Красноярские врачи спасли пациента, сердце которого не билось более 3,5 часа

14:27, сегодня
3 177
Аппарат механической реанимации LUCAS 3
Красноярская краевая клиническая больница

Врачи Красноярской краевой клинической больницы рассказали уникальную историю спасения пациента, поступившего в состоянии клинической смерти. Сердце мужчины не билось более 3,5 часа.

Гражданина обнаружили на остановке без признаков жизни 14 ноября. В 7:40 его привезли в отделение анестезиологии и реанимации №6. Врачи зафиксировали клиническую смерть. Сердце не билось, реакция зрачков на свет отсутствовала, кожа была бледной и холодной, температура организма опустилась до 19,8 градуса. Незамедлительно были начаты реанимационные мероприятия.

"Подключили аппарат искусственной вентиляции лёгких, выполняли искусственный массаж сердца - сначала усилиями врачей-анестезиологов, затем подключили аппарат механической реанимации, выполняющий искусственный массаж сердца, - LUCAS 3", - рассказал врач - анестезиолог-реаниматолог Вячеслав Кузьменя.

При менее критических ситуациях пациентов с переохлаждением согревают внутривенным введением растворов, вливанием тёплых жидкостей в желудок и мочевой пузырь, феном, а также термоодеялом. Однако данный случай отличался тяжёлой гипотермией и отсутствием даже минимальных признаков сердечной деятельности. Поэтому требовались более эффективные меры. На помощь были вызваны специалисты из кардиореанимации. Совместно было принято решение о проведении экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) и инвазивном согревании.

"Безопасно согревать пациента можно максимум на 1-2 градуса в час, поскольку высока вероятность реперфузионных осложнений. Когда восстанавливается кровообращение и открываются периферические сосуды, в общее кровообращение летят микроэмболы, токсины, которые накопились в тканях за то время, пока они не получали кислород, из-за чего состояние пациента может критически резко ухудшиться", - пояснил анестезиолог-реаниматолог Вячеслав Кузьменя.

Глубокое переохлаждение помогло врачам в спасении мужчины. У специалистов появилось время проанализировать состояние пациента и подключить аппарат ЭКМО. Низкая температура защитила мозг и другие органы.

"Аппарат ЭКМО обеспечивает циркуляцию крови, замещая сердце, насыщает кровь кислородом, удаляет углекислый газ, то есть замещает лёгкие, обеспечивая газообмен и гемодинамику в организме. Также к аппарату ЭКМО подключается терморегулирующее устройство, позволяющее охлаждать или согревать пациента. За счёт высокой скорости кровотока и возможности установить необходимую температуру, у нас была возможность продолжать согревание пациента максимально быстро, соблюдая безопасный температурный градиент", - отметил врач - анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии-реанимации №2 Вадим Охримчук.

Сердце пациента удалось запустить через 219 минут после задокументированной остановки. Когда температура тела поднялась до 28 градусов, на ЭКГ-мониторе появилась фибрилляция желудочков. Мышца начала хаотично сокращаться с высокой частотой (более 200 ударов в минуту), что потребовало электроимпульсной терапии - дефибрилляции. Лишь затем нормальный ритм восстановился. Появились и другие признаки жизни: фотореакция зрачков и мышечные сокращения. Для защиты головного мозга врачи ввели гражданина в искусственную кому.

На следующие сутки после прекращения медицинской седации пациент пришёл в себя. Он был в ясном сознании, неврологический дефицит не наблюдался. В течение трёх дней мужчина стал дышать самостоятельно, кардиотоническая поддержка была прекращена, медики отсоединили аппарат ЭКМО. Развития полиорганной недостаточности и инфекционных осложнений удалось избежать благодаря соответствующей терапии. На четвёртые сутки после стабилизации витальных функций организма гражданина перевели в ожоговое отделение для лечения обмороженных тканей рук и ног (понадобилось хирургическое вмешательство). Здоровью пациента уже ничего не угрожает. Он самостоятельно передвигается по палате. Скоро мужчину выпишут из больницы.

Известно, что спасённого гражданина зовут Александр. Родных и близких в Красноярске у него нет. Мужчина приехал в краевой центр на заработки.

"Громаднейшее, конечно, всем спасибо. Персонал здесь очень ответственно подходит к своей работе - буквально каждому можно сказать спасибо, ни одного равнодушного человека, пока я здесь нахожусь, не встретил. Я с участковым поговорил, с социальным работником, теперь у меня есть понимание и направление, куда двигаться дальше. У меня вариантов нет - мне второй шанс дали, надо его как-то по-человечески теперь использовать, чтобы не было стыдно перед врачами, которые меня откачали", - говорит Александр.

Комментарий Кирилла Линёва, заведующего отделением анестезиологии-реанимации №2 (кардиореанимации):

"Прекрасный пример возможностей современных реанимационных технологий: человек не просто выжил после столь длительной и масштабной реанимации - у него достигнуто полное восстановление всех органов и систем организма без каких бы то ни было осложнений. Впрочем, победа любит подготовку. Мастерская работа всей реанимационной бригады в данном случае не была удачным экспромтом, это было воплощением согласованного плана организации экстракорпоральной сердечно-лёгочной реанимации в ККБ и выдающегося уровня профессионализма специалистов - анестезиологов-реаниматологов".

Николай Яковлевич

17:34, сегодня

Что врачи хотят этой новостью показать людям? Мужику просто повезло, так сказать, провели испытание оборудования. Рискнули, получилось, но... в обычной жизни у простых фельдшеров "Скорой помощи" этого всего в помине нет. После отсутствия реакции зрачков на свет и сердечной деятельности в течение 30 минут пациента закрывают простыней и увозят вперед ногами.

Сергей Орловский

18:08, сегодня

Врачи чудо сотворили, Николай Яковлевич. И не только врачи - кто его обнаружил, скорую вызвал - и тому спасибо. Это сейчас немногие сделают. У меня сосед запнулся о плиту бетонную  у подъезда, упал лицом вниз, что-то разбил, лежал в крови. Мимо молодые шли человек 8-10, так они его только фотографировали, а потом сели на лавочку и смотрели. Спасибо, сосед шёл, скорую вызвал, другой сосед его домой отнёс. А так бы и лежал.