Федеральные министерства прокомментировали проблемы лесопромышленности, поднятые "КР"
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение главного редактора газеты "Красноярский рабочий" В. Е. Павловского к Председателю Правительства Российской Федерации М. В. Мишустину с материалами и резолюцией круглого стола "Лесопромышленность Красноярья: пути и методы выживания в условиях западных экономических санкций", организованного и проведённого 1 ноября 2022 года редакцией газеты "Красноярский рабочий", информационным порталом "Бизнес-Сайт" и кафедрой логистики Красноярского государственного аграрного университета при участии Министерства лесного хозяйства Красноярского края.
В отношении установления моратория на 2022 - 2023 годы на повышение ставок платы за пользование лесными участками и лесными ресурсами, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" сообщаем следующее.
Минприроды России во исполнение пункта 18 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М. В. Мишустина от 24 августа 2022 года № ММ-П11-14247 по итогам совещания по вопросу предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (лесные пожары, паводки) (15 августа 2022 года, года Якутск) и пункта 4 раздела 1 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 7 сентября 2022 года № ВА-П11-101пр подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О применении в 2023 - 2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 1318" (далее - проект постановления), предусматривающий применение коэффициентов к ставкам платы за единицу объёма древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, а также ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставкам платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Следует отметить, что установление коэффициентов к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, по факту являются не повышением ставок платы, а приведением стоимости лесных ресурсов к уровню, соответствующему текущему социально-экономическому развитию Российской Федерации при существующей системе ценообразования.
При этом индексация ставок платы путём изменения размера повышающего коэффициента является естественным следствием экономических процессов и объективным показателем, формирующимся на основании параметров сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации.
Кроме того, предлагаемые проектом постановления величины коэффициентов соответствуют мере 3.3.3 "Установление на 2 года особого порядка повышения ставок платы за использование лесных и водных ресурсов с учетом инфляции, но не более чем на 10 процентов ежегодно" Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного Президиумом Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 года.
Проект постановления внесён в Правительство Российской Федерации письмом Минприроды России от 24 ноября 2022 года № 01-16-07/46391.
В части введения механизма платежей за пользование лесными ресурсами (заготовка древесины) по фактически заготавливаемым арендатором лесного участка объёмам древесины необходимо отметить, что ранее указанный вопрос рассматривался на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Абрамченко, состоявшемся 18 мая 2022 года, по результатам которого в ряд субъектов Российской Федерации с высокой долей заготовок древесины были направлены запросы о целесообразности применения рассрочки арендных платежей.
Большинством указанных регионов мера полностью или частично не поддержана с указанием на выпадающие доходы бюджетной системы Российской Федерации и риски неисполнения бюджетных обязательств. Отдельными регионами были предложены иные механизмы взимания платы.
По результатам доклада в Аппарат Правительства Российской Федерации указанная мера не поддержана.
Кроме того, предлагаемый механизм взимания платы за использование лесов по договорам аренды лесных участков, предоставленных для заготовки древесины, исходя из фактического объёма заготовленной древесины приведёт к "резервированию" лесных ресурсов и невозможности их использования иными лесопользователями.
По информации Рослесхоза за 6 месяцев текущего года заготовлено 100,2 миллиона кубометров древесины, в том числе арендаторами лесных участков 85,7 миллиона кубометров, что показывает на незначительное снижение объёмов заготовки древесины по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (минус 4,7 процента и минус 2,1 процента соответственно).
Вместе с тем сообщаем, что по результатам оперативного совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Абрамченко, состоявшегося 13 сентября 2022 года, по вопросу о текущей ситуации в лесопромышленном комплексе и о мерах государственной поддержки предприятий принято решение о необходимости подготовки предложений по возможному изменению порядка определения стоимости лесных ресурсов и порядка взимания платы за них. Подготовка предложений планируется в рамках работы межведомственной рабочей группы по совершенствованию порядка исчисления ставок платы за единицу объёма лесных ресурсов, созданной приказом Минприроды России от 28 октября 2022 года № 738.
По вопросу установления моратория на 2022 - 2023 годы на одностороннее расторжение договоров аренды лесных участков для заготовки древесины и судебную приостановку деятельности предприятий, имеющих неисполненную обязанность по выполнению противопожарных и лесовосстановительных мероприятий, следует отметить, что реализация данной меры приведёт к снижению значимости предусмотренных условиями договора аренды обязательств, снизит исполнительную дисциплину арендаторов лесных участков и будет способствовать увеличению количества нарушений, в связи с чем не может быть поддержана.
Вместе с тем в настоящее время прорабатывается вопрос совершенствования отношений по расторжению договора аренды лесного участка в рамках проекта федерального закона № 48567-8 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования арендных отношений", предусматривающего в том числе установление порядка и оснований одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора аренды лесного участка.
Данный проект федерального закона поддержан Правительством Российской Федерации в соответствии с официальным отзывом Правительства Российской Федерации от 27 мая 2022 года, принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 9 ноября 2022 года и готовится к рассмотрению во втором чтении.
В отношении осуществления рубки спелых и перестойных сосновых, еловых, пихтовых насаждений, расположенных на арендованных лесных участках, в объёме, превышающем установленный объём изъятия таких лесных насаждений по лесному участку, при условии соблюдения ежегодного объёма заготовки древесины в разрезе хозяйств сообщаем следующее.
В приложении № 3 к типовому договору аренды лесного участка для заготовки древесины, утверждённому приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года № 542, устанавливается ежегодный объём заготовки древесины, который включает в себя объём заготовки древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений, при уходе за лесами, а также при вырубке погибших и повреждённых лесных насаждений по хозяйствам (хвойное, твердолиственное, мягколиственное).
Таким образом, увеличение объёмов изъятия лесных насаждений сверх установленных договором аренды лесного участка повлечёт за собой внесение изменений в такой договор.
Согласно части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключённого по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешённого использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчётная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключённый по результатам торгов, может быть изменён по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Учитывая изложенное, предложение об осуществлении рубок спелых и перестойных лесных насаждений на арендованных лесных участках сверх объёмов, установленных договорами аренды лесных участков, не может быть поддержано.
В отношении разработанного Минпромторгом России совместно с Минприроды России проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений по созданию, ремонту и эксплуатации лесных дорог", которым предусматривается внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Лесной кодекс, Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие в Лесного кодекса Российской Федерации" в части введения законодательного определения понятия "лесная дорога", а также нового вида использования лесов - для создания, ремонта и эксплуатации лесных дорог, необходимо отметить, что Минприроды России письмом от 22 февраля 2022 года № 04-16-32/5550 согласовало представленный Минпромторгом России проект заключения Правительства Российской Федерации на указанный проект федерального закона.
По вопросу внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р "Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов" в части включения в подпункт "а" пункта 1 перечня объектов лесной инфраструктуры дополнительного объекта - "карьер для добычи общераспространённых полезных ископаемых" следует отметить, что карьер для добычи общераспространённых полезных ископаемых не относится к объектам лесной инфраструктуры.
По вопросу внесения изменений в статью 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части смягчения ответственности за правонарушения в области требований лесного законодательства об учёте древесины и сделок с ней сообщаем следующее.
Минприроды России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение обязательных требований в сфере оборота древесины", который с учётом практики правоприменения предусматривает, в том числе снижение штрафов по части 3 и части 5 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный проект федерального закона внесён в Правительство Российской Федерации письмом Минприроды России от 7 июля 2022 года № 01-16-07/25751.
В отношении обращения Митяева А. К. по вопросу передачи в собственность земельного участка из состава земель лесного фонда, а также по созданию упрощённой процедуры решения подобных вопросов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Вместе с тем согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом в установленных случаях допускается перевод земель или земельных участков из земель лесного фонда в земли иных категорий.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Земельного кодекса установлено, что перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) решения об утверждении генерального плана поселения, генерального плана городского округа принимаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Документы территориального планирования подлежат согласованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке в случае, когда предусматривается включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 Градостроительного кодекса. Полномочия по согласованию проектов документов территориального планирования переданы Минэкономразвития России.
Также согласно Земельному кодексу решение о переводе земель, находящихся в федеральной собственности, принимает Правительство Российской Федерации.
Содержание ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов утверждены приказом Минприроды России от 25 декабря 2018 года № 684 (далее - приказ № 684).
В соответствии с пунктом 1.6 Содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов, утверждённых приказом № 684, в ходатайстве о переводе земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию должно содержаться обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель, включающее в том числе обоснование отсутствия иных вариантов использования для испрашиваемых целей земельных участков из других категорий земель.
В целях упрощения процедуры перевода земель лесного фонда в земли иных категорий внесены изменения в приказ № 684 в части изменения содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов, предусматривающие исключение из состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель лесного фонда в другую категорию, акта выбора земельного участка, решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса полномочия, об утверждении акта выбора земельного участка, акта натурного технического обследования земельного участка, заменив его на выписку из государственного лесного реестра в отношении земельного участка, содержащую информацию, предоставляемую в обязательном порядке, а также схемы размещаемого на земельном участке объекта, составленной с учётом документов территориального планирования соответствующих территорий, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, и согласованной с органами архитектуры и градостроительства.
Согласно пункту 3 приложения к приказу № 684 выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, выписка из государственного лесного реестра в отношении земельного участка, содержащая информацию, предоставляемую в обязательном порядке, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в случае их отсутствия в представленной документации по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий запрашиваются Рослесхозом.
С. М. АНОПРИЕНКО,
заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 8.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 13 Лесного кодекса Российской Федерации перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 года № 1283-р, лесные дороги относятся к объектам лесной инфраструктуры. Вместе с тем понятие "лесная дорога" в законодательстве Российской Федерации отсутствует.
На основании изложенного, а также в целях разграничения автомобильных и лесных дорог Министерство транспорта Российской Федерации поддерживает необходимость внесения в Лесной кодекс Российской Федерации понятия "лесная дорога".
А. А. КОСТЮК,
первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации.
Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России рассмотрел материалы круглого стола и в части своей компетенции сообщает следующее.
1. По вопросу введения механизма компенсации части затрат на перевозку лесопродукции железнодорожным транспортом предприятиями экспортёрами.
В соответствии с Положением о Минпромторге России, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 года № 438, вопросы по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций относятся к компетенции Минпромторга России.
Стоимость перевозки грузов по российским железным дорогам определяется по Прейскуранту № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (далее - Прейскурант № 10-01), единому для всех пользователей транспортных услуг, и состоит из двух частей - инфраструктурной и вагонной составляющих.
Инфраструктурная составляющая тарифа индексируется приказами ФАС России.
Вагонная составляющая не регулируется государством и определяется на основании рыночных механизмов формирования ставок компаниями - операторами подвижного состава, действующими в условиях высокой конкуренции.
В рамках приказа ФСТ России от 21.12.2012 года № 423-т/3 "Об установлении ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов для среднесетевых условий" ОАО "РЖД" предоставлено право по изменению уровня тарифов в зависимости от экономической целесообразности.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ (далее - Закон № 17-ФЗ) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объёме за счёт средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральным законом от 6.12.2021 года № 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 года и плановый период 2023 и 2024 годов" бюджетных средств на указанные перевозки не предусмотрено.
2. По вопросу осуществления перевозок продукции лесопромышленного комплекса железнодорожном транспортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.2022 года № 304 "О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 № 710" действие Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2003 года № 710 (далее - ПНД), приостановлено до 1.07.2023 года. На период приостановления действия ПНД протоколом правления ОАО "РЖД" от 10.03.2022 года № 11 утверждены Временные правила очередности перевозки грузов (далее - Временные правила).
Рассмотрение и согласования заявок на перевозку грузов осуществляется в соответствии с Временными правилами, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) и Правилами приёма перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 27.07.2015 года № 228.
Очередность выполнения заявок на перевозку грузов на период приостановления действия ПНД определяется Временными правилами.
Согласно Временным правилам для перевозок сырьевых грузов в специализированном подвижном составе, зерновых и продовольственных грузов установлена в 5 очереди выполнения перевозок. Такая же очередь для данного груза установлена и ПНД.
По вопросу согласования заявок на перевозку железнодорожным транспортом древесины сообщаем, что отношения по перевозкам грузов, в том числе по согласованию заявок на перевозку грузов, возникают между перевозчиком и грузоотправителем как сторонами договора перевозки грузов и регулируются соответствующими положениями Устава железнодорожного транспорта во внутригосударственном сообщении или соответствующих международных договоров, если перевозка осуществляется в международном грузовом сообщении.
А. А. ФЕДОРЧУК,
директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
По вопросу установления моратория на 2022 - 2023 годы на повышение ставок платы за пользование лесными участками и лесными ресурсами в соответствии с пунктом 18 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М. В. Мишустина от 24 августа 2022 года № ММ-П11-14247 Минприроды России подготовлен и направлен на согласование в Минпромторг России проект постановления Правительства Российской Федерации "О применении в 2023-2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу лесного участка, находящегося в федеральной собственности, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской федерации от 12 октября 2019 года № 1318".
Минпромторг России письмом от 16 сентября 2022 года № БО-90399/08 сообщил о нецелесообразности повышения ставок платы за лесные ресурсы в целях формирования источников финансирования дополнительных расходов федерального бюджета на охрану лесов от пожаров и привел соответствующие доводы.
Относительно проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений по созданию, ремонту и эксплуатации лесных дорог" Минпромторг России письмом от 16 марта 2022 года № ЕВ-20924/08 внёс в Правительство Российской Федерации проект заключения на проект данного законопроекта.
Вместе с тем Правительство Российской Федерации письмом от 10 октября 2022 года № 11776п-П11 в адрес Государственной Думы Российской Федерации и сенатора Российской Федерации Ю. Л. Воробьёва поддержало законопроект при условии его доработки с учётом замечаний до его внесения в Государственную Думу Российской Федерации.
В настоящее время указанный проект законопроекта находится на доработке в Совете Федерации Российской Федерации.
В части приостановки действия постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 2068 о взимании таможенных пошлин за лесоматериалы с влажностью более 22 процентов, а также отсрочки уплаты налога на добавленную стоимость до проведения взаиморасчётов за поставленную продукцию (оказанные услуги) сообщаем, что в соответствии с письмом Минфина России от 22 ноября 2022 года № 27-01-25/114170 данные предложения не поддерживаются.
В части вопроса предоставления ОАО "РЖД" необходимого объёма подвижного состава для экспорта продукции деревообработки Минтранс России письмом от 29 ноября 2022 года № АК-Д2-28227 сообщает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 года № 304 действие правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года № 710, приостановлено до 1 июля 2023 года.
На период до 1 июля 2023 года утверждены Временные правила очередности перевозки грузов, согласно которым перевозка сырьевых грузов в специализированном подвижном составе установлена в 5 очереди.
Таким образом, необходимо отметить, что федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации обеспечивается всесторонний мониторинг текущей ситуации в лесопромышленной отрасли и принимаются необходимые решения для поддержки предприятий лесопромышленного комплекса.
Г. Г. ГУСЕВ,
заместитель директора департамента лёгкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Минфин России в пределах своей компетенции рассмотрел материалы круглого стола и сообщает следующее.
По предложению о приостановке действия постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 2068 в части взимания таможенных пошлин за лесоматериалы с влажностью более 22 процентов.
В апреле 2022 года в соответствии с Протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В. В. на рассмотрении в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти, включая Минфин России, находилось предложение о возможном снижении ставок вывозных таможенных пошлин, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2021 года № 2068 "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", по которому Минфин России доложил в Правительство Российской Федерации свою отрицательную позицию, основанную прежде всего на том, что реализация таких предложений не только приведёт к выпадающим доходам федерального бюджета, но и вызовет предпосылки к использованию товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, в особенности по "запретительным" ставкам в качестве товаров "прикрытия" для вывоза под их видом за рубеж необработанной и грубо обработанной древесины.
Подобное развитие событий приведёт к отступлению от установок, содержащихся в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса от 6 ноября 2020 года № Пр-1816.
Вышеуказанные соображения обосновывают и целесообразность продления действующих ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды лесоматериалов.
Полагаем, что вывозные таможенные пошлины не оказывают отрицательного влияния на лесопромышленный комплекс, поскольку, в первую очередь, касаются товаров с низкой степенью обработки, стимулируя хозяйствующие субъекты к повышению глубины переработки дерева.
Кроме того, по итогам совещания, состоявшегося в Аппарате Правительства Российской Федерации 19 октября 2022 года, приняты решения по существенной либерализации вывоза древесины из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза и за его пределы, классифицируемой в группах 4401, 4406 и 4407 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Учитывая изложенное, предложение о приостановке действия постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 2068 в части взимания таможенных пошлин за лесоматериалы с влажностью более 22 процентов не поддерживается.
По предложению о внесении изменений в налоговое законодательство в части отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) до проведения взаиморасчётов за поставленную продукцию (оказанные услуги).
Реализация указанного предложения на практике означает возврат к "кассовому" методу определения налоговой базы по НДС (на момент поступления оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги), который был отменён с 1 января 2006 года, в том числе в связи с использованием налогоплательщиками различных схем по уклонению от уплаты НДС путём сокрытия выручки.
В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) моментом определения налоговой базы по НДС, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 данной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо день оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При этом на основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие реализацию указанных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Таким образом, Кодексом установлены равные условия в отношении уплаты и вычета (возмещения) сумм НДС.
Изменение действующего порядка определения налоговой базы по НДС и предоставление налогоплательщикам права уплачивать НДС после поступления оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) приведёт к нарушению целостности системы налогообложения НДС, поскольку НДС, выставленный налогоплательщиками - продавцами по отгруженным ими товарам (выполненным работам, оказанным услугам), будет по-прежнему приниматься к вычету покупателями независимо от его оплаты продавцам, то есть независимо от уплаты продавцами НДС в федеральный бюджет.
Учитывая изложенное, предложение о внесении изменений в налоговое законодательство в части отсрочки по уплате НДС до проведения взаиморасчётов за поставленную продукцию (оказанные услуги) не поддерживается.
А. В. САЗАНОВ,
статс-секретарь - заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Сергей Орловский
18.12.2022 11:49
Павловскому спасибо, что за лес вступился. Но ведь всё разрушили наши правители - и лесную охрану, и промышленность, и прочее. Нат ни тракторов лесных, ни оборудования, ни заводов. Перечислять можно на полстраницы. Не восстановить и не надо ли наказать разрушивших.
Войдите, чтобы пожаловаться