Нивы сжаты, рощи голы…

18.10.2018 12:32
0

Читать все комментарии

947

Уходящая неделя для меня началась с прилёта в Красноярск из Москвы, где в составе большой делегации наших аграриев я принял участие в праздновании Дня работников сельского хозяйства.

Впечатлений от почти недельного пребывания в столице хватит надолго. И главные из них связаны не столько с праздником, сколько с  работой V Всероссийского съезда делегатов сёл, деревень и малых городов.

Не далее как в марте нынешнего года в том же Доме Союзов проходил IV съезд. Тогда в каждом выступлении было столько слов о бедственном положении российской деревни, что этот стон по определению должен был дойти до правительства и президента.

С сожалению, этого не случилось. В октябре делегаты вновь говорили о проблемах. Но уже не надрывом, как прежде, а с какой-то долей обречённости. И только наш Борис Мельниченко заставил зал аплодировать, как всегда, рубя с трибуны правду-матку.

...После шумной, блистающей чистотой и рекламными огнями столицы в понедельник утром я проснулся уже в провинциальном городишке с красивым названием Заозёрный. За неделю, что не был на малой родине, облетели с берёз последние листья. Заметно похолодало. Правда, обещанные накануне синоптиками снегопады затерялись где-то на севере.

Первым делом позвонил заместителю главы Рыбинского района Андрею Ефимову, чтобы узнать, как идут дела на уборке зерновых, поскольку перед отлётом в Москву в поле оставались ещё несколько тысяч гектаров неубранного хлеба.

Андрей Владимирович порадовал: хлеб уже в закромах. Знаю, что и по краю жатва подошла к финишу, а вклад красноярских хлеборобов в общероссийский каравай превысил два миллиона тонн зерна. Мы вновь первые в Сибирском федеральном округе по урожайности зерновых.

К сожалению, в бочке мёда зачастую не обходится без ложки дёгтя. Вот и нынче многие из тех земледельцев, кто расширил посевной клин рапса, оказались перед дилеммой: куда девать выращенный урожай?

Прежде его без проблем и дорого продавали в Китай, где только в двух провинциях употребляют в пищу подсолнечное масло, в остальных - рапсовое. Нынче китайские партнёры стали настолько придирчивы к нашему рапсу, что многим производителям этого продукта показали от ворот поворот.

Мне в этой ситуации сразу вспомнились слова министра сельского хозяйства и торговли края Леонида Шорохова, который по весне на заседании правления Агропромышленного союза предупреждал селян не увлекаться подобным производством. И как в воду глядел.

По крайней мере, глава крестьянско-фермерского хозяйства Сергей Наконечный из Воронина Уярского района прислушался к словам министра. Весной следующего года он уже не будет сеять, как прежде, 270 гектаров рапса, а посеет опять пшеницу.

Конечно же, не от хорошей жизни наши земледельцы стали сокращать посевы зерновых, заменяя их на другие культуры. С прошлого года цена на пшеницу упала не просто до неприличия, она стала ниже себестоимости.

На том же крестьянском съезде директор АО "Солгон" Борис Мельниченко рассказал делегатам, как продал нынче 60 тысяч тонн первоклассного зерна, но сильно не разбогател. И это заявил руководитель одного из трёх лучших хозяйств края.

У воронинца Сергея Наконечного масштабы намного скромнее, поэтому считать ещё легче. Если прежде крестьянин выручал за зерно пять миллионов рублей, то в последние годы выручка от продажи упала почти на два миллиона. А цены на горючее, запчасти и электроэнергию выросли до заоблачных вершин.

Хуже того, с 1 января следующего года в полтора раза будут повышены акцизы на топливо, и тогда даже богатые хозяйства понесут большие убытки. О фермерах и небольших крестьянско-фермерских хозяйствах говорить не приходится. Уже нынче многие из них оставили убранные поля невспаханными. А это означает солидный недобор урожая в 2019 году.

Остаётся крестьянину ждать, что президент и правительство наконец-то прислушаются к мнению более тысячи делегатов крестьянского съезда, которые представляли собой 66 миллионов жителей сёл, деревень и малых городов.

По сути дела, треть населения России связана, словно пуповиной, с работой сельскохозяйственной отрасли. Их уровень жизни и благосостояние напрямую зависят от состояние дел на селе.

В сегодняшней экономической ситуации теперь уже не только от крестьян, но и от соответствующей моменту государственной поддержки зависит, будут ли весной засеяны сжатые нивы, или они, как в лихие 90-е, вновь начнут зарастать бурьяном и молодым подлеском.

Одно радует: крестьянин так генетически устроен, что будет работать на земле, пока есть силы. Вот и на съезде почти каждый говорил о планах на будущее. Да и в родном Красноярье по дороге из аэропорта в Заозёрный то и дело видел я тракторы, поднимающие зябь.

Значит, надеется пахарь, что его хлебушко понадобится государству, что придёт время, когда за него дадут хорошую цену. И не только надеется, но поторапливает это время.

Неутомимый уральский фермер и одновременно лидер движения "Федеральный сельсовет" Василий Мельниченко, собравший на съезд в Москве сотни своих подвижников, не боится говорить горькую правду президенту и правительству.

В  то же время он подсказывает им, что надо делать, чтобы деревня не на словах, а на деле стала локомотивом отечественной экономики.


Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры

Самое читаемое