В Красноярске выступит виртуоз домры и мандолины Екатерина Мочалова

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

02.11.2020 12:38
0

Читать все комментарии

716

В эти дни в Органном зале Красноярска проходит международный Фестиваль "Вселенная - орган". С 3 по 5 ноября слушателям будут представлены три программы из шедевров мировой классики. Их изюминкой станет мировая премьера сочинения современного композитора Александра Чайковского "Вишнёвый сад".

Гостья фестиваля - солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, виртуоз домры и мандолины Екатерина Мочалова. Она выступит сольно и в дуэте с Андреем Бардиным. В ожидании встречи мы попросили артистку ответить на несколько вопросов.

- Екатерина, в предстоящем концерте вам в дуэте с А. Бардиным предстоит сыграть мировую премьеру сочинения современного композитора Александра Чайковского "Вишнёвый сад". Доводилось ли вам ранее исполнять музыку этого автора?

- Год назад Александр Владимирович написал концерт для домры и симфонического оркестра - настоящий, глубокий, масштабный концерт, очень показательный для инструмента и интересный для исполнителя. Это стало большим событием для меня и, думаю, для всех домристов, и я очень благодарна ему за то, что он откликнулся, поддержал, поверил.

А весной состоялась премьера хоровой оперы "Сказание о Борисе и Глебе", где в состав оркестра включены домра, цимбалы и баян. Александр Владимирович находит удивительные краски в таких "нестандартных" сочетаниях инструментов, как-то абсолютно по-новому слышит и трактует домру, баян, балалайку. Можно даже сказать, формирует новую звуковую эстетику инструмента.

Таким произведением станет и "Вишнёвый сад" для домры и органа - совершенно новое сочетание тембров и необыкновенно красивая, атмосферная музыка.

- Специально для этого концерта композитор сделал версию для домры и органа. Почему именно такое сочетание инструментов?

- Такое сочетание родилось одновременно с идеей концерта. В целом, мне очень интересно экспериментировать, сочетать домру с различными инструментами. В прошлом сезоне я играла программы с арфой, клавесином, струнным квартетом, джазовым трио. А сейчас появляются произведения для домры и саксофона, для домры и виолончели. И вы знаете, это всегда звучит очень свежо и ярко.

Мне такая "многоликость" моего инструмента очень нравится. Поэтому - почему бы не попробовать сыграть с органом? Думаю, что это будет очень красивое сочетание. И я очень рада, что Андрей Бардин поддержал эту идею, он чудесный музыкант, с нетерпением жду встречи с ним на сцене.

- Когда-либо прежде вам приходилось выступать в дуэте с органистами - или в Красноярске впервые?

- Нет, это не первый опыт игры с органом. Но в Красноярске мы сыграем три концерта, для которых специально готовим три интересные программы - и большинство сочинений в таком сочетании инструментов прозвучат впервые. Если 3 ноября я буду играть на домре, то 4-го концерт будет целиком посвящён мандолине.

Прозвучат "жемчужины" мандолинного репертуара - концерт для мандолины А. Вивальди, сонаты Д. Скарлатти, сочинения выдающихся мандолинистов-виртуозов Р. Калаче, К. Муньера. Л. Дезорма. А 5-го ноября, к примеру, в концерте прозвучит сочинение для мандолины современного японского автора Язуо Кувахара.

 - Вы принимаете участие в работе жюри исполнительских конкурсов. Растёт ли интерес к народным инструментам у молодёжи, уровень молодых исполнителей?

- Сейчас растёт замечательное поколение молодых исполнителей на народных инструментах, есть дети, которые играют просто изумительно. Например, балалаечница Настя Тюрина из Тамбова, победительница конкурса "Синяя птица", сейчас она регулярно выступает в программах Дениса Мацуева. Есть такие же самобытные ребята, играющие на домре и на других инструментах.

Очень хочется, чтобы они развивались, становились большими музыкантами, получали все возможности и в плане образования, и в плане концертной практики. И чтобы наша публика слышала то лучшее, что есть сегодня в мире народных инструментов - ведь это очень важная часть нашей культуры, наш "культурный код", можно сказать. А если услышит - то обязательно полюбит, я в этом глубоко убеждена.

- Вы одинаково виртуозно владеете и домрой, и мандолиной. Что думаете о будущем этих инструментов и о репертуаре для них?

- Мандолина - это итальянская "сестра" нашей русской домры, инструмент с очень богатой историей, некогда очень популярный и в нашей стране. Ведь, например, императрица Мария Федоровна играла на мандолине. А Сергей Иванович Танеев написал несколько сочинений специально для дочери Льва Толстого Татьяны Львовны, которая также увлекалась этим инструментом.

Я очень рада, что сейчас интерес к мандолине в России снова растёт, появляются яркие исполнители, которые играют одновременно и на домре, и на мандолине, появляется новая музыка. И уровень исполнителей - высочайший. К примеру, около 80 процентов победителей крупнейших мандолинных конкурсов в Италии, Германии, Японии сегодня - российские музыканты.

Красноречиво, не правда ли? А все потому, что наша домровая школа - уникальная, как и история народных инструментов в целом. Ведь домра существует на академической сцене всего на протяжении ста с небольшим лет - по сути, совсем мало, но уже достигнуты колоссальные результаты.

И в этом, конечно, огромная заслуга выдающихся домристов - Александра Цыганкова, Вячеслава Круглова, Тамары Вольской. Это люди, которые опередили время, подняли исполнительство на необыкновенную высоту. И сегодня домра уже звучит в лучших залах, для нее пишут выдающиеся композиторы. Думаю, мы можем этим гордиться.

- Бывали ли в нашем городе с концертами раньше? Что знаете о Красноярске,  о нашем органе? Чего ждёте от встречи с красноярским зрителем?

- Около 10 лет назад я выступала в Красноярской филармонии с оркестром народных инструментов имени А. Ю. Бардина - это замечательный коллектив, один из лучших в России. Слежу за их творческой жизнью, восхищаюсь их идеями и мастерством.

Вообще хочу сказать, что очень люблю бывать в Сибири - какой-то особый у вас дух, энергетика. Причем везде - и на сцене, и в зале, и за кулисами. И публика у вас особая, трепетная, глаза у людей горят.

Мой последний концерт перед полугодовой карантинной паузой был в Новосибирске - это был вообще один из последних концертов, после чего все остановилось. И был полный зал, люди пришли несмотря ни на что, и очень тепло принимали, прямо чувствовалась их поддержка. Никогда этого не забуду.

Поэтому с большим трепетом жду новой встречи с вашей публикой и приглашаю на концерты, которые состоятся 3, 4 и 5-го ноября в Органном зале.

Вера КИРИЧЕНКО.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры