Путин потребовал объективно оценить масштаб норильской трагедии
Президент Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл вчера встречу с представителями общественных организаций, работающих в сфере экологии и зоозащиты, во время которой особое внимание было уделено
чрезвычайной ситуации в Норильске.
Публикуем стенограмму этой части встречи.
В. Путин: В среду, как вы знаете, было дано соответствующее поручение, сегодня прошу доложить по существу, как складывается обстановка на месте и, главное, какие неотложные меры принимаются и приняты уже, какие варианты решений подготовлены, чтобы минимизировать последствия аварии.
Давайте начнём с этого. Слово – Евгению Николаевичу Зиничеву, главе МЧС. Пожалуйста.
Е.Зиничев: Добрый день, Владимир Владимирович!
Вчера мы провели заседание оперативного штаба здесь, в Норильске, где было принято решение о тактике по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Поскольку местность здесь труднодоступная, заболоченная, предполагается завезти сюда герметичные ёмкости, расставить по руслу реки для сбора нефтепродуктов и для дальнейшего вывоза и утилизации.
Непосредственно на месте у нас работают Морспасслужба, это агентство Росморречфлота, специальные подразделения Газпромнефти, которые имеют опыт и оборудование для такой работы, и Сибирский спасательный центр МЧС России.
На месте также оборудован лагерь. Люди будут работать непосредственно с местами разлива нефти. Жизнеобеспечение налажено, созданы воздушные коридоры. Вертолётами будет завозиться всё необходимое, и материальные средства, вплоть до питьевой воды.
Что самое важное. Событие, сама чрезвычайная ситуация локализована 1 июня. Были установлены боны. Поэтому развитие она не получает. Сейчас наша задача – просто работать и собирать эти нефтепродукты.
Работаем, соблюдая все экологические нормы. Контролирует это Росприроднадзор. Как раз Светлана Геннадьевна [Радионова] с нами, она может подтвердить или что-то добавить.
Доклад закончен, Владимир Владимирович.
В.Путин: Вы сами сказали, что эта местность труднодоступная, транспортной коммуникации нет, и говорите, что далее предполагается вывоз и утилизация. Во-первых, возникает вопрос: как и когда будут вывозить? Это первое.
И второе – тоже по утилизации. Ведь предполагалось сжигать на месте. Потом, я так понимаю, возникли в этой связи какие-то, не какие-то, а серьёзные вопросы.
Е.Зиничев: Владимир Владимирович, с точки зрения экологии, безусловно, сжигать нельзя.
Что касается вывоза. Поскольку ёмкости герметичные, предполагается всё собрать и складировать здесь до того момента, когда будут оборудованы зимники, и вывезти, когда будет позволять техника: зайдёт и спокойно вывезет в места утилизации.
В.Путин: А эти временные ёмкости насколько надёжны, и как вы их туда доставите?
Е.Зиничев: Они надёжные, они используются как ГСМ-хранилища. Я знаю, что и в Минобороны в том числе. Полевые ГСМ-хранилища.
В.Путин: Ладно, хорошо.
Я вижу, руководитель региона рядом с Вами находится. Пожалуйста, Александр Викторович.
А.Усс: Владимир Владимирович, работы ведутся на территории двух муниципальных образований – Норильска и Таймыра. Они оказывают общую организационную поддержку, в частности первый полевой лагерь, первые палатки появились благодаря им. Кроме этого здесь действует краевой отряд «Спасатель», и также продолжают работу, в том числе наряду с Росприроднадзором, наши экологи, которые окажут также серьёзную, как мне кажется, помощь в понимании того, как затем ликвидировать экологические последствия происшедшего.
В принципе, работы организованы уже достаточно хорошо. Хотел бы сказать, Владимир Владимирович, что многие крупные компании, включая «Роснефть», действующие на территории Красноярского края, выражают намерение при необходимости добавить сюда силы и средства, если в этом будет нужда.
В.Путин: Хорошо, спасибо. Светлана Геннадьевна Радионова, пожалуйста, Служба по надзору в сфере природопользования.
С.Радионова: Уважаемый Владимир Владимирович! Учитывая, что указанная авария и последующее попадание 15 тысяч тонн в водный объект являются беспрецедентными по своему масштабу, нами локализованы сюда дополнительные силы, переброшена лаборатория. В ежедневном режиме мы участвуем в локализации последствий аварии. На сегодняшний момент каждый день мы берём пробы, взято более 50 проб. Мы фиксируем сейчас превышение в десятки тысяч раз.
Собираются нефтепродукты. На сегодняшний момент собрано 150 кубов нефтепродуктов, но уже с завтрашнего дня, с монтированием ёмкостей, планируется собирать полторы тысячи ежедневно. Дальше все нефтепродукты должны быть перемещены. Утилизация должна быть проведена с применением наилучших доступных технологий и наиболее экологически чистым методом.
Вопросы сжигания мы не рассматриваем. Мы находимся в Арктической зоне и считаем, что применение иных методов: с использованием реагентов, биологической рекультивации, с использованием понижения класса опасности как нефтепродуктов, собранных с водной акватории, так и загрязнённого грунта, который мы также контролируем (его рекультивацию), – будет, наверное, наиболее оптимальным на территории Арктической зоны.
На сегодняшний момент мы также проводим проверочные мероприятия, внеплановая проверка предприятий проводится. 26-го числа мы закончим эти проверочные мероприятия. По результатам будет принято решение, дана оценка действиям компании, а также будет произведён расчёт ущерба, нанесённого экосреде. Этот расчёт может составить миллиарды рублей. Мы намерены жёстко контролировать приведение экосистемы в то состояние, в котором она должна быть, то есть в её первоначальный вид.
В.Путин: Хорошо, спасибо.
Я вижу, рядом с Вами и президент компании «Норильский никель» Владимир Олегович Потанин. Владимир Олегович, пожалуйста, Вам слово.
В.Потанин: Спасибо, Владимир Владимирович. Компания отмобилизовала силы и средства по плану, который обозначил Министр Евгений Николаевич. Нами заготовлено ёмкостей на 16 тысяч тонн для сбора топлива, из них 4,5 тысячи уже поставлено и монтируется сейчас на площадке.
Кроме того, подготовлены складские помещения на более чем 100 тысяч тонн для сбора грунта, из которого на сегодняшний день собрано порядка 7 тысяч. Также идёт рекультивация участков примерно на площади 6,5 тысячи квадратных метров.
Как справедливо было замечено, на нашу просьбу о помощи откликнулись, Владимир Владимирович, предприятия по всей стране: и мурманские спасатели, благодаря которым удалось достигнуть перелома в этой ситуации, поставить её под контроль, коллеги из «Газпромнефти» здесь работают, спасатели из Сибирского центра МЧС.
Мы действительно, как Светлана Геннадьевна упомянула, нацелены на использование лучших доступных технологий и выбираем оптимальные, а не самые дешёвые решения с экологической точки зрения. Профинансируем это полностью за счёт компании, ни одного рубля бюджетных средств на это не уйдёт. Мы восстановим это в том виде, о котором, опять же, Светлана Геннадьевна сказала, экологическую систему вернём в нормальное состояние.
Мы не только работаем над этим, но также взаимодействуем с экологическими организациями и с представителями коренных народов, проживающих здесь, для реализации ряда программ, в частности, увеличение популяции оленей, есть проект по выпуску мальков с целью поддержания популяции редких рыб. Как только ситуация нормализуется, мы приступим к реализации этой программы.
И не могу не сказать, Владимир Владимирович, о том, что и энергетическая система, и теплоснабжение города, и предприятия работают стабильно. Мы принимаем все меры для обеспечения следующего зимнего отопительного сезона также в штатном режиме.
В.Путин: Владимир Олегович, сколько примерно, по Вашему мнению (то, что компания готова оплатить все эти работы из собственных средств, это, безусловно, правильно), но вопрос: а сколько стоят все мероприятия, связанные с этими работами? Примерно.
В.Потанин: Я думаю, что это миллиарды рублей, это большие деньги. Знаете, я, наверное, сейчас выскажусь не как бизнесмен, а как человек, который за это переживает: сколько нужно будет, столько и потратим. Это, конечно же, будут миллиарды и миллиарды.
В.Путин: Я понимаю. Примерно, навскидку, порядок какой?
В.Потанин: Про штрафы я не могу судить. Сколько насчитают, столько и насчитают. Расходы, я думаю, 10 миллиардов и более. Это предварительно, Владимир Владимирович.
В.Путин: Я не случайно спрашиваю, Владимир Олегович. Мы с Вами давно и хорошо знакомы. Я знаю, что Вы лично, хочу это подчеркнуть, лично работаете на предприятии, а не просто являетесь собственником крупного пакета. Но всё равно, смотрите, это миллиарды, Вы сказали. А сколько стоит одна ёмкость, которую сейчас вы будете менять? Примерно.
В.Потанин: Одна ёмкость – не могу сказать. Но пока расходы в сотни миллионов рублей идут.
В.Путин: Одна ёмкость, я думаю, что меньше.
В.Потанин: Одна ёмкость, конечно, меньше.
В.Путин: Один резервуар, где хранилось топливо, стоит гораздо меньше, в разы. Просто несопоставимо.
В.Потанин: Согласен, Владимир Владимирович.
В.Путин: Я к чему, Владимир Олегович? Если бы своевременно поменяли, и ущерба не было бы экологического, и расходы бы такие не нужно было нести компании. Просто посмотрите на это самым внимательным образом внутри компании. Сейчас я ещё скажу об этом.
Надеюсь, что вся работа, о которой сейчас было сказано, будет проведена общими усилиями и эффективно. Я уже говорил и хочу ещё раз подчеркнуть: то, что произошло в Норильске, – это чрезвычайная ситуация, как вчера прозвучало уже, федерального масштаба.
Действительно, в данном случае под угрозой оказалось и здоровье людей, и хрупкой природе Арктической зоны нанесён серьёзный урон.
Не случайно и Генпрокуратура подключилась, и следственные органы, Следственный комитет. Я прошу все структуры, которые напрямую должны быть задействованы в этой работе (МЧС само по себе), взять ситуацию под полный, особый контроль. Безусловно, нужно разобраться в причинах тщательно и абсолютно бескомпромиссно, объективно оценить ущерб.
Я сейчас Владимира Олеговича слышал, собственники и так обязаны оперативно и полностью ликвидировать загрязнение почвы и воды, но надеюсь, что и финансовые вопросы будут решены так, как предложено сегодня руководителем компании. Под контролем специалистов Росприроднадзора необходимо выполнить все компенсационные мероприятия по восстановлению биоразнообразия и окружающей среды.
И кроме того, прошу Росприроднадзор скрупулёзно проанализировать состояние аналогичных объектов по всей территории страны, а в случае необходимости организовать проверки, в том числе с привлечением специалистов МЧС и правоохранительных органов.
И, наконец, прошу Правительство совместно с парламентариями завершить работу по внесению в природоохранное законодательство принципиальных изменений, которые позволят предотвращать подобные ситуации в будущем. Сделать это нужно в самое ближайшее время – до конца текущей парламентской сессии.
Гость (премодерация)
Войти