна всегда рядом, поддержит и даст свой мудрый совет.

Лариса Анатольевна ИЛЬИНА,

учитель английского языка:

- В школу № 4 я была направлена по распределению после окончания Красноярского государственного педагогического института в 1973 году и проработала более 40 лет в качестве учителя английского языка. Как важно получить поддержку начинающему педагогу в первые годы работы!

Валентина Харитоновна в то время выполняла работу завуча школы и вела уроки французского языка. Они всегда были открытыми для нас, учителей иностранных языков, помогали нам находить новые формы и методы работы с учениками. Взаимопосещение уроков с последующим анализом в доброжелательной форме совершенствовало наше мастерство. Валентина Харитоновна всегда находила то важное, которое она называла "изюминкой урока", что делало нашу работу более эффективной.

С момента начала руководства школой Валентина Харитоновна проявила лучшие качества администратора: компетентность, коммуникабельность, внимательное отношение к учителям и работникам школы, способность творчески решать проблемы, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную сплочённую команду единомышленников, способную решать любые вопросы обучения и воспитания учащихся.

Пройдя путь от учителя до директора, Валентина Харитоновна выработала свою стратегию, создала современную общеобразовательную среднюю школу с дополнительным образовательным пространством: музыкальным, экологическим, нравственным и спортивным. Она умела находить общий язык со всеми, понимала, что учитель и любой работник школы - такой же живой человек со своими слабостями и достоинствами, которые надо понимать и щадить, умела найти минутку, чтобы пообщаться, узнать о проблемах и помочь.

Валентина Харитоновна строила свою работу с перспективой создания школы будущего. Непросто было на базе небольшого старого здания создать школу с инновационными технологиями, дающую глубокие, прочные знания ученикам. На протяжении нескольких лет школа была базовой для прохождения педагогической практики для студентов факультета иностранных языков. Валентина Харитоновна пользовалась авторитетом и уважением на кафедре французского языка КГПИ и была председателем государственной экзаменационной комиссии.

Многие учителя, с которыми мне посчастливилось работать, уже пенсионеры. Но мы не теряем связи, общаемся и вспоминаем то незабываемое время, когда в школе царила атмосфера содружества, творчества, совместных классных мероприятий и трудовых десантов, музыкальных праздников и выездных концертов, когда школа была центром нравственного воспитания.

Раиса Марковна Польских - одна из них, давно проживает в городе Бердске. Она постоянно с большим теплом и благодарностью отзывается о своих коллегах и директоре школы Валентине Харитоновне Ковалёвой, которая умело организовывала работу школы, переживала за каждого ученика, способствовала становлению и профессиональному росту своих учителей.

В заключение хочется сказать, что все задумки и идеи директору помогло осуществить то, что рядом были понимающие, готовые к сотрудничеству коллеги. В свою очередь, без человеческого тепла и внимания, большого административного и педагогического опыта, которыми обладает Валентина Харитоновна, было бы невозможно создать такую уникальную школу, которой сейчас и является школа N 4.

Фаина Константиновна САМУЛИНА,

завуч школы № 4:

- С признательностью хочу сказать: Валентина Харитоновна - мой наставник, мой учитель. Я стала тем, кем есть, благодаря ей и замечательному коллективу школы № 4. Я благодарна за поддержку и заботу во все времена моей жизни, в которой мне посчастливилось на встречи с умными, интересными и добрыми людьми - моими коллегами.

Валентина Харитоновна - аналитик по природе, и перспективы школьного образования, его развитие в пределах возможностей небольшого города при её руководстве школой приобрели масштабность. Создавался единый коллектив общеобразовательной и музыкальной школ. Получение знаний в совокупности с музыкальным образованием послужило залогом воспитания цельной гармоничной личности. Такое мог создать только человек выдающихся организаторских способностей, умеющий убедить и повести за собой коллектив.

Параллельно в школе создавался экологический центр, поскольку любовь к природе, забота и охрана всего живого на Земле неоценимы в развитии ребёнка. Валентина Харитоновна - строгий, требовательный учитель и товарищ, педагог и психолог от Бога.

Людмила Александровна ДЕДЮХИНА:

- Есть педагоги от профессии, а есть педагоги от Бога. Валентина Харитоновна Ковалёва - именно такой педагог от Бога. Она наделена от природы тонким чутьём, проницательностью, которые позволяют ей постичь ребёнка, услышать его внутренний голос, понять и принять в тех или иных ситуациях единственно правильное решение. Её талант помогал ей легко и бережно прикоснуться к детской душе, без особых усилий оказать огромное влияние на ум и сердце ребёнка.

Гёте сказал: "Хорошо научиться можно у того, кого любишь". Но ведь для того, чтобы кто-то полюбил тебя, нужно, чтобы и ты полюбил его. Валентина Харитоновна любила и до сих пор любит и помнит своих учеников, а они любят и помнят её. Она была не просто учителем, но и прекрасным руководителем школы. Каждый педсовет становился школой познания педагогической науки, ведь только грамотный, разбирающийся в тонкостях своей работы педагог может понять и научить ребёнка.

Я навсегда запомнила её слова: "В конфликте ученик - учитель виноват в первую очередь учитель, так как он старше, мудрее и грамотнее ученика, а следовательно, и способен решить любую проблему, не доводя её до конфликта".

Л. Н. Толстой написал: "Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель". Эти слова с уверенностью можно отнести к нашему уважаемому директору. Спасибо за ваш труд и дай вам Бог здоровья, дорогая Валентина Харитоновна!

Боготол.

Комментарии (1)

Спасибо за прекрасную статью. Но нашу педагогику кто может гнобят как могут.  И это не есть хорошо- воплощается пресловутый план Даллеса. Дай Бог когда-то Россия сможет сбросить с себя эту накипь, но как. Как сказал мне академик И.И. Гительзон "Страшно не то, Сергей, что в войнах, репрессиях, революции и голоде погибли 60-80 млн. Страшно то, что погибли лучшие, а на смену им пришли те, кто расстреливал, конвоировал, доносил,  прятался в тылу, крысятничал". И как перенесёт наша Родина этот генетический удар- я не знаю"

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры