Законы о реформе самоуправления в крае начали принимать без широкого обсуждения
В четверг депутаты Законодательного Собрания рассмотрели пакет законов об организационных основах и территориальной организации местного самоуправления, в соответствие с которым в Красноярском крае предусмотрен переход на одноуровневую систему.
Мы уже сообщали об этом, но совсем не лишним будет опубликовать изложение рассмотрения этого вопроса на официально сайте ЗС, не меняя при этом ни слова:
«20 марта 2025 года был принят Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который вступит в силу 19 июня текущего года.
Законопроекты «О территориальной организации местного самоуправления в Красноярском крае» и «Об организационных основах местного самоуправления в Красноярском крае» разработаны с целью внедрения положений 33-ФЗ в Красноярском крае. В этот же пакет вошли еще несколько законопроектов, регулирующих аспекты избрания глав муниципальных округов, административного и территориального деления в связи с переходом на одноуровневую систему.
С докладом по двум ключевым законам на сессии выступил первый заместитель Губернатора Красноярского края - руководитель Администрации Губернатора Красноярского края Сергей Пономаренко.
Он отметил, что после принятия законопроекта в регионе будет 39 муниципальных образований, включая шесть городских и 33 муниципальных округа. (Перечень округов приведен в законопроекте. Напомним, что сегодня в крае насчитывается 472 муниципальных образования: 17 городских и 12 муниципальных округов, 32 муниципальных района, 22 городских и 389 сельских поселений). Часть округов будет образована в границах существующих районов и районных центров без изменений, а часть включит в свой состав два или даже три существующих сегодня района - произойдет укрупнение.
По словам Сергея Пономаренко, укрупнение муниципалитетов улучшит качество муниципального управления, что особенно важно в условиях нехватки квалифицированных кадров; повысит оперативность принятия управленческих решений на местах. Кроме того, это позволит формировать сильные местные бюджеты, которые дадут возможность объединенной территории развиваться более высокими темпами. Упростится решение насущных проблем для жителей, в том числе по вопросам предоставления коммунальных услуг, тарифообразования, благоустройства, пожарной безопасности и другим. Доступность для населения муниципальных услуг останется прежней - в административных центрах поселений будут сформированы территориальные органы муниципального округа. Важно, что сеть учреждений образования, здравоохранения, культуры сохраняется, так же, как и различные льготы и меры поддержки, которые получают жители сельских населенных пунктов и работники бюджетной сферы.
Законами предусмотрены изменения в системе формирования представительных органов власти - окружных Советов депутатов. В округах, где численность избирателей превышает 50 тысяч, Совет будет формироваться из 35 депутатов. 15 из них избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за общетерриториальные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, а 20 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам. Представительные органы муниципальных округов, численность избирателей в которых составляет от 10 тыс. до 50 тыс. избирателей, предлагается сформировать из 30 депутатов, 12 из которых избираются по партийным спискам, а 18 по одномандатным избирательным округам.
Претерпит изменение и порядок избрания глав муниципалитетов. Предполагается, что глава муниципалитета будет избираться представительным органом муниципального образования из числа предложенных Губернатором края кандидатов и возглавит местную администрацию. Кандидатуры на должность главы муниципального образования Губернатору края смогут предлагать политические партии, представленные в Государственной Думе, Законодательном Собрании края, Совет муниципальных образований края, Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления, Общественная палата края, Правительство края, Администрация Губернатора края, Союз ветеранов специальной военной операции.
В обсуждении законопроектов приняли участие депутаты Борис Мельниченко, Александр Ратахин. Среди аргументов «против», выдвинутых представителями фракции КПРФ, прозвучали такие, как потеря самостоятельности муниципалитетами, уменьшение количества местных депутатов, принятие законов без широкого обсуждения.
В свою очередь, представители фракций «Зелёные» Ирина Иванова и «Новые люди» Денис Терехов отметили, что положения законов не только помогут встроить муниципальное звено в структуру публичной власти, но и отвечают существующей ситуации в стране, когда чёткая управленческая структура и скорость принятия решений и их исполнение играют очень большую роль. Ирина Иванова считает, что, возможно, через пятнадцать лет ситуация станет более стабильной и потребуется уже другая модель организации МСУ, А Денис Терехов полагает, что сохранение количества депутатов местного уровня стоит не на первом месте в списке ожиданий жителей края.
Председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Галина Ампилогова сообщила, что предварительное обсуждение законопроектов в профильном комитете вызвало значительный интерес коллег - на заседании присутствовали депутаты от разных комитетов и фракций. По итогам обсуждения был разработан текст Постановления, в который включены предложения Законодательного Собрания для учета в дальнейшей работе над законами и их реализации. В частности, рекомендуется повысить уровень доступности органов МСУ для населения путем развития территориальных органов, оказывающих государственные и муниципальные услуги. Предлагается проработать вопрос участия населения в осуществлении самоуправления; методического сопровождения и оказания правовой помощи образуемым округам. В Постановление включен отдельный пункт о необходимости информационно-разъяснительной работы о целях и содержании новой территориальной организации.
Подводя итог обсуждения, председатель Законодательного Собрания Алексей Додатко отметил:
«Предстоит большая работа по изменению устройства местного самоуправления в крае и по приведению краевого законодательства в соответствие с новыми реалиями. По большому счету, важно понять, что идет реорганизация аппарата власти МСУ, призванная обеспечить развитие территорий. Людям важно - где они будут брать справки, оформлять документы, останутся ли в населенных пунктах школы и больницы, сохранится ли объем услуг. Как при этом будет называться орган власти - сельская администрация или территориальное представительство - не так уж важно».
Нужно отметить - законопроекты предусматривают, что существующие органы местного самоуправления будут работать до истечения срока своих полномочий. Предусмотрен переходный период, в течение которого будут формироваться новые органы местного самоуправления округов, регулироваться финансовые и бюджетные процессы, другие вопросы. Планируется, что часть округов может быть сформирована уже в текущем году, а полностью край перейдет на окружную систему к концу 2029 года.
Большинством голосов пакет законов края, направленных на создание в крае одноуровневой системы организации местного самоуправления, принят в первом чтении».
А вот комментарий председателя комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Галины Ампилоговой:
«В крае, на самом деле, опыт создания муниципальных округов существует уже несколько лет. На моем избирательном округе, например, еще в 2020 году создан Тюхтетский МО, в котором вместо сельских Советов появились территориальные представительства. Ни разу за все это время я не слышала от людей жалоб на территориальное устройство или на то, что они остались обделены какими-либо муниципальными услугами. Такая же картина в других округах - Пировском, Шарыповском, их в крае создано уже двенадцать. Нигде жители не сказали - вот, посмотрите, что вы наделали, у нас стало хуже. Не было такого ни разу, а я в своей работе привыкла опираться, в первую очередь, на мнения земляков.
Сейчас на уровне Федерации принят новый закон, где право устанавливать модель местного самоуправления в регионе отдано региональным властям. Причем, именно одноуровневая модель прижилась в большинстве регионов страны - Красноярский край здесь далеко не первый. Плюс есть свой достаточно удачный опыт. Важно понять - для населения в плане получения государственных и муниципальных услуг - образовательных, социальных, услуг здравоохранения, оформления документации - ничего не меняется.
Много разговоров идёт вокруг присоединения к городскому округу Красноярск населённых пунктов Солонцовского сельского Совета, Элиты, Берёзовки и ряда других. Вот как раз в этих муниципальных образованиях, где были сельсоветы, будут созданы территориальные представительства городского округа. При этом все сельские льготы будут сохранены, поскольку статус населенных пунктов не меняется - они так и останутся сельскими населенными пунктами в составе городского округа. Не будет сокращено ни одно учреждение - образовательное, медицинское, культурное и т. д. Справки где брали, там и будут брать.
Или приведу пример моего родного Назаровского района и города Назарово. Там уже давно единая прокуратура, один отдел полиции, единый МФЦ, соцзащита давно объединена, больница. Идея объединения назрела давно. А вот несколько иная схема: в единый МО войдут Боготол, Боготольский район и Тюхтетский муниципальный округ. С закрытием леспромхозов в Тюхтете большой дефицит рабочих мест. При этом в тридцати километрах - в Боготоле - огромная проблема нехватки рабочих рук на железной дороге. Людей привозят из Кемеровской области! А в рамках единого округа легче будет решить вопрос переобучения, организовать служебный транспорт. Таких примеров много, в каждой территории масса вопросов.
Согласна, что не до конца доработали в плане информирования людей. Мы отметили это в Постановлении Законодательного Собрания. Ко второму чтению будет, думаю, много поправок. Пока же я, например, планирую до самых праздников работать в своём Назаровском округе - у меня расписаны десятки встреч по вопросам новой системы МСУ».
Гость
25.04.2025 16:53
Вот по такому же сценарию похоронили муниципальное здравоохранение в Красноярске
Войдите, чтобы пожаловаться