Каждый вечер прошедшего в Красноярске фестиваля "Хворостовкий" был событийным
В последний день октября завершился уже четвёртый по счёту музыкальный фестиваль, посвящённый памяти Дмитрия Хворостовского.
Каждый из семи его концертов и спектакль Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ) прошли "на ура". Каждый фестивальный вечер в филармонических залах либо в помещении оперного театра был событийным.
Своего рода "праздничной увертюрой" стал концерт истинной королевы bel canto Хиблы Герзмавы и лауреатов учреждённого ею в этом году международного конкурса вокалистов и концертмейстеров. Голос Хиблы подобен бархату. Её владение этим чудным даром природы на грани фантастики. Музыкальность и артистизм выше всяких похвал. Каждый из восьмерых молодых участников этого вокального вечера обладает отличными природными данными. Несомненна и их основательная профессиональная подготовка.
Удостоенная на конкурсе Герзмавы третьей премии Екатерина Савинкова прошла строгий отбор и в очередной сезон популярного соревновательного телешоу "Большая опера" (канал "Культура"), который стартовал 4 ноября.
Огромное удовольствие доставило пение и двух других лирико-колоратурных сопрано: Гульданы Алдадосовой и Жаргал Цырендагбаевой. Зал дружно аплодировал и контртенору Артушу Полеяну. Победительница конкурса Ольга Маслова поразила уверенным исполнением труднейшей в репертуаре драматического сопрано арии принцессы Турандот в одноимённой опере Дж. Пуччини. Летом этого года О. Маслова удостоена второй премии такого серьёзнейшего творческого состязания, как XVII международный конкурс имени П. И. Чайковского.
Приятным сюрпризом для меня оказалось участие в концерте на открытии фестиваля баритона Вячеслава Васильева. Ведь среднее профессиональное образование он получил в Красноярском колледже искусств в классе Галины Алексеевны Астаниной - первого вокального педагога Дмитрия Хворостовского! В. Васильев - победитель нескольких конкурсов, в том числе и предпоследнего конкурса имени П. И. Словцова.
По окончании Петербургской консерватории Вячеслав (в рамках проекта "Академия молодых оперных исполнителей из России в опере Монте-Карло") совершенствовался в классах таких мировых звёзд, как Роберто Аланья и Жозе Ван Дам. Профессиональный рост В. Васильева поразителен.
Теперь ему в равной степени подвластен репертуар как драматического, так и лирического баритона. Его пение в концерте 13 октября доказало, что он заслуженно разделил первую премию конкурса Хиблы Герзмавы с О. Масловой и столь же справедливо удостоился чести быть партнёром одного из лучших сопрано современности в исполнении заключительной сцены из оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковского. Чувство гордости за земляка вызывает и то, что с весны 2023 года он - солист Мариинского театра.
А не событие ли - участие в фестивале этого года лучшего на сегодняшний день в России "вердиевского" баритона Владислава Сулимского?! Пройдя курс обучения в Петербургской консерватории, в дальнейшем он совершенствовал свой великолепный голос в Италии. В. Сулимский потрясающе выразителен и как актёр. Недаром он - желанный гость во многих театрах мира. Каждая ария, исполненная Владиславом в концерте 16 октября, напоминала мини-спектакль.
В тот же вечер вместе с В. Сулимским на сцену Большого зала филармонии выходили его коллеги из Мариинского театра Сергей Скороходов и Кристина Гонца, а также солисты Московского театра "Новая опера" имени Е. В. Колобова Анастасия Лепешинская и Владимир Кудашев. Пение С. Скороходова подтверждает его статус ведущего лирико-драматического тенора главной петербургской оперной сцены.
Приглашение на четвёртый фестиваль "Хворостовский" А. Лепешинской и В. Кудашева связано со столетием со дня рождения Е. К. Иофель. Они, как ранее и легендарный сибирский баритон, учились у Екатерины Константиновны в Красноярском институте искусств. Их сценическая биография тоже начиналась в нашем городе. Теперь это опытные профессионалы, которым по плечу сложнейшие партии мирового оперного репертуара.
Настоящий шквал аплодисментов вызвало и блистательное выступление Кристины Гонца (Алиевой). Обладательница колоратурного сопрано, которому не страшны предельно высокие ноты, тоже училась в Красноярске (в классе известной всем нашим меломанам Веры Барановой). В дальнейшем она оттачивала певческое мастерство в магистратуре Петербургского педагогического университета имени Герцена у экс-звезды Мариинского театра Ларисы Шевченко.
В настоящее время Кристина является солисткой лучшей оперной труппы Северной Пальмиры, приковывая к себе внимание не только уже упомянутыми уверенными, полнозвучными верхними нотами, но и "похорошевшим", облагородившимся средним голосовым регистром.
Два следующих фестивальных вечера подарили красноярцам встречу с одним из лучших симфонических оркестров России - прославленным коллективом Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Обе концертные программы были посвящены отечественной классике.
19 октября слушатели стали свидетелями редкостного творческого единения оркестра во главе с его руководителем Николаем Алексеевым и певцов Екатерины Сергеевой (Мариинский театр) и Алексея Тихомирова ("Новая опера", "Геликон-опера") при исполнении фрагментов из русских опер, а также вокального цикла "Песни и пляски смерти" М. П. Мусоргского. Во втором отделении эталонно прозвучала Пятая симфония Д. Д. Шостаковича - произведение, обеспечившее автору репутацию одного из лучших композиторов ХХ века (в мировом масштабе).
20 октября слёзы восторга наворачивались на глаза под впечатлением от вдохновенной интерпретации маэстро и оркестрантов великих творений П. И. Чайковского: фантазии "Франческа да Римини" и Пятой симфонии. Многие люди пришли в филармонию в тот вечер прежде всего ради встречи с искусством лауреата ХVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского Ильи Папояна. И этот молодой виртуоз не обманул их ожиданий исполнением всеми любимого Первого фортепианного концерта Петра Ильича.
25 октября центром притяжения для наших любителей классической музыки стал гастрольный спектакль МАМТа "Дон Жуан" В. А. Моцарта в постановке яркого представителя российской режиссёрской элиты Александра Тителя, чьим работам всегда свойственно "лица необщее выраженье". "Дон Жуан" - не исключение.
Не могу сказать, что полностью приняла всё увиденное. Например, слишком утрированным кажется лицемерие и дам-аристократок, и крестьяночки Церлины. И сексуальность каждой из них в версии постановщика явно превосходит мужскую. Но чего не отнимешь, так это сценической выразительности всех до единого солистов и артистов хора. В полной гармонии с режиссурой выдержана и весьма оригинальная сценография Адомаса Яцовскиса.
Вне всякого сомнения, высока музыкальная культура спектакля, проявляющаяся и в пении всех находящихся на сцене, и в игре оркестра под управлением Тимура Зангиева. Среди солистов наиболее благоприятное впечатление произвели Дмитрий Зуев (Дон Жуан), Наталья Петрожицкая (Донна Эльвира), Мария Макеева (Донна Анна), Кирилл Злочевский (Дон Оттавио), Максим Орлов (Лепорелло), Феликс Кудрявцев (Командор).
На следующий день участники спектакля выступили с концертной программой, включавшей в себя симфонические эпизоды, сольные и ансамблевые вокальные номера из опер русских композиторов на сюжеты произведений А. С. Пушкина.
Наряду с москвичами участие в этом концерте приняли и ведущие солисты оперной труппы Красноярска. Отрадно отметить, что наши баритоны Александр Михалёв и Рауф Тимергазин в плане природных данных и вокального мастерства ничуть не уступают столичным коллегам.
30 октября в Малом зале филармонии состоялся концерт московского камерного ансамбля Questa Musica под управлением талантливейшего и харизматичного Филиппа Чижевского. Наша публика с энтузиазмом отреагировала на исполнение этим самобытным творческим коллективом произведений Г.-Ф. Генделя и А. Вивальди. Подавляющее большинство арий из опер этих композиторов до сих пор никогда не исполнялось в Красноярске.
Всю прелесть вокальной музыки эпохи барокко открыли нам российский контртенор Артём Крутько и французское сопрано Македа Монне. Но, как и следовало ожидать, "гвоздём" программы этого вечера стала очень эффектная и популярная "Гроза" (финальная часть скрипичного концерта "Лето" из цикла "Времена года" А. Вивальди) в сверхтемпераментном исполнении солиста ансамбля Леонида Железного.
Нынешний фестиваль завершился вокальным концертом с участием мировой знаменитости Аиды Гарифуллиной. До сих пор мы знали её только благодаря телевизионным передачам, видео- и аудиозаписям. Теперь же состоялось "очное" знакомство с её чарующего тембра лёгким сопрано, тонкой музыкальностью и певческим мастерством высшей пробы.
Хочется поблагодарить руководство краевой филармонии и за приглашение на фестиваль лауреата первой премии уже неоднократно упоминавшегося в этой статье недавнего конкурса имени Чайковского и теперь солиста Мариинского театра, уникального южнокорейского тенора Сон Чи Хун. Он в совершенстве владеет секретами bel canto, не ведает никаких проблем с крайними верхними нотами, играючи исполняя сложнейшие оперные арии, очень музыкален.
В обзоре фестиваля "Хворостовский" невозможно обойти молчанием участие в нём Красноярского академического симфонического оркестра. В концертах 13, 16 и 31октября он проявил свои лучшие качества, чутко откликаясь на намерения таких мастеров своего дела, как дирижёры Ариф Дадашев (МАМТ), Владимир Ланде, гость из Франции Клеман Нонсьё - лауреат международного конкурса имени С. В. Рахманинова.
Хотя фестиваль завершился в Красноярске 31 октября, его своеобразным "эхо" или же дополнением к основной программе можно считать, на мой взгляд, концерт под титулом "Голос Азии", состоявшийся в театре оперы и балета 5 ноября. В нём приняли участие любимец нашей публики баритон Александр Михалёв, монгольский тенор Улзийбурэн Цэрэнчунт и колоратурное сопрано из Китая Чжан Лэй, а также концертмейстер Светлана Михалёва и оркестр театра под управлением москвича Арифа Дадашева.
В концерте прозвучали народные песни, произведения композиторов Монголии, Китая, России (в том числе и А. Михалёва, имеющего высшее композиторское образование), а также популярные арии и дуэты из классических опер и оперетт. Красивые голоса и мастерство участников интернационального трио были вознаграждены бурными и продолжительными аплодисментами.
Красноярск.
Наша справка
Красноярский фестиваль искусств «Хворостовский» проходил с 13 октября по 5 ноября. Участие в нём приняли 4 оркестра, 6 дирижеров, 250 музыкантов и 21 солист, представляющие Россию, Францию, Китай, Южную Корею и Казахстан.
Автор:
Любовь Лаврушева.
Гость (премодерация)
Войти