Сквозь пыль веков
Очевидно, необходимо успеть завершить запланированное в старом году, чтобы в 2023-й войти с новыми проектами, что, собственное, и происходит.
"Культура" показывает в субботу, 17 декабря, в 23.00 в проекте "Кино на все времена" заключительный фильм трилогии Кшиштофа Кесьлёвского "Три цвета: красный" (16+) с участием Ирен Жакоб и Жан-Луи Трентиньяна. Картина была отмечена более чем двумя десятками международных премий, среди которых - национальный французский "Сезар".
Студентка Женевского университета Валентина, подрабатывающая фотомоделью, случайно сбивает собаку. Адрес на ошейнике приводит её в дом пожилого, отошедшего от дел судьи. Так она знакомится с угрюмым стариком, единственным развлечением которого стало прослушивание телефонных разговоров соседей. Но судье удаётся очаровать Валентину, и, несмотря на разницу в возрасте, между ними возникает симпатия.
В воскресенье, 18 декабря, в 14.40 в проекте "Иллюзион" "Культура" продолжит знакомить зрителей с творчеством выдающегося итальянского актёра Альберто Сорди, в котором важное место занимает драма Нанни Лоя "Задержанный в ожидании суда" (16+).
Эта лента вышла на экраны в 1971 году. В фильмах Лоя всегда присутствовала критика общественного устройства, государственной системы и её институтов. На этот раз под прицелом режиссёра оказалась вся пенитенциарная система Италии и весь институт итальянского судопроизводства.
Альберто Сорди сыграл инженера Джузеппе - честного, доброго, порядочного и законопослушного человека, который из-за юридического казуса попал в тюрьму. Создавая этот образ, актёр решительно отказался от всех наработанных за двадцать лет комических приёмов, которые прекрасно служили ему, когда он играл жуликов, мошенников, потенциальных и реальных преступников. Для роли Джузеппе они не подходили.
Альберто Сорди решил, что внешность его героя должна быть абсолютно обычной, естественной, а поведение - психологически достоверным. Между тем соблюдать эту меру естественности и достоверности было довольно сложно, ведь история, разворачивающаяся в фильме, была кафкианской, и её абсурдность буквально толкала актёра к шаржированности и карикатурности.
Но он смог устоять на выбранных им позициях. И даже когда он впадал в некоторую экзальтацию, она была обусловлена драматическими событиями сюжета. Эта работа актёра пришлась по душе обычным зрителям по всему миру. На этот раз Сорди заставил их не смеяться, а плакать, в отчаянии сжимая кулаки. Но они были ему за это благодарны.
Фильмы Альфреда Хичкока всегда интересны. На сей раз это будет отмеченный "Оскаром" романтический детектив 1955 года "Поймать вора" (12+) с Кэри Грантом и Грейс Келли, который "Культура" покажет в субботу, 17 декабря, в 19.35.
Юг Франции потрясает серия дерзких ограблений. Все они совершены в стиле известного вора по кличке Кот, хотя сам Кот давно отошёл от дел и мирно проживает в окрестностях Ниццы. Он понимает, что отвести от себя подозрения можно только одним способом - самому поймать вора.
Любопытной будет документальная составляющая "Культуры". Скажем, в субботу, 17 декабря, в 18.05 (повтор в 1.35) в проекте "Искатели" интерес вызовет программа "Пожар 1812 года. Кто виноват?" (16+).
2 сентября 1812 года в Москву, древнюю русскую столицу, вошла "Великая армия" Наполеона. 3 сентября Бонапарт заночевал в Кремле. А на следующий день город охватил страшный пожар, равного которому ещё не было в Первопрестольной. Полыхали Ильинка и Никольская, Остоженка и Тверская, Пречистенка и Арбат. В итоге сгорели две трети всех жилых домов, тысячи торговых лавок, более ста храмов и монастырей. Ущерб составил сотни миллионов золотых рублей, а погибли, по разным оценкам, от 8 до 30 тысяч человек.
Кто повинен в этой чудовищной трагедии, разыгравшейся более двухсот лет назад? На этот счёт существуют разные версии, и историки спорят до сих пор. Наполеон? Отступающая русская армия? Московский генерал-губернатор Фёдор Ростопчин? Уничтожившие свои дома и имущество москвичи? Мародёры? Или - согласно совершенно уж фантастической версии - некое опередившее своё время сверхмощное оружие?
В субботу, 17 декабря, в 21.20 можно будет посмотреть "Древнерусский детектив. Андрей Боголюбский" (16+). Личность великого князя Боголюбского - одна из наиболее значимых в нашей истории. Именно он перенёс политический центр Руси с юга на северо-восток, во Владимир. И потому некоторые историки именуют его истинным основателем российской государственности. Его смерть в 1174 году до сих пор остаётся одной из нераскрытых тайн.
Почему нераскрытых? Ведь из летописи нам известны имена его убийц. Более того, не так давно при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле была открыта настенная надпись, подтвердившая письменный источник: "Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы, овому вечная память, а сим - вечная мука".
Редкий случай, когда было найдено неопровержимое доказательство достоверности летописных данных. Имена известны, но мотивы, которые двигали заговорщиками, механизмы самого заговора по-прежнему сокрыты от нас. Кому же на самом деле потребовалась смерть владимирского самовластца? В фильме приводятся основные версии причин этого драматического события 1174 года.
Автор:
Сергей Павленко
Гость (премодерация)
Войти