Опера "Риголетто" снова зазвучит на красноярской сцене
В ближайшем будущем, 16 и 17 октября, в Красноярском оперном театре имени Дмитрия Хворостовского ожидается премьера одной из самых известных опер Джузеппе Верди - "Риголетто".
Дата встречи нового спектакля со зрителем намечена на день рождения золотого баритона страны Дмитрия Хворостовского - в память о его таланте, прославившем наш город на весь мир. Нужно сказать и то, что театр достойно носит имя великого земляка, потому что творческая активность оперного находится в последнее время на высочайшем уровне, и даже коронавирус не может этому окончательно помешать.
Так и хочется сказать: браво, красноярская опера! Потому что эта активность гарантирует зрителям неожиданные премьеры, которые заставляют задуматься, будоражат общественное мнение.
А ещё в нашем театре успешно работает талантливая молодёжь, которая пытается сделать что-то новое, что соответствует нынешнему не самому простому периоду в истории как Красноярья, так и всей России. Неслучайно сложнейший после пандемии творческий сезон коллектив открыл этапной "Ленинградской симфонией", созданной, к тому же, по мотивам произведений Виктора Астафьева. И вот - снова премьера!
До этого оперу "Риголетто" ставили в Красноярске дважды. Первый спектакль был представлен в творческом сезоне 80-81 годов и затем несколько лет радовал публику. Именно в этой постановке в партии кавалера Марулло блистал тогда ещё только начинающий свою карьеру молодой Дмитрий Хворостовский. Позже на лучших мировых сценах он исполнял заглавную партию, воплощая яркий музыкально и драматически образ шута Риголетто.
Затем, в 2013 году, в Красноярском театре оперы и балета спектакль "Риголетто" был создан в сотрудничестве с Софийским национальным театром оперы и балета. Он также присутствовал в репертуаре несколько лет, и с тех пор любители оперы не слышали произведение Верди, которое сам композитор считал своим лучшим творением.
И вот в новом сезоне театр представляет свежую трактовку классической оперы. Спектакль готовится в формате "семистейдж", который подразумевает минимализм в декорациях и костюмах, но максимум раскрытия драматических особенностей персонажей. Этот формат к тому же позволяет сделать постановку по-настоящему оригинальной, современной, а самое главное - предельно динамичной, придав кинематографическую яркость монтажа привычному сюжету.
Этим творческим методом блестяще владеет постановщик Елизавета Корнеева, новый молодой режиссёр театра. Она в прошлом уже подарила красноярской публике две оперы - "Марево" Кирилла Широкова и Марка Булошникова в лофте "Квадрат" и оперу-семистейдж "Паяцы" Руджеро Леонкавалло на основной сцене.
Особенно запомнилась её работа "Марево": история обычной, к сожалению, для нашего времени автомобильной аварии была представлена трагедией античного накала, без преувеличения. Сложная музыкальная партитура вобрала в себя и скрипящие звуки случайных предметов, оставленных на сценической площадке, и блестящие образцы забытых, хотя и традиционных русских плачей, ставших предтечей народных песен.
Отважная Лиза выстроила чёткую интригу современной оперы, помогла артистам представить узнаваемые образы наших современников и буквально заворожила зрителей своей незаурядной творческой фантазией.
Сейчас перед ней стоит непростая и интересная задача сделать классический материал актуальным для современного зрителя. Что из этого может получиться?
- Хочется найти иное существование внутри материала, задаться какими-то актуальными для меня самой и нашего времени вопросами и дать всему этому новую и, надеюсь, продолжительную жизнь. На репетициях мы сейчас как раз заняты тем, что подробно прорабатываем с артистами музыкальную драматургию "Риголетто", - делится нюансами работы над премьерой сама Елизавета Корнеева.
Можно не сомневаться, что такое направление режиссёрского поиска сделает грядущую постановку популярной оперы не просто актуальной, но и злободневной.
Дело в том, что Джузеппе Верди в 1850-1851 годах написал "Риголетто" по сюжету известной драмы Виктора Гюго "Король забавляется" (1832 год). Оба эти произведения с самого начала находились под пристальным вниманием тогдашней цензуры. Пьесу Гюго просто запрещали, а в опере Верди короля пришлось поменять на герцога, да к тому же была неудавшаяся попытка превратить шута Риголетто в типового оперного красавца. Не вышло, и слава Богу, как говорится.
Но что же в этом сюжете такого, что заставляет власти каждый раз поёживаться, когда звучит такая прекрасная музыка?
Произвол сильных мира сего, в частности, того самого герцога, который считает себя выше каких-либо принципов морали и нравственности, становится движущей силой сюжета. Властный и богатый человек соблазняет Джильду, дочку придворного шута, и губит её без всякого сожаления.
Риголето ничего не может сделать поначалу, отчаивается, а затем решается пойти на убийство, заглушая в себя собственные человеческие качества. Это не революция, конечно, но страшный бунт одиночки, которому нечего уже терять и который готов продать свою душу хоть дьяволу, хоть наёмному убийце, лишь бы отомстить.
Но любая революция пожирает своих детей, и шут Риголетто не становится исключением. Однако произвол властных и богатых, их пренебрежения к судьбам простых людей - разве этого сейчас стало меньше? А разве возмущение отчаявшегося, доведённого до крайности народа не оборачивается в конце концов бедствием для тысяч простых людей, для всей страны, как это постоянно происходит в России, а сейчас может произойти в той же Белоруссии?
Подождём немного, какие ответы на эти вопросы сможет дать молодой и дерзкий режиссёр Елизавета Корнеева. Тем более, что управлять оркестром на премьере будет также новый молодой дирижёр театра Иван Великанов, уже полюбившийся публике свой работой, прежде всего, в качестве дирижёра и музыкального руководителя диптиха "Ленинградская симфония" на музыку Алексея Сюмака и Дмитрия Шостаковича.
Маэстро Великанов уже продемонстрировал нам своё умение гармонично соединять в одно целой различные музыкальные материалы, превращая их в монолитную мелодию единой оперной постановки, которая не может не захватить зрителя.
Гость (премодерация)
Войти