"Звучание гобоя очень напоминает человеческий голос..."
Зрители привыкли видеть художественного руководителя и главного дирижёра Красноярского академического симфонического оркестра Владимира Ланде за дирижёрским пультом. И лишь немногие знают, что маэстро в совершенстве владеет искусством игры на гобое.
Владимир Ланде родился в Ленинграде в семье потомственных музыкантов. В пять лет начал заниматься на фортепиано. А консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова окончил по классу фортепиано и гобоя. В 19 лет, учась на втором курсе, победил на Всероссийском конкурсе "музыкантов-исполнителей на деревянных духовых инструментах" и был приглашён на работу в оркестр Ленинградской филармонии.
- Я и вправду начинал как пианист, но потом меня увлёк и поразил звук гобоя, который очень сильно напоминает человеческий голос,- рассказывает маэстро.- Перед глазами был пример: в то время в Ленинградской филармонии работал высококлассный гобоист и музыкальный педагог Владимир Михайлович Курлин.
Он владел большим диапазоном выразительных средств, обладал действительно уникальным звуком. Именно его игра привлекла меня, но, к сожалению, этот талантливый музыкант трагически погиб в автокатастрофе.
Игре на гобое я обучался у опытных мастеров: сначала в музыкальном училище у Семёна Александровича Ильясова, затем поступил в консерваторию к Кириллу Никодимовичу Никончуку. После этого стажировался за границей: у Рэя Стилла в Чикаго и у Джона Мака в Кливленде. Так что я много-много лет отработал как профессиональный гобоист.
- С какими коллективами и где вам довелось выступать в этом качестве?
- В США, в составе Пуленк-трио - это один из самых известных ансамблей (гобой, фагот, фортепиано), с большим количеством записей, гастролей и так далее. Сотрудничал с различными оркестрами, такими как Питтсбургский симфонический и Балтиморский симфонический. Трудился в театре оперы Балтимора сначала как гобоист, потом как дирижёр.
- В консерватории параллельно вы учились и на дирижёра?
- Действительно начинал, но на втором курсе поступил на работу в Ленинградскую филармонию и должен был не только посещать лекции, но и учить концертный репертуар, ездить на гастроли, выступать в большом зале филармонии.
Заканчивать консерваторию в таком режиме было очень сложно, поэтому моё обучение как дирижёра на этот момент слегка было отодвинуто на второй план.
После окончания консерватории по классу гобоя и фортепиано в 1986 году до 1989 года я работал концертмейстером группы гобоев в Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии.
Здесь вновь стал обучаться дирижёрскому мастерству, моим педагогом был известный профессор Илья Александрович Мусин. С 1989 года наша семья переехала в США, где я учился у выдающегося педагога Густава Майера. Гастролировал как дирижёр в Новой Зеландии, Австралии, Великобритании, России, Европе, Латинской Америке и Азии.
- Теперь гобой отошёл на второй план?
- В свободное время я продолжаю играть на этом инструменте, чтобы поддерживать форму. Периодически выступаю как солист. Один из последних концертов с моим участием был в консульстве Российской Федерации в Вашингтоне.
- Когда говорят о скрипке, то, как правило, больше ценятся инструменты древних мастеров. И чем древнее - тем ценнее, а что можно сказать о гобое?
- Век гобоя, как инструмента, очень недолгий, потому что это не только деревянная, но и металлическая конструкция, а металлические клапаны имеют тенденцию срабатываться.
Поэтому гобои ценятся на протяжении 20-25 лет. Потом инструмент нужно менять, в отличие от струнных - скрипки, виолончели. И стоимость хорошего гобоя несравнима со стоимостью хорошей скрипки, несмотря на то, что при его изготовлении используют сплав серебра, а иногда серебра и золота.
Если гобой можно купить за 10-12 тысяч евро, то хорошую скрипку за эти деньги вряд ли купишь...
- Храните свой первый инструмент?
- Это был французский гобой фирмы Rigoutat, и я давно с ним расстался. Затем играл на гобое Marigaux, а сейчас - на инструменте французской фирмы Loree, ему уже лет 12 и требуется специальный уход, как и за всем, что сделано из дерева - определённая влажность, температура.
- Вы возите его с собой?
- Почти всегда.
- Что любите исполнять на гобое?
- Двойной концерт Баха для скрипки и гобоя с оркестром, концерт Марчелло для гобоя и камерного оркестра, концерты Чимарозо, Рихарда Штрауса, Моцарта. Я это уже не раз исполнял и хотел бы повторить...
- Иногда раздаются голоса, что профессия дирижёра не должна быть связана с игрой на инструменте, хотя история доказывает обратное. Взять хотя бы Бернстайна, Светланова, Спивакова, Темирканова...
- Прежде всего я музыкант, а как самовыражаюсь - в качестве дирижёра или в качестве гобоиста или пианиста - это не так важно. Мне уютно во всех ролях.
- Маэстро, когда же красноярцы услышат вашу игру на гобое?
- Пока не буду раскрывать все карты. Ещё не решил. Думаю, я сейчас больше нужен Красноярску в статусе дирижёра. К тому же именно дирижирование - как раз то, чем я интересовался с самого начала, и это логическое продолжение моей игры на фортепиано и на гобое.
Думаю, вряд ли случилась бы моя жизнь без дирижёрского жеста!
Вера КИРИЧЕНКО.
Красноярск.
Интересные факты
Гобой считается одним из самых сложных духовых инструментов, поскольку игра на нём требует особого мастерства. А всё дело в наличии маленькой двухлепестковой трости (двойного язычка), благодаря которой на инструменте извлекается звук. Трость для гобоя изготавливается из тростника, и этот процесс имеет множество тонкостей и хитростей.
От качества трости очень сильно зависит звук и удобство игры на инструменте. Большинство профессиональных гобоистов сами изготавливают себе трости.
В 1989 году гобой попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый сложный инструмент.
Благодаря очень маленькому отверстию в трости на гобое легко использовать приём перманентного дыхания. Это возможность очень долго и непрерывно извлекать звуки, делая вдохи через нос и используя воздух в щеках для поддержания беспрерывной игры на инструменте.
Существует два вида систем клапанов - автоматическая, наиболее удобная, и полуавтоматическая, с которой больше возможностей для исполнения некоторых задач современных произведений.
Гость (премодерация)
Войти