Анатолий ЯРОШЕНКО: "И всё-таки я остался с песней"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

17.06.2020 14:53
0

Читать все комментарии

153

Осенью 1978 года на телевизионные экраны Советского Союза вышел очередной выпуск популярной программы "Театральные встречи".

Как водится, в эфире главного канала страны (да их, собственно, и было тогда всего ничего) собрались звёзды отечественной сцены, кино, эстрады: народные артисты СССР Игорь Ильинский и Игорь Владимиров, буквально несколько лет назад получившая всесоюзную известность главными ролями в телефильмах "Большая перемена" и "Старший сын" Светлана Крючкова.

И среди всего этого культурного великолепия оказался Анатолий Ярошенко - директор совхоза "Большеуринский" из села Большая Уря Красноярского края, создатель и руководитель местного русского народного хора, который за двадцать лет его руководства стал лауреатом трёх всесоюзных и четырёх всероссийских фестивалей народного творчества трудящихся, а также участником и дипломантом ВДНХ.

- Не помню, как попал в студию,- признался спустя десятилетия Анатолий Иванович, однако всё, что происходило тогда, помнит как сейчас: рядом с кем сидел, кто выступал...

Собственно, Анатолий Ярошенко вдруг озвучил эту мысль - рассказать о тех памятных "Театральных встречах". Благо сегодня проблем с тем, чтобы найти в Интернете искомую передачу, не существует. Как не существует и возможности для тружеников села или знатных рабочих попасть на "Голубой огонёк" или в какую-то другую телевизионную программу, где царствуют попса и его величество денежный знак.

...Открыла "Театральные встречи" молодая, очаровательная представительница грузинской культуры единого и неделимого Советского Союза Нани Брегвадзе, исполнившая цыганский романс "Но я вас всё-таки люблю..." на стихи и музыку Н. Ленского, который, кстати сказать, позднее прекрасно исполнял наш Дмитрий Хворостовский.

- Нана, то, что вы спели сейчас, никак не освобождает вас от того, чтобы спеть ещё раз,- сказал, смеясь, главный режиссёр Ленинградского театра Ленсовета Игорь Владимиров.- В конце. Имейте в виду...

Затем Игорь Петрович сообщил об особенностях нынешней встречи:

- Первая особенность в том, что мы показываем её в предпраздничные дни рождения советского государства - наш общий с вами день рождения. И второе обстоятельство, тоже работающее на хорошее настроение,- этот год идёт под знаком 60-летия комсомола.

И предложил, без всякого юмора, начать передачу встречей с самым молодым артистом, которого Игорь Владимиров знает, недавно ему исполнилось 77 лет,- с Игорем Владимировичем Ильинским.

Тот известен не только как комедийный киноактёр, исполнитель ролей в фильмах "Волга-Волга", "Праздник святого Йоргена", "Карнавальная ночь", но также как театральный актёр и режиссёр, исполнитель ролей классического репертуара - Акима из "Власти тьмы" или Льва Толстого из "Возвращения на круги своя" и, конечно, выдающийся чтец рассказов Чехова, Зощенко.

- Когда мне было года четыре, мать читала мне сказочку Льва Толстого, в которой речь шла о маленьком мальчике, его родителях и стареньком дедушке, которого отсаживали от стола и кормили отдельно, потому что он ел неряшливо, чавкал,- вспоминал великий артист.- Мальчик сидит где-то в углу, что-то мастерит, а родители спрашивают, что он делает. "Плошку,- отвечает ребёнок.- Когда я вырасту, а вы станете старенькими, стану отсаживать вас, как вы - дедушку, и кормить вас из этой плошки". С этого началась моя любовь к творчеству Льва Николаевича. А теперь я вспоминаю его с точки зрения дедушки.

Продолжил разговор ученик Игоря Ильинского, замечательный театральный режиссёр Вячеслав Спесивцев, рассказавший о своём молодёжном коллективе. А исполнительница роли комсомолки в посвящённом 60-летию ВЛКСМ спектакле "Коммуна номер раз" Мария Катаева прочитала монолог идущей на казнь и обращающейся с письмом к своей дочери героини Наташи Логиновой.

За трилогию, посвящённую 60-летию комсомола, куда, кроме упомянутого, вошли также инсценировки повестей Бориса Васильева "В списках не значился..." и Виля Липатова "И это всё о нём...", Московский молодёжный театр получил премию Ленинского комсомола.

- Поезд нашего театра отправился,- подчеркнул Вячеслав Семёнович.- Мы в пути...

И вот, наконец, о чудо! Игорь Владимиров объявляет:

- Хочу познакомить вас с человеком. Возможно, вы его уже знаете. Он, если не ошибаюсь, был в программе "Время". И очень рад встретиться с ним на этой передаче. Речь идёт о директоре совхоза из Красноярского края по фамилии Ярошенко Анатолий Иванович. Он обладает от природы сильным и, не побоюсь сказать, красивым голосом. Если у человека есть голос, почему же ему не запеть на радость окружающим? Хуже, когда нет голоса, а человек поёт. Он запел и стал обращать внимание окружающих на то, что у него прекрасный голос. И профессионалы стали обращать внимание. Впрочем, Анатолий Иванович, у меня к вам просьба. Учитывая, что вы директор совхоза, а это важная профессия, и чтобы зрители понимали, о чём идёт разговор, может быть, вы вначале споёте, а уж потом продолжим разговор?

- С удовольствием спою,- ответил Анатолий Ярошенко.- Но мне хотелось бы, поскольку сегодня в студии, можно сказать, собралась семья со всех концов страны, хотелось бы, чтобы мне аккомпанировала Медея Гонглиашвили.

Анатолий Ярошенко блистательно исполнил украинский романс Константина Думитрашко "Чёрные брови, карие очи".

- Как только Анатолий Иванович спел, его стали приглашать в консерваторию,- продолжил рассказ Игорь Владимиров.- Предложили учиться. Но он решил, что хозяйство, которым он занимается, важнее. И решил остаться директором молмясосовхоза и петь только на театральных встречах. И всё-таки совесть подсказывала вам иной путь или нет?

- Конечно, хотелось быть профессиональным актёром,- признался сибиряк.- Но это было в более позднем возрасте. Меня приглашал профессор Новосибирской консерватории Арканов. Я взял отпуск, поехал, попел. Однако заскучал по дому, по земле - и вернулся в совхоз. А в Новосибирск послал телеграмму с извинениями Вениамину Павловичу, что учиться не буду. Решил остаться возле земли. Другой раз задумываюсь: хорошо сделал или плохо? Землю люблю, но люблю и песни. И всё-таки с песней я остался. Пою вот уже более двадцати лет. В хозяйстве, которым руководил ранее, хоровой коллектив стал лауреатом самодеятельности. И здесь, где работаю сегодня, сложился хоровой коллектив, который в 1977 году стал лауреатом Всесоюзного фестиваля.

Игорь Владимиров добавил, что Анатолий Ярошенко хотя и руководит совхозом, а носит звание Заслуженного работника культуры РСФСР.

- А то, что вы директор, не мешает вам? - спросил Игорь Петрович.- Входит к вам подчинённый, который только что видел, как вы пели про очи. Сидите мрачный, и очи у вас совсем не такие, потому что он провинился...

- Считаю, наоборот, помогает,- ответил Анатолий Иванович.- Я новое хозяйство принял. И начинал создавать его с хора и с музыкальной школы. Что нужно молодёжи? Чтобы хозяйство хорошо работало, нужно иметь хорошие кадры. А кадры делают всё. Кадрам нужно, чтобы была развита самодеятельность, спорт, чтобы для человека не существовало разницы, в городе он находится или в селе. Можно сказать, мы почти этого добились.

И в эти 8-10 минут эфирного времени, вместившего короткий рассказ о жизни и творчестве, а также концертное выступление, вместилась и вся жизнь замечательного хозяйственника и большого певца Анатолия Ивановича Ярошенко.

А дальше программа продолжилась. Игорь Владимиров нашёл много общего в своей и композитора Александра Зацепина судьбе. Первый хотел стать строителем, второй - радиоинженером.

Затем Александр Зацепин (родившийся, кстати говоря, в Новосибирске) рассказал о новом фильме "31 июня", в котором эстонский певец Яак Йоала исполнил четыре песни. Дальнейшая драматическая судьба этой картины многим из читателей известна.

Далее Владимиров дал слово артистам МХАТа имени Горького, в котором всё "заквашено чистыми руками Станиславского и Немировича-Данченко". Вряд ли Игорь Петрович мог предугадать, что случится через какие-нибудь восемь лет с прославленным театром, "закваска" которого поползёт наружу, развалив коллектив напополам.

А пока же в эфире выступал восьмидесятилетний актёр, народный артист СССР Марк Прудкин, последний из оставшихся в живых из состава "стариков", сыгравших главные роли в специально для них поставленном спектакле "Соло для часов с боем" по пьесе Освальда Заградника.

Затем вновь пела Нани Брегвадзе, был представлен молодой поэт Николай Зиновьев, который исполнил проникновенное стихотворение "Целуют родители нас" и стихи о борьбе с фашизмом, задевшие, наверное, каждого из присутствовавших в зале. Особенно, видимо, Игоря Владимирова, ведь именно в то время он занимался постановкой спектакля "Интервью в Буэнос-Айресе" по пьесе Генриха Боровика, в котором играл главную роль.

- Фашизм как государственное явление изъят из обращения,- сказал режиссёр, не подозревая, что, как в строчках у другого поэта - "Ещё плодоносить способно чрево, Которое вынашивало гада",- фашизм поднимет голову.- И всё-таки по-прежнему остаётся на повестке дня,- добавил он.

Сергей ПАВЛЕНКО.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры