Колдобины не местного значения

31.01.2019 14:52
1

Читать все комментарии

1022

Помнится, в начале 90-х годов прошлого года мне, собственному корреспонденту "Красноярского рабочего", добавили районы так называемого Канского куста, и в одну из первых командировок я отправился в Мокрушу.

До Анциря шла хорошая асфальтовая дорога, потом ещё с десяток километров прокатился с ветерком, а затем машина запрыгала по гравийке -- и так до самого конечного пункта назначения. Причём просёлок в той стороне был не только до Мокруши, но и до Красного Курыша и Таёжного.

Скажу честно, не ожидал, что в передовом по всем статьям Канском районе такие плохие дороги. Да ладно только в одну сторону! На юге его по асфальту можно было доехать только до Бражного, а дальше -- до сёл Степняки, Амонаш, Тарай и Подъянда -- вновь шла гравийка.

Справедливости ради, было видно, что канские дорожники в советское время начали вести туда асфальт, но после шоковой терапии и развала Советского Союза все работы враз остановились. Повезло лишь тем населённым пунктам, которые расположены неподалёку от дорог краевого значения, ведущих в Абанский и Тасеевский районы, где, к слову, автомобилистам тоже приходилось несладко.

С той поры прошло уже почти три десятка лет. Срок для жизни человека очень значительный. Но если вновь поехать в Амонаш или Мокрушу, то можно увидеть, что дороги там стали ещё хуже. Старый асфальт похож на лоскутное одеяло из-за многочисленных заплаток, а нового за эти годы не удосужились положить.

И это в Канском районе, где до сих пор сельскохозяйственные предприятия показывают пример многим другим. Что в таком случае говорить о территориях, где село дышит буквально на ладан?

В этой связи напрашивается закономерный вопрос: а почему власти предержащие держат селян, как говорится, в чёрном теле? Почему на благоустройство Красноярска тратятся миллиарды рублей, а по Бражному, давшему стране 22 Героя Социалистического Труда, без слёз нельзя проехать?

Летом минувшего года губернатор края Александр Усс участвовал в открытии после глубокой реконструкции молочного комплекса на 1 100 коров в Тарае. Это деревня, где живут труженики Канской сортоиспытательной станции, но хорошей дороги до неё до сих пор нет.

Водителям молоковозов приходится каждый день трястись по гравийке, чтобы вывезти с комплекса 20 тонн молока. А летом на фуражный двор нужно завезти тысячи тонн силоса, сенажа и сена. Если подсчитать потери передового хозяйства от бездорожья, за голову можно схватиться.

И как ни пытается достучаться до всех инстанций депутат Канского райсовета от этого избирательного округа Валентин Григорьев, пока с мёртвой точки сдвинуть наболевшую проблему не может. И только ли он!

Есть в Рыбинском районе ОПХ "Солянское", которое является главным производителем элитных семян зерновых культур в крае. В советское время асфальт и бетонка были здесь проложены везде. Но с годами дороги выбило так, что по ним стало просто опасно ездить.

Два года назад в Новой Солянке удалось отремонтировать улицы в центре села, а вот на первом и втором отделениях они по-прежнему находятся в ужасающем состоянии.

Бетонка, в том числе и до молочных ферм, разбита настолько, что даже на первой передаче можно легко угробить подвеску автомобиля. А ведь по ней за день проходят десятки большегрузных машин, и каждый водитель обязательно недобрым словом помянет власти всех уровней.

В Рябинках, где также есть молочные фермы, по деревне вообще нет дороги, и местным модницам приходится щеголять в резиновых сапогах. Из 47 ребятишек вряд ли кто после окончания школы останется жить в такой, извиняюсь, дыре. Все наверняка уедут в город, где кругом асфальт, есть все удобства в квартирах, много развлечений. Но кто тогда будет кормить край и всю Россию?

Директор хозяйства Яков Энгель специально провёз губернатора Александра Усса по местным колдобинам и даже вручил ему письмо с просьбой о помощи. Увы, чуда не произошло...

В прошлом году, казалось, дорожная проблема в ОПХ "Солянское" будет решена. Директор хозяйства Яков Энгель специально провёз губернатора Александра Усса по местным колдобинам и даже вручил ему письмо с просьбой о помощи.

Увы, чуда не произошло. Вскоре из края пришло письмо, в котором солянцам посоветовали использовать на ремонт своих дорог средства, отпущенные на эти цели Рыбинскому району. Как говорится, приехали.

При этом нельзя сказать, что в нашем крае на селе вообще не строят дороги. В прошлом году, к примеру, была капитально отремонтирована та, что между Балаем и Рощей в Уярском районе. В самом райцентре наконец положили новый асфальт на дорогу, ведущую в Партизанский район. Есть примеры, когда асфальт пришёл в сёла и деревни.

Но это по сравнению с советским периодом, когда в крае за год асфальтировали до 600 километров, просто мизер. А самое главное, почему-то дорожники обходят стороной именно те хозяйства, где ещё сохранились очаги сельхозпроизводства.

Повторяюсь, в Канском районе хорошие дороги обошли стороной Бражное, Красный Курыш, Мокрушу и некоторые другие центральные усадьбы аграрных предприятий. В Рыбинском от бездорожья страдают в ОПХ "Солянское".

В Уярском без слёз невозможно доехать до Авды, где успешно работает единственное в районе крупное хозяйство. А если взять Воронино и Восточное, то асфальтированная дорога остановилась буквально в нескольких километрах от этих сёл. Местные фермеры до сих пор надеются, что придёт время, и они заживут по-человечески.

В Ирбейском районе асфальтированный тракт довели при Советах до Александровки и ещё несколько километров -- в сторону передового в то время колхоза "Победа", но так и не достроили. Вот и приходится жителям Ивановки и Николаевки завидовать соседям. А ведь там по-прежнему сеют и пашут, держат молочное стадо.

И таких примеров на востоке края десятки, если не сотни. Люди в сёлах и деревнях заранее поставлены в такие условия, когда жизнь крестьянская им становится в тягость. И потом наши чиновники удивляются, почему народ, а молодёжь в особенности, бегут из глубинки.

А как не бежать, если многие до сих пор вынуждены жить если не в позапрошлом, то в прошлом веке -- это точно. При этом сами крестьяне понимают, что до всех сёл и деревень построить хорошую дорогу не по средствам даже такому богатому краю, как наш. Поэтому они предлагают обратить особое внимание хотя бы на центральные усадьбы хозяйств, особенно те, где ещё сохранилось сельскохозяйственное производство.

Для этого нужна целевая программа строительства сельских дорог. Иначе на одного с сошкой станет в крае не сто с ложкой, как это уже случилось, а гораздо больше.

Комментарии (1)

Николай


31.01.2019 17:00

Яков Энгель провез высокопоставленного чиновника по колдобинам и вручил письмо. А надо было хорошенько прогнать по этим ямам, чтобы чиновник набил себе шишек на голове, а вместо письма- вручить пустой целлофановый пакет и салфетку. Трасса на Северо-Енисейск не лучше, хотя бабла оттуда качается прилично. По той трассе проложены "лежневки", рассчитанные на 15-20 тонн массы машины, а возят до 70-100. Так же особо выжимают из дорог погонщики за длинным рублей, перевозящие лес. Далеко за примерами ходить не надо: у нас на улице в прошлом году вскрывали теплотрассу. После ремонта- заровняли, однако, пошли дожди , и улица превратилась в месиво. Отец обратился в администрацию, чтобы привезли хотя бы 1 машину гравия, но...Денег в размере 3000 рублей лишних не оказалось, но отправили грейдер, который еще больше размесил эту грязь.....

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры

Самое читаемое