Да здравствует её величество опера!
В течение десяти последних сезонов одним из важнейших событий творческой жизни красноярской оперной труппы являлся Международный фестиваль "Парад звёзд в Оперном".
За эти годы красноярцы и гости нашего города получили счастливую возможность соприкоснуться с искусством более 160 певцов и дирижёров из двух десятков стран мира.
Завершившийся на днях десятый фестиваль оказался самым непродолжительным и скромным по числу гастролёров. Но каждый из них - яркая творческая личность.
Если в предыдущие годы мы воочию убедились в уникальности таких легенд отечественной и мировой оперной сцены, как Елена Образцова, Ирина Богачёва, Маквала Касрашвили, то нынче пришли в восхищение от отличной профессиональной формы прославленного и неувядающего баритона Сергея Лейферкуса.
Звезда Мариинского театра и Лондонского Covent Garden, он с блеском выступил в концерте "Гала-Верди" и в спектакле "Аида", создав незабываемый вокально-сценический образ мужественного царя Эфиопии.
Его достойными партнёрами в тот вечер стали уже давно покорившая красноярцев замечательная певица-актриса Ирина Долженко (Большой театр) в партии дочери фараона Амнерис, а также опытный и стабильный тенор из Мариинского театра Ахмед Агади (полководец Радамес).
Под стать старшим коллегам была и молодая солистка Светлана Касьян в титульной роли. Успешно выступая в театрах России и Италии, она уже в третий раз посетила Красноярск. Раньше мы слышали Светлану в "Тоске" и "Пиковой даме". Но, пожалуй, именно в "Аиде" она произвела наиболее сильное впечатление.
Значительный успех выпал и на долю представителя молодого поколения московского театра "Геликон-опера" Виталия Серебрякова, певчески и актёрски выразительного в сложнейшей партии - роли Германа в "Пиковой даме".
Третьей оперой, вошедшей в нынешнюю фестивальную афишу, оказалась "Тоска". На центральную роль певицы Флории Тоски была приглашена Ольга Гурякова.
Она снискала известность на лучших сценах мира (в том числе таких, как Миланский театр La Scala, Нью-Йоркский "Метрополитен-опера", Венская государственная опера) в качестве лирического сопрано. В целом ряде спектаклей пела вместе с Дмитрием Хворостовским.
Ольга Гурякова особенно прославилась как Татьяна в "Евгении Онегине". В настоящее время она переходит на репертуар драматического сопрано, и партия Флории - одна из первых её работ в новом амплуа.
Процесс адаптации ещё не завершился, и пока именитая гастролёрша, верная традициям своего родного Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, захватывает зрительный зал прежде всего темпераментом и тонким актёрским мастерством.
Кроме Ольги Гуряковой, в фестивале-2019 приняли участие ещё два ведущих солиста одного из лучших театров России: Наталья Петрожицкая и Дмитрий Зуев. Несмотря на молодость, это уже сложившиеся мастера.
В обеих частях - русской и зарубежной - двухвечернего заключительного гала-концерта они взяли нашу публику в плен не только красивыми, полётными голосами, не только отменной певческой техникой, но и даром вокально-сценического перевоплощения.
Нателья Петрожицкая и Дмитрий Зуев были одинаково убедительны в ариях лирико-драматического плана и в комедийном эпизоде из "Дон Жуана" Моцарта.
В "Гала-Верди" запомнилась своим прелестным голосом и обаянием Оксана Шилова (Большой театр).
Все спектакли и концерты "Парада звёзд" проходили под руководством приглашённых дирижёров, которых хочется назвать "великолепной пятёркой". И глава Красноярского академического симфонического оркестра Владимир Ланде (концерт "Гала-Верди"), и приехавшие из Италии Альберто Вергонзе ("Аида") и Алан Фрайлес ("Тоска") раскрыли перед слушателями все достоинства произведений оперной классики.
То же можно сказать о постоянно работающем в Италии прекрасном музыканте, редкостно чутком к певцам Алексее Никонове ("Пиковая дама"). А какую экспрессию и какое чувство юмора проявил в финальном гала-концерте маэстро Константин Чудовский, возглавляющий один из оперных театров Чили!
Не только гастролёры, но и красноярские артисты обеспечили фестивалю высокий профессиональный уровень. Нельзя обойти молчанием Веру Баранову, Светлану Рацлав-Левчук, Ольгу Басову, ИннуСподину, Ксению Хованову. Приятно было слушать Севастьяна Мартынюка и Евгения Севастьянова.
Партию Елецкого в "Пиковой даме" впервые и по-настоящему мастерски исполнил Александр Михалёв. А дуэтные номера с его участием стали украшением концертов, обрамлявших фестиваль.
Ведущее меццо-сопрано театра Дарья Рябинко удачно раскрылась в новом для неё колоратурном репертуаре.
Отрадно, что в этом сезоне красноярская оперная труппа пополнилась новыми солистами, которыми мог бы гордиться любой театр. Это крепкий лирико-драматический тенор Михаил Пирогов, сильный как в русском, так и в зарубежном репертуаре (в дни фестиваля он стал главным "виновником торжества" в "Тоске" и с феноменальным успехом выступил во всех концертах), и обладатель объёмного бархатного баса Владимир Александрович.
Талантливый певец несколько лет совершенствовал свою вокальную технику в Италии и был солистом театра Comunale во Флоренции - этой колыбели жанра оперы. Дебют Александровича на красноярской сцене состоялся в концерте 29 марта. Владимир поразил проникновенным исполнением знаменитой арии Короля Филлипа II из "Дон Карлоса" Верди.
Предполагается активное сотрудничество с нашим театром ещё одного незаурядного баса. Это харизматичный, наделённый комедийным даром Гарри Агаджанян - солист Пермского академического театра оперы и балета. Он тоже сразу расположил к себе нашу публику.
Самых добрых слов заслуживают хор под управлением Дмитрия Хороша и театральный оркестр, живо и чутко откликавшиеся на все намерения новых для них дирижёров.
Жаль, что оперный фестиваль завершил своё существование в привычном для нас формате. Но хочется верить, что Красноярский театр оперы и балета не перестанет приглашать на гастроли в наш город мастеров вокального и дирижёрского искусств из других российских городов и разных стран зарубежья.
Любовь ЛАВРУШЕВА.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти