Лингвисты договорились, как правильно писать слова "офлайн", "блогер" и "троллинг"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

16.09.2019 15:55
0

Читать все комментарии

399

Лингвисты наконец разработали и описали правила, которых нужно придерживаться, используя самые распространённые слова Интернета.

"Российская газета" приводит пять пунктов, которые нужно запомнить, чтобы не выглядеть безграмотным в интернет-пространстве и социальных сетях.

Итак, первое. Вместо двух букв - одна: блогер, офлайн, трафик, но (!) троллинг.

В этом месте спотыкаются даже самые прокачанные грамотеи: ведь в английском слово blogger пишется с двумя "g" (blogger). Лингвисты объясняют: удвоение корневого согласного перед суффиксами "-ер" и "-инг" - чуждое нашей письменной речи явление, а потому, осваиваясь в русском, заимствованные слова часто теряют вторую согласную.

С другой стороны, слово "троллинг", в котором есть уже знакомый нам суффикс "-инг", пишется с двойной "л". Оказывается, сообщает портал "Грамота.ру", "в русском, в отличие от английского, согласная перед "-ер", "-инг" не удваивается, если есть однокоренное соответствие с одиночной согласной (пусть даже тоже заимствованное)".

Примеры этому - слова "моделинг" (соответствие "модель" с одиночной согласной) и то самое "блогер" (соответствие - "блог"). Слово же "троллинг", попав в русский язык, упало на благодатную почву, где уже было слово "тролль" - однокоренное соответствие с двумя "л".

Второе правило. Не надо ставить дефис во всех сложных словах.

Здесь юным и зрелым блогерам придёт на помощь орфографический словарь, в котором закреплены правила написания: части сложных слов "медиа-", "видео-", "аудио-" пишутся слитно: медиаресурсы, видеоуроки, аудиоподкаст.

Части слов "интернет-" и "веб-" пишутся со словами через дефис: возможно, именно эта ложная аналогия и заставляет нас "на всякий случай" ставить этот знак везде, где это потенциально возможно.

Начальные элементы сложных слов "онлайн-" и "офлайн-" пишутся также через дефис: предлагайте друзьям и коллегам проходить онлайн-курсы по русскому языку и встречаться на офлайн-занятиях.

Третье правило. Интернет пишется со строчной.

Когда пользователи только начали осваивать просторы интернета, он писался исключительно с прописной буквы: словари чётко разводили "Интернет" как самостоятельное явление и "интернет-" как первую часть сложных слов (интернет-магазин).

Однако со временем, проанализировав практику письма, Орфографическая комиссия РАН предложила в четвёртом издании "Русского орфографического словаря" два равноправных варианта - и с 2012 года слово "интернет/Интернет" может писаться как со строчной, так и с прописной буквы. Здесь выбор за вами.

Четвёртое правило. Если "звучит" твёрдо, то это не гарантирует, что пишется "Э", а если мягко, то это не всегда "Е".

Так, слово "хештег" пишется с двумя "е": именно такое написание было зафиксировано в пятом издании "Русского орфографического словаря". А вот несмотря на то, что в новейших заимствованиях после согласных в корнях значительно чаще пишется буква "е", а не "э" (апгрейд, бренд, дедлайн, контент, копирайтер и хедхантер), слово "кешбэк" вряд ли полностью подчинится этой тенденции.

Дело в том, что английское back, по наблюдениям орфографистов Е. В. Бешенковой и О. Е. Ивановой, может, конечно, передаваться в русском языке с буквой "е" (беккросс, риджбек, хавбек, бек), однако большинство слов с данной частью всё же пишутся с "э": бэк-вокал, бэкграунд, бэк-кантри, бэк-офис, бэкслеш, бэк-флип, бэкхенд, фастбэк, флешбэк, хетчбэк и другие.

Что касается первой половины этого слова, то элемент "кеш-" уже закреплён именно в таком написании.

А вот слово "инфлю(е/э)нсер", которое знакомо каждому, кто имеет дело с продвижением в социальных сетях, ещё не закрепилось в русском языке: издание Lenta.ru и составители Викисловаря пишут его с буквой "э", в то время как авторы vc.ru, Esquire.ru и эксперты GeekBrains предпочитают написание через "е".

Пятое правило. Никаких постов в Facebook, фотографий в Instagram и видеоблогов на YouTube - публикуйте свои заметки в фейсбуке, делитесь моментами из жизни в инстаграме и смотрите любимые ютьюб-каналы.

Названия всех социальных сетей и сервисов лучше писать кириллицей: всё-таки они уже нами освоены, а текст вы как-никак пишете на русском языке. Хотя названия в русском языке необходимо заключать в кавычки и писать с большой буквы ("Фейсбук", "Инстаграм" и тому подобное), в ситуации повседневного обыденного общения (переписка в мессенджерах или социальных сетях) допускается написание с маленькой буквы без кавычек.

Елена КУХТЕНКОВА.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры