Синтез искусств на сцене Красноярского театра оперы и балета

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

15.07.2021 15:48
1

Читать все комментарии

2397

В этом сезоне Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского представил публике цикл из трёх литературно-музыкальных спектаклей.

Изначально вечера романсов "Вдохновенные строки", "Как хороши, как свежи были розы" и "Пушкиниана" планировались как обычные концерты, но творческая мысль режиссёра Анастасии Касаткиной подарила поклонникам романса удивительные концерты-спектакли, материалом для которых послужила не только музыка. Хотя именно она объединила драматургию, литературу и даже изобразительное искусство.

Сама Анастасия Касаткина удивила зрителя сценической интригой действия и выступила художником- сценографов своих вечеров.

- Всегда есть два варианта, как построить сценарий концерта: простой и сложный,- говорит она.- Простой: как обычно, пара ведущих объявляет номера, вокалисты сменяют друг друга на сцене. Но я так не люблю. Всегда, приступая к работе, в первую очередь задаюсь вопросом - по какому поводу поём? И в поисках ответа погружаюсь в материал максимально глубоко, так и рождается сложный вариант концерта-спектакля.

Сказывается первое образование Анастасии - актриса театра и кино, видимо, обычные концерты из-под её руки выходить не могут в принципе. Хотя в этом заключалась и сложность для неё как для режиссёра:

- В музыке есть изначальная форма: партитура, чувствование, интонации. То есть музыкой уже продиктована эмоция. В тексте намного больше интерпретаций, поэтому эмоции передавать труднее. Артистов драматического театра этому учат, солистов оперы - практически нет. Поэтому над текстами много работали отдельно от вокальных репетиций.

Концерты оказались интересны не только необычным форматом, но и составами. Молодое поколение - Денис Гречишкин, Алёна Бабивская, Севастьян Мартынюк, Ольга Монастыршина и другие - выходили на сцену вместе с уже признанными звёздами труппы. Перед зрителями блистали Заслуженные артистки России Вера Баранова и Светлана Рацлаф-Левчук, Заслуженный работник культуры Красноярского края Анна Киселёва, Дарья Рябинко, Александр Михалёв и другие. Это прекрасная возможность создать синтез мастерства и дерзкой новизны талантов разных поколений.

Первый концерт из триптиха, "Вдохновенные строки", состоялся в ноябре и был посвящён любви к литературе. Перед зрителями буквально ожила музыка со страниц русской классики. Довольно часто сами известные авторы упоминали имена композиторов и их творения, цитировали тексты песен, арий романсов.

Анастасия провела масштабное исследование, чтобы отыскать на страницах всем знакомых книг упоминания о музыке. В результате мелодии слились на сцене с фрагментами произведений русской литературы: пел профессор Преображенский из "Собачьего сердца" Булгакова и Лаврецкий из тургеневского "Дворянского гнезда", пела Ольга Ильинская из "Обломова" Гончарова.

Зрители сразу оценили такой подход. Одна из них, Ирина Уфимцева, поделилась своими впечатлениями: "Замечательная идея, прекрасное воплощение и волшебные голоса. Часто историям становится тесно в книгах, и они убегают на сцену. Как много великих литературных и театральных произведений подходят под эту фразу! А этот спектакль - необыкновенное сплетение знакомых и незнакомых романов, повестей, стихов, сюжетов и мелодий... Есть великие оперы и бессмертные романсы, а есть те, которые подзабыли, остались они случайно на страничках книг из школьной программы. И вот мы услышали их вживую".

"Вдохновенные строки" отличаются меланхоличностью и несуетной глубиной, полностью передают атмосферу русского романса: душевного, яркого, экспрессивного. Вокалисты волновали воображение, заставляя вспоминать, из какого же произведения взяты мелодичные строки, а воспроизведение фраз из книг на заднике сцены помогало ещё больше погрузиться в любимые сюжеты.

Прошло полтора месяца, и Анастасии поручили готовить концерт для литературно-музыкального фестиваля, поэтому новая работа должна быть ещё больше связана с литературой. Концерт-спектакль "Как хороши, как свежи были розы" стал местом встречи музыкантов и поэтов Серебряного века, которых объединяла любовь к искусству.

В течение двух недель автор проекта тщательно изучала биографии поэтов XX века, сделав в итоге центральной фигурой спектакля Анну Ахматову. Тогда же пришла идея вписать в сюжет любовный треугольник Ахматова - Гумилёв - Лурье. Страстные чувства героев отразились в танце - конечно же, в экспрессивном танго, исполнение которого все зрители наблюдали, затаив дыхание.

Атмосфера концерта получилась довольно мрачной и даже тревожной, ведь герои проживали окаянные дни революций. Вокалистка Дарья Рябинко безупречно продекламировала строки "Реквиема" Ахматовой, передав не только боль, но и силу духа великой поэтессы. В финале на контрасте появились любовные переживания, тонкая лирика не давала зрителю с головой погрузиться в негативные эмоции, давала шанс почувствовать, что в любую эпоху человек имеет право быть счастливым.

Зрительница Алла Жарова отметила, как удачно выбрана тема искусства XX века: "Захотелось почитать об этом времени и людях, понять лучше их роль в современном искусстве. Музыка прекрасная, исполнители - супер! Женщины - красавицы, мужчины - талантливы и умны! Режиссура - как в драмтеатре".

Анастасия призналась, что именно этот концерт в её сердце стал ключевым звеном всего триптиха:

- Серебряный век - настолько обширная и любимая мною тема... Трагические судьбы поэтов сами по себе стали теми смыслами, которые помогают зрителям понять, как прожить свою жизнь достойно, как сохранить любовь и живую душу вопреки всему. Серебряный век меня не оставит, уверена, что вернусь к этой теме через несколько лет.

Тему третьего концерта -- "Пушкиниана" - Анастасии также предложил театр: премьера была назначена на день рождения поэта Александра Пушкина. Этот концерт-спектакль стал самым противоречивым для режиссёра:

- С ним было проще и сложнее одновременно. Сложнее, так как тема задана, и теперь необходимо сформировать в себе отношение к ней, заразиться ею. Проще, потому что не нужно было тратить энергию на поиск темы.

Программа состояла из 35 различных по известности произведений. По словам Анастасии, это примерно треть музыкальных произведений на стихи Александра Пушкина. И то цифра очень приблизительна, ведь часто на одни и те же стихи разными композиторами написаны разные музыкальные произведения. Звучали романсы на различные стихотворения, от всем известной "Бури" до фрагментов из поэм.

По замыслу режиссёра, в концерте-спектакле были затронуты главные темы для Пушкина - дружба, любовь, творчество, свобода. Вспомнили и лицейские дни и, конечно, возлюбленных поэта - Анну Керн, Елизавету Воронцову, Амалию Ризнич.

Появился на сцене и сам Александр Сергеевич, отстранённо наблюдающий за течением жизни, погружённый в воспоминания. Его образ воплотил Александр Михалёв, что является своеобразной аллюзией: именно этот вокалист исполняет партию Евгения Онегина в одноимённой опере. Зрителям, узнавшим в нём Онегина, слушать концерт было ещё интереснее.

Постоянная зрительница Юлия Требуш рассказала о своих эмоциях после просмотра спектакля: "Пушкиниана" очаровала и заворожила меня. Тихая затаённая магия. Хотелось бы, чтобы все обожатели оперного театра могли это увидеть и услышать".

Режиссёр объединила сценическое действие главным качеством, которое отличает всё творчество Александра Сергеевича:

- Что я нашла для себя в этом материале, что приняла, так это его оптимизм. Пушкинская жажда жизни и творческая способность делать жизнь прекраснее - это было для меня ключевым.

К сожалению, специфика концертов такова, что у них недолгая жизнь. Повторяют такие программы редко, но надеемся, что учитывая необычный формат, который выбрала для этих проектов Анастасия, афиша театра ещё порадует нас и "Вдохновенными строками", и "Свежими розами", и "Пушкинианой".

У самой Анастасии, как у истинного таланта, много новых идей. Некоторыми она поделилась с нами - есть шанс, что зритель увидит кабаре "Бродячая собака" в фойе театра, "Мулен Руж" или французское кафе с импрессионистами.

Карина РАДИОНОВА,

студентка СФУ.

Красноярск.

Комментарии (1)

Пишите чаще о театре, пожалуйста. Вед жизнь состоит не только из проделок депутатов, ковидобесия, бандитизма и хулиганства.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры