Станет ли объектом культурного наследия уникальная Маковская церковь?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

24.10.2020 09:18
0

Читать все комментарии

279

Покровская церковь Маковского острога располагалась на пути продвижения на восток огромной массы людей с самого начала освоения Восточной Сибири, и никто не мог миновать её, продвигаясь по реке Кети и Маковскому волоку.

В те времена все были глубоко верующими людьми, и большинство посещало Маковскую церковь. В ней побывали дипломаты и воеводы, служилые люди и крестьяне, переселенцы и ссыльные, промышленные люди и каторжане. Бывали там и первопроходцы, основавшие новые остроги и города, обессмертившие свои имена в названиях многих географических мест Сибири.

Церкви в сибирских острогах строились в первые годы после их основания. Скорее всего, и Маковская во имя Покрова Пресвятой Богородицы церковь построена в первой четверти XVII века, то есть вскоре после основания острога в 1618 году.

Первое упоминание о ней встречается в дневнике путешествия царского посланника Н. Г. Спафария в Китай в 1675 году. В то время в остроге было всего 20 дворов.

Помимо многих упоминаний о церкви в делах Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и воспоминаний путешественников о церкви Маковского острога указывается и в трудах исследователя Сибири Г. Ф. Миллера (1735 год).

Церковь сгорела 7 мая по старому стилю 1757 года, и уже 30 сентября 1758 года из Тобольской консистории последовало указание о подготовке к постройке новой. Она была возведена и освящена в бытность священником Стефана Диамидова Угрюмова. Точная дата освящения не установлена.

Из материалов архива Красноярского края известно о том, что она тоже сгорела - 14 января 1795 года. Принимая во внимание малое число прихожан и большое расстояние доставки бутового камня, кирпича и извести для строительства каменного здания, несмотря на запрещение в то время строительства деревянных церквей, 11 апреля 1796 года деревянная церковь была, как тогда говорили, обложена и начато её строительство.

Новая церковь была освящена 25 января 1798 года при священнике Якове Петрове Угрюмове - внуке Стефана Угрюмова, и богослужение в ней началось. Кстати, эта, уже недействующая, церковь тоже сгорела в апреле 1885 года.

В 1837 году, всего через 40 лет после возведения церкви, встал вопрос о новой, поскольку здание обветшало. Так началась история строительства ныне существующей Маковской Покровской церкви.

Первоначально планировалось возвести каменную, даже начали сбор средств от "доброхотных дателей". Енисейскому купцу Ивану Попову была выдана сборная книга, но он успел собрать всего около 110 рублей. В 1840 году его из-за лишения рассудка признали несостоятельным.

В марте 1841 года прихожане отказались от строительства каменной церкви за свой счёт из-за дороговизны. Однако в апреле 1843 года мещанину Матвею Нарицыну снова была выдана сборная книга для привлечения средств на каменную церковь в Маковском.

Он, собрав 500 рублей серебром, использовал деньги на приобретение собственного прииска. Вернуть их удалось только в 1846 году с помощью горного исправника. Так закончилась вторая попытка строительства каменного храма в селе Маковском.

После этого консистория посчитала, что службу в старой церкви ещё можно с осторожностью проводить, и вопрос строительства новой церкви не поднимался более десяти лет.

К 1855 году церковь обветшала окончательно, и в ноябре маковским крестьянам Капитону Максимову и Кондратию Мунину была выдана новая сборная книга на строительство деревянной церкви. За полтора года они собрали почти 700 рублей серебром.

Решение о строительстве было принято Томской консисторией 30 августа 1857 года. От прихожан ответственным за постройку церкви (строителем) был определён крестьянин Игнатий Васильев Сапожников.

Благословенная грамота под окладку новой церкви получена была от Томского епископа Парфения 18 сентября 1857 года. Однако здесь начались злоключения с подрядом на строительство. Заключённый в 1858 году подряд консистории показался изрядно завышенным против высочайше утверждённой сметы, и он не был утверждён. Пришлось подыскивать другого подрядчика, но из-за плохих урожаев в течение нескольких лет цены на всё значительно выросли, и подрядчика три года не могли найти.

И только 15 марта 1862 года подряд на строительство церкви был заключён. На этот раз повезло. Подрядчик - бывший крепостной крестьянин Владимирской губернии Гороховского уезда Неверовской волости деревни Крапивной Мартын Захаров Кулыгин оказался порядочным и добросовестным человеком.

Из-за недостатка средств, по его предложению и с разрешения консистории, было решено вместо каменного фундамента поставить церковь на лиственничных "стульях" - из обожжённого дерева.

Место для строительства было выбрано на краю села ещё 15 мая 1858 года. Обосновано это было тем, что "место возвышенное, грунт земли четвертей на шесть песочный, далее в глубину глинистый, мокроты никакой нет, лишних строений вблизи также никаких нет".

Строительство церкви спустя 25 лет после первого обращения наконец-то началось и летом 1864 года было завершено. Она была освящена 12 июля 1864 года Никодимом - первым епископом Енисейским и Красноярским - во время его ознакомительной поездки по епархии.

Уникальность церкви заключается в том, что, построенная на фундаменте из обожжённой лиственницы (под всеми наружными и внутренними стенами в траншеях уложены обожжённые брусья толщиной 8 вершков, это 35 сантиметров, поставлены обожжённые "стулья" высотой около метра и снова положены обожжённые брусья толщиной 35 сантиметров), и вот уже деревянная - из сосны - церковь стоит уже 156 лет и даже не покосилась. В 1893 году деревянные крыша и купол были покрыты железом, стены обшиты тёсом, и всё покрашено. Железо заменили только спустя 120 лет.

К 1930 году церковь была уже 15 лет без священника, и на собрании церковной общины было решено передать здание под Народный дом, а 6 её колоколов - на индустриализацию. 7 ноября 1930 года в бывшей церкви был открыт клуб.

Церковное имущество перевезли в Енисейск, частично продали на торгах, часть сдали в "Сибторг" как утильсырьё. При приёмке привезённых в Енисейск церковных вещей была обнаружена недостача четырёх серебряных предметов.

Осталась неизвестной судьба Храмовой иконы Покрова Пресвятой Богородицы в серебряном, с позолотой, окладе, 76 разных икон и церковной библиотеки из 383 книг.

Маковской церкви ещё повезло, что с неё только убрали главку, "яблоко", крест и снесли колокольню. В ней почти 60 лет так и располагался сельский клуб. Снова открыта она около 1990 года, но возродилась только после переезда в Маковское игумена отца Севастиана.

Маковская Покровская церковь, да и само село Маковское, живы только благодаря отцу Севастиану. К нему круглый год едут паломники не только из Красноярского края, но и со всей России. Многим он помогает вернуться к нормальной жизни.

На сегодняшний день деревянных церквей, построенных в середине XIX века, да к тому же сохранившихся в таком хорошем состоянии, в России осталось совсем немного.

Моё обращение к губернатору Красноярского края о признании Маковской Покровской церкви объектом культурного наследия в течение шести лет волокитится министерством культуры края. Я получаю только отписки - то они не могут попасть в Маковское летом и поэтому съездят зимой (но так и не едут), то требуют почему-то от меня письмо администрации сельского поселения, то документального подтверждения даты освящения церкви.

На последний министерский запрос я выслал им в электронном виде свою книгу "Маковская сторона. Православие" и сообщил номер дела Томского архива, в котором хранится подлинник документа об освящении церкви. Но, как говорится, а воз и ныне там.

Мне непонятна позиция и службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края. Какими признаками должен обладать объект для включения его в списки объектов культурного наследия?

Неужели нынешняя уникальная Маковская Покровская церковь с многовековой историей, освящённая в 1864 году, менее достойна быть объектом культурного наследия, чем останки церкви в одной из деревень Ачинского района, построенной в начале XX века?

По сообщению сотрудников Красноярского краевого краеведческого музея, в их запасниках хранятся несколько ценных экспонатов из закрытой в 1930 году Маковской церкви: створки царских врат - XVIII век (по всей вероятности, они были перенесены из церкви, построенной в 1796-1798 годы), миниатюрная икона в киоте "Явление Богоматери Сергию Радонежскому" - XIX век, обломок миниатюрной иконы с изображением Марии Египетской.

Все они находятся в хранилище и требуют реставрации. Отреставрирована в 2011 году и находится в постоянной экспозиции краевого музея икона Николая Чудотворца - первая половина XVIII века.

Виктор МАКСИМОВ,

краевед.

Тюмень.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры