Конфликт интересов как средство давления или повод для сведения счётов

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

25.06.2019 11:09
1

Читать все комментарии

1382

Спросите у наших сельчан, кто такой Николай Димитров из Каратузского района, и вам без запинки ответят: это единственный директор дорожно-строительного управления, награждённый почётным знаком аграриев "Золотой колос Красноярского края". Создавший на базе ДРСУ крупнейшее на юге региона сельхозпредприятие, где собирают рекордные для Минусинской котловины урожаи и получают самые высокие надои молока.

Однако многие удивляются, узнав, что в настоящее время Димитров Каратузским ДРСУ уже не руководит. Сейчас он входит в состав совета директоров.

- Николай Васильевич, как вышло, что вы оставили своё знаменитое детище, становлению которого отдали многие годы?

- "Оставил" - это, пожалуй, не совсем точно. Правильнее будет: вынудили уйти. После того, как сын Константин стал региональным министром транспорта, в краевой администрации кто-то сильно обеспокоился данным фактом, усмотрел в этом некий конфликт интересов. Даже на контроль вопрос поставили, всё звонили из Красноярска, интересовались: ушёл Димитров или нет?

А какой к лешему конфликт интересов, в чём он состоит, объясните мне? Никогда никаких преференций у начальства не просил, хотя у меня и губернаторы не раз бывали, их заместители, другие высокопоставленные чиновники. Всегда пользовался только теми бюджетными средствами, что всем нашим аграриям и дорожникам полагались по закону. И не более того. Если нуждался в оборотных средствах - брал кредиты в банках, по лизингу новую технику покупал.

Последние полтора года я не был генеральным директором. Уступил место опытному руководителю в вопросах сельского хозяйства и дорожного строительства О. В. Лихоузову.

А предприятие своё, конечно же, не бросил. В текущем году Каратузское ДРСУ, как и все дорожные управления края, акционировалось, и я в нём остаюсь членом совета директоров.

- Но член совета всё ж не первое лицо... Может быть, причина вашей отставки в чём-то ином? В волевом характере, в независимой позиции по тому или вопросу. Не зря же о вас говорят, что один из жизненных принципов Димитрова: "Если все, то не я".

- Да, я имею собственное мнение и не боюсь его публично высказывать на различных совещаниях, невзирая на чины и ранги. Кому-то это, наверное, не нравится. А потом, слишком многие начинают свои рты разевать на чужой каравай, который сами не пекли. Едва пойдёт у человека дело, только раскрутится-развернётся, как его прессовать начинают.

Сельскохозяйственное производство у себя организовал в 2004 году, засеяв первые 750 гектаров пашни. Пошёл на это не от хорошей жизни. Объёмы работ в российской дорожной отрасли по причине её очередного реформирования резко упали, а трудовой коллектив и специалистов нужно было как-то сохранить, из каких-то источников платить людям заплату. В соседнем Курагинском ДРСУ принялись шить спецодежду, кто-то занялся добычей полезных ископаемых, кто-то ещё чем.

Кстати, тогда вышестоящее руководство создание этих не свойственных дорожникам побочных производств только приветствовало, понимая, что пока иной альтернативы в отрасли нет.

Так вот, за прошедшие годы урожайность зерновых в Каратузском ДРСУ была наивысшей среди районов краевого юга, а последние пять не опускалась в среднем ниже 43 центнеров с гектара. В 2011-м и вовсе составила рекордный 51 центнер с гектара.

Уже в 2006 году предприятие стало лучшим в крае по большинству основных показателей среди 480 чисто аграрных хозяйств. И первого места в министерстве сельского хозяйства нам не присудили потому лишь, что мы дорожники - неудобно как-то выходило перед профессиональными аграриями.

- И как нередко бывает в подобных случаях, у вас появились завистники...

- Завистники они, или как их там ещё назвать, но в Красноярске щипали меня постоянно и в укор ставили именно сельскохозяйственное производство. Губернаторы, кстати, к этому отношения не имели. Александр Хлопонин пусть на словах, но всё же меня поддерживал. Виктор Толоконский тоже, хотя денег никто из них не давал.

Тяжелее всего мне пришлось при Льве Кузнецове. Региональное министерство транспорта при нём возглавил некто Захар Титов, третировавший меня лично и наше Каратузское ДРСУ как только возможно и при всяком удобном случае. Моя судьба тогда буквально висела на волоске.

Поразительно, но министр Титов совершенно игнорировал следующий факт: сельскохозяйственное производство абсолютно не мешает основной деятельности предприятия. С 1996 года, когда я возглавил ДРСУ, протяжённость принятых на содержание дорог возросла с 183,5 до 315 километров, построены новые трассы Верхний Суэтук - Дубенское, Ширыштык - Червизюль.

Материальная база, включая машинный парк, увеличилась вдвое, а качество дорожно-строительных и ремонтных работ при этом постоянно признаётся одним из лучших в отрасли.

- И чего же Титов хотел?

- Известно чего. Переоформить филиалом и передать в Минусинское ДРСУ, с которым у меня всегда были очень тесные отношения.

- И что, вас некому было защитить и поддержать?

- Как это некому? Если б не председатель Законодательного Собрания Александр Викторович Усс, нас бы съели и не поморщились. Он постоянно на мою защиту вставал, гасил, так сказать, административный пыл особо ретивых управленцев, стремящихся помахать шашками.

Вот что значит настоящий государственный муж. Сам потомственный селянин, он понимает: где ещё развивать сельскохозяйственное производство и задействовать в нём жителей, как не в аграрных районах.

К примеру, Каратузское ДРСУ является в районе не просто флагманом и ведущим, а без преувеличения градообразующим предприятием. Где постоянно трудятся, получают приличную заплату и достойно содержат семьи 215 человек. А в уборочную кампанию количество работающих возрастает до трёх сотен. Вместе с принятыми временно на сезон.

Предприятие ежегодно намолачивает, подрабатывает, сушит и реализует по 30 тысяч тонн зерновых культур, а в 2018 году получило и 15 тысяч тонн семян рапса.

Для сравнения: столько зерна однажды сдали государству все вместе взятые хозяйства Каратузского района - в далёком и рекордном для муниципального образования, ещё советском 1986 году.

Ещё немаловажно, что обрабатываемые сельхозугодья дорожное управление арендует у местных жителей, ежегодно рассчитываясь за каждый используемый земельный пай (общим числом в полторы тысячи) двенадцатью центнерами зерна. В целом на это уходит из закромов предприятия не менее двух тысяч тонн.

Каждый год от 20 до 30 работников ДРСУ за счёт предприятия поправляют здоровье в санатории "Туманный". Кроме того, все работники, от директора и до технички, осенью получают по 2 тонны зернофуража, а механизаторы, непосредственно занятые на полевых работах, от 10 до 20 тонн.

Обо всём этом Александр Викторович прекрасно осведомлён, в чём я неоднократно убеждался во время наших с ним личных встреч. Казалось бы, у него других забот хватает, что ему какой-то там Димитров из таёжной глубинки...

- Коль уж мы заговорили о губернаторе, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу скандала, разгоревшегося после интервью председателя Счётной палаты Татьяны Давыденко...

- Да что тут говорить - вот уж где налицо конфликт интересов, причём ярко выраженный. Об этом из каждого утюга сегодня вещают и только ленивый ещё не написал. Людей, каким-то образом связанных с Татьяной Алексеевной, отодвинули от бизнеса в лесной отрасли, вот она и сделала ответный ход. Если вы ко мне плохо, то я к вам ещё хуже. Смелая женщина.

Цифры приводить не буду, они у всех на слуху, но давайте сами себя спросим: что - прежде никто не знал о том, что у нас творится в сфере заготовки древесины? И про ежегодное увеличение количества лесных пожаров все знали при одновременном росте бюджетного финансирования Лесопожарного центра.

Конечно, это парадокс и ненормальная ситуация, но ведь это не вчера случилось, не внезапно. Проблема годами зрела, словно нарыв. Мы в таёжной глубинке живём и знаем, как всё на самом деле происходит.

- У вас не сложилось впечатления, что всероссийский демарш Давыденко - удар по губернатору Уссу?

- Не сомневаюсь и даже уверен, что на это и был расчёт. Кому-то очень не по нутру видеть главой региона не залётного варяга, а своего, местного жителя. Да, местного, поскольку уезжать из региона Александр Викторович никуда не собирается и никакого двойного-тройного гражданства не имеет, какую бы лапшу на разные места не вешали народу падкие на сенсации СМИ.

Ведь при всём уважении Хлопонин, Кузнецов и Толоконский были у нас временщиками, действовали в интересах внешних финансово-промышленных групп, заводили к нам аффилированные фирмы, отодвигая в сторону местный бизнес.

Кстати сказать, у наших бывших губернаторов отнюдь не пропал интерес к колоссальным природным богатствам и экономическому потенциалу региона. Ведь на Кавказе у них, по всему судя, как-то не очень получилось, так отчего бы не попытаться вернуться назад, пусть и в иной ипостаси?

А вот Александр Викторович, не побоюсь этого слова, настоящий патриот и проводит политику, прямо противоположную своим предшественникам. Основной её приоритет: в край, а не из края. Это надо понимать.

Именно так действовали в своё время наши первые губернаторы А. Ф. Вепрев и В. М. Зубов, делавшие всё возможное и невозможное для сохранения, в частности, аграрного сектора региональной экономики и промышленных предприятий в системе края.

К слову, Зимнюю универсиаду Усс тоже фактически спас - мало кому известно, что спортивное мероприятие мирового масштаба в какой-то момент находилось на грани срыва.

- Негативные моменты в период подготовки к Универсиаде также пытаются поставить Уссу в вину...

- Да он губернатором-то двух лет ещё не проработал! В сентябре 2017-го назначили временно исполняющим обязанности, в сентябре 2018-го избрали. Что вы хотите от человека за столь короткий срок! Он что, принимал решение о проведении Универсиады? Ему обозначили задачу и скомандовали - действуй. И попробуй только не сделай.

Это и лесной отрасли касается. Чтобы за столь короткий срок извернуться и разгрести эти авгиевы конюшни, надо как минимум превратиться в сказочного Геракла из древнегреческой мифологии.

Меня в этой связи другое удивляет: люди, которым Александр Викторович помог по жизни, которые благодаря его радению встали на ноги и чего-то добились, сегодня молчат, будто в рот воды набрали.

Ни слова поддержки. Затаились, выжидают. Смотрят, что будет дальше. Возможно, кто-то втайне даже злорадствует. Впрочем, пусть это останется на их совести. Если она, конечно, у них ещё осталась.

Владимир НЕСЯЕВ.

Каратузское.

Комментарии (1)

Николай


26.06.2019 16:58

Цитата "люди, которым помог Усс, сейчас молчат, словно набрали в рот воды"?! Скорее наоборот: это патриот наш молчит в тряпочку и прячется, когда дольщики не могут попасть к нему на приём. Патриот вышел бы на телеэкраны, встретился с прессой, объяснил всё, растолковал о своём гражданстве, о домах, о родственнике- прокуроре и других "мутных" вопросах. Так "старается" наш патриот, что независимая пресса выживает из последних сил, а макулатуру типа "НКК" разве что бесплатно не раздают кошкам и собакам.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры