Закрытие театрального сезона в Красноярске: от комедии к эпосу
Накануне завершения очередного творческого сезона красноярские театры спешат порадовать горожан премьерами, с интересом ожидаемыми в течение года.
Красноярский музыкальный театр продолжает череду летних премьер, которую начал трагикомедией "Мы, герои" в постановке Олега Рыбкина драматический театр имени А. С. Пушкина, и покажет 23, 24 и 25 июня знаменитую комедию-водевиль Авксентия Цагарели "Ханума" в постановке главного режиссёра Николая Покотыло.
Джаз-фанк, хип-хоп, брейк - эти стили приходят на ум в последнюю очередь, когда речь идёт о давно ставшей классикой "Хануме". После ярких постановок мюзиклов "Винил" и "Как вернуть мужа", лайт-оперы "Мёртвые души" команда музыкального театра намерена взять новую вершину - преобразить известную грузинскую историю.
- "Ханума" - гениальная комедия положений, где каждый образ - как бриллиант. Настолько выпуклый, яркий, характерный, что мимо этого произведения невозможно было пройти,- отмечает Николай Покотыло.- Мне хочется показать этих прекрасных людей: князей, которые прожигают жизнь, торгуют своими титулами; купцов, которые стремятся во дворянство. Это такой грузинский вариант "Мещанина во дворянстве". Есть некая параллель с пьесой Мольера. Несмотря на то, что "Ханума" - комедия, здесь при желании можно найти много серьёзных смыслов. В этом гениальность пьесы, как и всякой классики. Всё про нас.
Действие спектакля крутится вокруг семей армянского купца Микича Котрянца и грузинского князя Вано Пантиашвили. Микич - богатейший авлабарский купец, который имеет кожевенный бизнес, но ему не хватает красивого герба, чтобы продавать свои товары с ещё большей наценкой. Также он хочет поднять свой авторитет в гильдии купцов. За княжеский титул он хочет отдать свою любимую дочь "старому ощипанному петуху" - пропившему своё состояние князю Вано Пантиашвили.
Выгодную сделку организует сваха Кабато, чтобы этим предприятием пододвинуть на пьедестале конкурентку по матримониальному бизнесу Хануму. Последняя же выступает в роли кризисного менеджера и опытного организатора, разыгрывая ситуацию в свою пользу и в очередной раз доказав, что "лучше свахи в мире нет".
В спектакле много иронии и гротеска. Художник по костюмам Анастасия Шенталинская и хореограф Марина Суконцева готовят уникальный визуальный и пластический образ для каждого персонажа. Так, например, бабушка Ануш ходит в розовых кроссовках, но при этом в традиционном костюме, увенчанном ружьём и патронташем,- она грозная защитница чести своей внучки.
В образе Ханумы прослеживается параллель с певицей Мадонной, её стиль - дэнсхолл. Основа хореографии Кабато - яркий импульсивный и сексуальный джаз-фанк. Купец Микич будет танцевать хип-хоп и брейк.
Также "Ханума" станет бенефисом художественно-производственных цехов. Спектакль поразит зрителей яркостью сценографии. Только одних костюмов и головных уборов пошивочные цеха создали полторы сотни. И каждый наряд - произведение искусства. Спектакль пройдёт в сопровождении оркестра. Музыкальный руководитель и главный дирижёр театра Валерий Шелепов готовит собственную оркестровку партитуры, которая позволит раскрыть неповторимую красоту музыки Гии Канчели.
В завершение 41-го сезона Красноярский театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского 27, 28, 29 июня покажет написанную по заказу театра мировую премьеру оперы народного артиста РФ, профессора Московской консерватории, лауреата премии правительства РФ Александра Чайковского "Ермак".
Александр Владимирович выступит в качестве музыкального руководителя спектакля "Ермак", а дирижировать приглашён заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" 2010 года как лучший дирижёр за оперу "Один день Ивана Денисовича" Валерий Платонов. У Платонова и Чайковского, написавшего, кстати сказать, музыку к "Ивану Денисовичу", имеется опыт эффективного сотрудничества. Валерий Платонов также дважды лауреат премии в сфере культуры и искусства Пермской области: за постановку оперы "Клеопатра. Жизнь актрисы" Жюля Массне и цикл симфонических концертов.
Режиссёр-постановщик масштабной оперы, созданной на историческом материале,- художественный руководитель Московского академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац, лауреат Всероссийской театральной премии "Золотая маска", президент Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян.
Отдав 20 лет Пермскому театру оперы и балета, в 2010 году он переехал в Москву, но по-прежнему продолжает сотрудничать с регионами России (Уфа, Самара, Петрозаводск, Екатеринбург, Свердловск, Челябинск) и считает, что оперное искусство помогает "сшить" в единое целое огромное пространство страны.
Либретто оперы создал московский поэт и писатель Дмитрий Макаров. Автор трёх книг стихотворений и короткой прозы, он давно мечтал написать либретто для большой оперы, поэтому, когда Александр Чайковский предложил принять участие в его новом амбициозном проекте, не раздумывая согласился.
Зрителям будет представлена масштабная, поистине эпическая опера с главным действующим героем. В основе сюжета - процесс создания Василием Суриковым картины "Покорение Сибири Ермаком", отразившей подлинные факты русской истории. Действующими лицами станут известные исторические личности: Иван Грозный, император Николай II, купец Третьяков, художник Репин, бароны Строгановы и другие.
Проникновенные лирические сцены оперы посвящены непростому периоду в жизни Василия Сурикова. После смерти жены, ставшей для художника музой, он больше никогда не женился, один воспитывал дочерей и едва не бросил занятия живописью. Картину "Покорение Сибири Ермаком" художник написал после длительного творческого застоя, проявив необычайное историческое прозрение.
Он представил полотно на 23-й выставке Товарищества передвижников, где её приобрёл император Николай II, сказав, что "эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее". Картина была приобретена императором за 40 тысяч рублей - самую большую сумму, за которую когда-либо покупались полотна русских художников.
Второй сюжетной линией, раскрывающей тему оперы, станут непосредственно события покорения Сибири Ермаком. Авторы постановки расскажут, как Сибирь становилась частью Российской империи, какие люди писали эту страницу истории во времена Ивана Грозного и как сложилась судьба Ермака после завоевания новой территории для России.
Суриков для своей монументальной работы выбрал батальный жанр, чтобы полнее и ярче рассказать о личности покорителя, а также о величии подвига русских казаков. Вслед за автором картины постановщики оперы представят битву казачьего войска с бесчисленной ратью сибирского хана Кучума. В опере много массовых балетных сцен, которые поставил режиссёр по хореографии, художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета, заслуженный артист РФ Сергей Бобров.
В спектакле задействованы более 40 солистов оперы, хор театра и балетная труппа. Мастерские театра работают над созданием трёх сотен костюмов, которые будут соответствовать эпохе.
Опера "Ермак" - огромное полотно на основе исторического материала, она полна патриотизма, глубокой национальной гордости, высокой гражданственности. Она понравится всем: и тем, кто ценит спектакли с массовыми масштабными сценами, и тем, кто любит лирические дуэты и эмоциональные арии.
Сергей ЕГОРОВ.
Гость (премодерация)
Войти