Красноярский кукольный театр поставил бажовское "Серебряное копытце"

26.12.2020 16:45
2 728
Александр Пустоваров

Красноярский театр кукол накануне Нового года порадовал детвору в возрасте до пяти лет лирическим сказом Павла Бажова "Серебряное копытце" в постановке питерской группы.

Автор инсценировки и режиссёр - лауреат театральных премий, актёр Санкт-Петербургского театра "Кукольный формат" Кирилл Смирнов, художник - Ольга Петровская, композитор - поляк по национальности, объездивший всю Россию вплоть до Дальнего Востока и вполне прочувствовавший её глубину Доминик Гонсовски.

Мне, читавшему сказы Бажова, кажется, что маленьким зрителям, если они не знакомы с творчеством этого уральского писателя, будет не совсем легко воспринять происходящее на сцене. Произведения его, изрядно насыщенные мистикой, присущей взглядам и верованиям людей XIX века, воспринимались нами, маленькими читателями, не хуже, пожалуй, чем "Вий" или "Страшная месть" Николая Гоголя. Можно вспомнить иссиня-чёрный взгляд на происходящее в рассказе "Синюшкин колодец" или не совсем романтический, как нам хотелось бы, в "Каменном цветке".

Помнится, какую дрожь вызывало прочтение того же "Серебряного копытца" - с не совсем добрым козлом, появляющимся зимней снежной ночью перед избушкой, в которой дожидалась старика Кокованю (Иван Захаров - Даниил Комаров), маленькая Дарёнка (Алёна Попова - Анастасия Иванова) вместе со своей кошкой Мурёнкой (Галина Паршина - Ангелина Фатеева).

Последняя в тексте выписана иначе, нежели в спектакле с её пробрасываемыми вскользь волшебными словами "Правильно говорите, правильно..." Кошка-то на самом деле исчезает - и в этом, считаю, страшная фантастическая плата, которую пришлось отдать девочке, так любившей Мурёнку.

Кирилл Смирнов решил не пугать детвору, которая, однако, рада попугаться, а пошёл совсем по иному пути - лирическому. Его право. Вот только выиграл ли он от этого, захотев рассказать столь необычным способом о доброте, душевной щедрости, дружбе, вере в чудо?

По словам постановщика, спектакль предназначен для просмотра всей семьёй. Дети, по мнению режиссёра, смогут прикоснуться к уральской легенде, а взрослые окунуться в беззаботное детство.

- Мне нравится, что в сказах Павла Бажова чувствуется трепетное отношение и любовь к положительным персонажам, - говорит Кирилл Смирнов. - Это заметно в описании героев, в языке, который использует Павел Петрович, в судьбе, которую он им придумывает. "Серебряное копытце" - сказка о том, как хорошие люди находят друг друга, но это ещё история и о вере в чудо, которая делает человека сильнее, мудрее, позволяет ему эту человечность в себе сохранить. Те, кто знают и любят этот сказ Павла Бажова, увидят, что мы в целом двигаемся по классическому сюжету, но некая необычная трактовка присутствует, например, в спектакле расширена роль кошки Мурёнки.

Режиссёр говорит, что эта постановка - эксперимент. Обычно к спектаклям по уральским сказкам подходят более традиционным способом, а здесь  отталкивались от того, что это сказ, значит, актёры должны быть сказителями и на сцене существовать наравне с куклами. В спектакле используются перчаточные куклы из площадного театра, а также куклы народные - на веретене, на ложке и куклы-неразлучники.

Последние являются славянским оберегом, их дарили на свадьбу с пожеланием семье быть крепкой. Сейчас же неразлучниками являются дети из многодетной семьи, то есть используют их не совсем традиционно. А ещё весь спектакль внимание зрителей переключается с кукол на артистов, и из сочетания этих факторов складывается экспериментальный подход.

Музыку к спектаклю сочинил композитор-мультиинструменталист Доминик Гонсовски, причём ему пришлось всего за три месяца освоить новый инструмент - балалайку. Как он признался, любовь к этой истории помогла ему.

Художник спектакля Ольга Петровская вдохновлялась уральскими горами, ей хотелось показать природную мощь ландшафта. Но когда она прилетела в Красноярск и впервые побывала в заповеднике "Столбы", то сибирская природа стала для неё дополнительным источником вдохновения и придала силы при работе над спектаклем.

Так и слились в её сценографии уральские рукоделие, связанное воедино в виде шитья из высоких гор, сменяемых густой непроходимой тайгой, жильём уральских рабочих, затерянной в лесах и горах избушкой Коковани.

- Хочется поблагодарить мастерские Красноярского театра кукол, - сказала Ольга Петровская. - Костюмы, которые я придумала, сложны в исполнении, мало кто взялся бы за такую работу. А красноярские мастера пошли мне навстречу, это сибирское радушие и гостеприимство просто удивительно.

Вообще "Серебряное копытце" - не просто сказка про мечту, которая реализовалась, и всё стало хорошо. Нет, это лирическая история с нотками меланхолии, выражение самой сути русского характера. Чудо тут даровано природой, которая колоссально сильнее человека.

Сибиряков окружает величественная, полная чудес тайга. Она может дать, а может отнять. Поэтому эта история будет близка и понятна тем, кто здесь живёт. Удачно подобранная под сказ лирическая музыка задевает самые струны души. Надеюсь, зрители поймают эту нежность, эту лирику, во время спектакля посмеются, а выйдут после него слегка одухотворёнными.

...С давних пор славятся уральские мастера. Кто руду добывает, кто платки вышивает. Сказки да легенды складывать тоже свои мастера есть. Говорят они, что где-то среди уральских гор обитает чудесный козлик Серебряное копытце. Где он правой передней ножкой топнет, там и появится драгоценный камень. Раз топнет - один камень, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней.

Много охотников до этого козлика было, да не всякому чудо открывается. А только тому, у кого сердце доброе да храброе, кто верит в него искренне, по-настоящему, как в детстве.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" в почтовых отделениях по всей стране или через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно - подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Цецен Алексеевич Балакаев

26.12.2020 20:26

Здорово! Для детворы самое то на Новогодние праздники.