ЖКХ глазами аудитора Счётной палаты Красноярского края
Так уж сложилось исторически, что российское жилищно-коммунальное хозяйство одновременно находится на пересечении двух разнонаправленных векторов. С одной стороны, отрасль характеризуется хроническим недостатком финансирования, с другой - в ней стабильно присутствует неразумное использование уже вложенных средств.
Парадоксально, но в крае в разы от необходимого может не хватать денег на реконструкцию водопровода или теплосети, но при этом годами без движения на счетах лежат миллиарды рублей, собранных на капитальный ремонт домов.
Об этом, а также о других результатах проверок в сфере ЖКХ беседуем сегодня с аудитором Счётной палаты Красноярского края Оксаной КРАСНОПЕЕВОЙ.
- Оксана Владимировна, насколько серьёзно контролируется и проверяется деятельность жилищно-коммунального хозяйства края?
- Ежегодно по предложению депутатов Законодательного Собрания края мы включаем в план работы Счётной палаты сразу несколько мероприятий, которые так или иначе касаются жилищно-коммунального хозяйства.
Так, на протяжении нескольких лет мы проводим мониторинг использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории края.
В этом году мы закончили проверку использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт, реконструкцию источников тепловой энергии и тепловых сетей, в прошлом году оценивали эффективность использования бюджетных средств на модернизацию, реконструкцию и капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения в регионе.
Безусловно, отрасль ЖКХ - жизненно важная, поэтому внимание ей уделяется пристальное.
- Предлагаю начать с воды, как с самого необходимого. К каким выводам пришла Счётная палата после проверки систем водоснабжения края?
- Основных проблем в нашем регионе несколько. Во-первых, мы отмечаем высокий уровень износа основных фондов системы водопроводно-канализационного хозяйства - более половины сетей и оборудования морально и физически устарело. Во-вторых, по-прежнему остаётся актуальным вопрос качества питьевой воды - значительная часть населения, особенно в сельской местности, качественной водой не обеспечена. И в-третьих, для серьёзного обновления основных фондов необходимо увеличить объём инвестиций, которых в настоящее время недостаточно.
- Известно, что денег всегда не хватает. О каких цифрах идёт речь?
- В среднем ежегодно из краевого бюджета на капитальный ремонт, реконструкцию, строительство находящихся в муниципальной собственности объектов водоснабжения и водоотведения выделяется более двухсот пятидесяти миллионов рублей. При этом, в соответствии с заявками органов местного самоуправления, необходимая потребность на содержание муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства примерно в четыре раза превышает ежегодно утверждаемые бюджетные ассигнования.
Общая же потребность в финансовых средствах на восстановление и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения, согласно Концепции обеспечения населения Красноярского края водой питьевого качества, принятой министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, составляет более пятидесяти миллиардов рублей, а с учётом реконструкции, строительства и развития названых систем - свыше ста миллиардов рублей.
- Если переходить к вопросу о капитальном ремонте многоэтажек, то там как раз всё рассчитано - установлен размер взноса, запланирован объём работ, известны подрядчики. Что опять не так, почему в очередной раз сроки проведения капремонта в регионе сорваны?
- Действительно, Счётная палата края уже не раз отмечала, что реализация региональной программы капремонта в крае идёт с нарушением сроков, систематически не выполняется краткосрочный план капитального ремонта многоквартирных домов, в частности, до сих пор не отремонтированы несколько домов из запланированных к ремонту на 2016 год.
По данным Регионального фонда капремонта, с момента начала реализации региональной программы (с 2014 года) отремонтировано 22 процента от общего количества включённых в программу домов. В прошлом году региональным оператором на работы по капитальному ремонту использован лишь 41 процент от общего объёма денежных средств, сформированного на счёте Фонда на конец 2019 года.
При этом в крае отмечается увеличение уровня собираемости взносов на капремонт. Хотя одновременно с этим растёт и задолженность со стороны собственников квартир, но в любом случае ежегодно красноярцы сдают в виде взносов в фонд более трёх миллиардов рублей. С учётом скопившегося на счёте регионального оператора объёма неизрасходованных средств фонда региональная программа на сегодняшний день обеспечена финансированием в полном объёме.
- То есть получается, что собственники жилья свои обязательства в целом выполняют, а фонд капремонта - нет?
- Пока существенным образом не меняется ситуация, в результате которой объём средств, накопленных на счёте регионального оператора за эти годы, продолжает быть значительным и превышает годовую плановую стоимость ремонтов в полтора раза. Так, например, по состоянию на 1 января этого года сумма неизрасходованных средств составляла больше девяти миллиардов рублей.
Добавлю, что в прошлом году в качестве процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на банковском счёте, Фондом получено более четырёхсот миллионов рублей. Размещение временно свободных средств фонда капремонта в установленном порядке в кредитных организациях не осуществлялось. При этом нужно понимать, что длительное неиспользование средств фонда капитального ремонта приводит к их обесцениванию.
- Какие ещё есть замечания к деятельности фонда капитального ремонта домов?
- Счётная палата края обращает внимание на то, что Фонд недостаточно эффективно организует свою работу в качестве регионального оператора. Несмотря на увеличение численности и создание в пяти муниципальных образованиях края территориальных подразделений, в отношении более 70 процентов многоквартирных домов от общего числа включённых в краткосрочный план, осуществление функций технического заказчика в прошлом году было передано Фондом органам местного самоуправления.
При этом всеми контрольными и надзорными органами отмечается ненадлежащее исполнение муниципалитетами указанных функций, а соответственно, и отсутствие должного контроля со стороны Фонда. Также мы выявили недостатки в проведении мониторинга технического состояния домов и в актуализации программы капремонта в крае. В частности, продолжают иметь место факты несвоевременного исключения из региональной программы капремонта аварийных домов, ремонт которых экономически нецелесообразен.
Кроме того, мы отмечаем отсутствие достаточного количества подрядных организаций, которые участвуют в аукционах на проведение работ по капремонту и имеют при этом необходимый объём оборотных средств и квалифицированных специалистов.
С учётом данных официальной статистики Счётная палата края пришла к выводу, что реализация краткосрочного плана капитального ремонта пока не привела к общему улучшению состояния жилищного фонда в крае. Поскольку отмечается постоянное увеличение объёмов жилого фонда, имеющего износ более чем на шестьдесят процентов.
- В заключение нашего разговора хочу затронуть тему систем теплоснабжения края, где коммуникации тоже ветшают. Как можно повлиять на ситуацию?
- Отрасль теплоснабжения находится в ситуации недофинансирования, в результате чего наблюдается снижение надёжности систем теплоснабжения. По результатам контрольного мероприятия, в ходе которого мы проверяли расходы краевого бюджета на предоставление субсидий муниципальным образованиям на капитальный ремонт, реконструкцию объектов теплоснабжения и приобретение оборудования, было установлено, что потребность в средствах краевого бюджета на эти цели превышала ежегодно утверждаемые бюджетные ассигнования в два раза.
Вместе с тем проверка показала, что заявки муниципалитетов на выделение софинансирования в основном имеют локальную точечную направленность, в связи с чем реализуемые с участием бюджетных средств проекты являются эффективными, но их объём и количество не оказывают существенного влияния на снижение степени износа коммунальной инфраструктуры в целом.
Одновременно с этим в отдельных районах края были выявлены нарушения и недостатки при расходовании средств краевого бюджета, в том числе нецелевое и неэффективное их расходование, а также неэффективное и неправомерное использование имущества, приобретённого за счёт средств краевого бюджета. К лицам, допустившим бюджетные нарушения, применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с этим Счётная палата края обращает внимание органов как исполнительной власти края, так и местного самоуправления на необходимость системного подхода к комплексному решению имеющихся проблем модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Следует не только эффективно использовать находящиеся в муниципальной собственности объекты коммунальной инфраструктуры, обеспечивая их сохранность, и развивать проекты государственно-частного партнёрства, но и установить влияние уже проводимых мероприятий на общее состояние коммунальных систем по всему краю (для каждого города и поселения). Иначе убыточная деятельность большинства организаций жилищно-коммунального хозяйства будет и дальше приводить к росту потребности в бюджетных средствах на ремонт и строительство объектов жизнеобеспечения.
Эти и другие предложения Счётная палата края регулярно отражает в своих отчётах, которые направляет в Законодательное Собрание края и региональное правительство.
- Спасибо за разговор, Оксана Владимировна!