К 90-летию Красноярского края. Строители неповторимой сибирской жизни
Продолжаем публикацию материалов об истории и современности Красноярского края, который 7 декабря отметит 90-летие со дня своего образования.
Енисейская губерния
Самое большое богатство сибиряков - это духовность. Потому что Сибирь - территория исконно свободная, она взрастала на демократии. Здесь никогда не было крепостного права. В сибиряках нет равнодушия. Наш человек живёт для идеи. Раз мы согласились везти ношу сибиряка, делать нужно это хорошо, с пониманием. Мы все строители неповторимой сибирской, красноярской жизни. Это нужно помнить.
Анатолий ЧМЫХАЛО.
Енисейская губерния занимала по величине второе место среди губерний и областей Российской империи. По своим размерам она превосходила любое из европейских государств. С юга на север она протянулась на 2 800 вёрст, с запада на восток - на 1 300 вёрст. Площадь Енисейской губернии - 2 211 590 квадратных вёрст, или 2 359 324,21 квадратного километра.
В 1822 году вследствие реформ М. М. Сперанского были созданы Западно-Сибирское (центр Тобольск) и Восточно-Сибирское (центр Иркутск) генерал-губернаторства.
В составе последнего из Томской губернии была выделена Енисейская губерния. В неё вошли 5 округов (бывших уездов): Ачинский, Енисейский, Канский, Красноярский и Минусинский. Административным центром новой федеративной единицы стал город Красноярск.
К 1863 году численность населения Енисейской губернии значительно возросла, душ обоего пола насчитывалось 309 594 человека. Более 90 процентов жителей составляло сельское население. Проживали они в 136 сёлах, 594 деревнях, 53 станках и 40 зимовьях.
Сибирские города всё ещё сохраняли тесную связь с землёй. Жители занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством. Увеличивалась посевная площадь и урожайность.
Постепенно складывалось торгово-ремесленное население (кожевенное, мыловаренное, свечное, портновское, столярное, плотничье ремёсла). С устройством Московско-Сибирского тракта распространённым среди горожан промыслом стал извоз.
Судовые мастера набирали артели и делали речные лодки и барки. Средние и мелкие крестьяне развивали домашние промыслы. Центрами торговли в губернии были 17 крупных ярмарок, городские и сельские лавки, развозы.
К 1861 году в городах Енисейской губернии насчитывалось 1 735 ремесленников 52 специальностей. В Красноярске были представлены 50 видов ремёсел, в Енисейске - 40, Ачинске - 28, Минусинске - 22, Канске - 20, Туруханске -16.
Первым губернатором Енисейской губернии (1823-1831) стал Александр Петрович Степанов, умный и деятельный человек прогрессивных взглядов. Он заботился о благоустройстве города и развитии инфраструктуры. При нём в Красноярске появились аптека, больница, первые публичная библиотека и типография, школы, богадельня, хлебные магазины. Губернатор основал научное общество "Беседы о Енисейском крае", организовал на месте своей дачи городской сад (ныне - Центральный парк).
Освоение Арктики
Все мы ищем в жизни "иных берегов", чего ещё мы можем требовать? Наше дело найти к ним дорогу. Дорогу долгую, трудную, быть может, но она зовёт нас, и мы не можем не идти. Глубоко в нашей природе, в каждом из нас коренится дух дерзания.
Фритьоф НАНСЕН.
Арктическая зона России: площадь континентальной суши - 4,9 миллиона квадратных километров, площадь островов - 0,2 миллиона квадратных километров, площадь морей - 4 миллиона квадратных километров.
Первенство и лидерство в освоении морей и островов Северного Ледовитого океана принадлежит русским мореплавателям. В ХII-ХII веках они открыли острова Вайгач и Новая Земля (Архангельская область), в конце XV века - острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий (Норвегия).
Первая карта бассейна Ледовитого океана была составлена в начале XVI века по чертежу Д. Герасимова. В это же время был проложен "мангазейский морской ход" от Северной Двины до устья Оби и основан первый заполярный город в Сибири - Мангазея.
В 1648 году, за 80 лет до Витуса Беринга, русский путешественник Семён Иванович Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив). Мореход посетил расположенные в проливе острова Ратманова (крайняя восточная точка России) и Крузенштерна (США).
В 1733-1743 годах состоялась Великая Северная экспедиция (она же Вторая Камчатская) - планомерное исследование арктического побережья несколькими самостоятельными отрядами, плавания к берегам Северной Америки и Японии. Всё сибирское побережье Северного Ледовитого океана было изучено, описано и нанесено на карты.
Норвежская полярная экспедиция 1893-1896 годов Фритьофа Нансена имела своей целью исследование Арктики и достижение Северного полюса. Команда базировалась на дрейфующем экспедиционном судне "Фрам", специально вмороженном в многолетний морской лёд.
6 апреля 1895 года Нансен и Ялмар Юхансен на собачьих упряжках добрались до 86° 13' 6" северной широты, что было на тот момент абсолютным мировым рекордом.
В мае 1937 года в районе Северного полюса из самолёта на лёд высадилась экспедиция под руководством Ивана Папанина. Полярники организовали первую в мире научно-исследовательскую дрейфующую станцию "Северный полюс - 1" и в течение девяти месяцев вели наблюдения.
В июне 1937 года состоялся первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс (Москва - Северный полюс - Ванкувер). Командиром экипажа был Валерий Павлович Чкалов.
Первыми людьми, чьё успешное достижение Северного полюса не вызывает сомнений, стали участники советской Высокоширотной воздушной экспедиции "Север-2" под руководством начальника "Главсевморпути" Александра Кузнецова. 23 апреля 1948 года, вылетев на трёх самолётах с острова Котельный, они приземлились на точку 90° 00' 00" северной широты.
Изучение и освоение Арктики продолжается в наши дни. Так, в 2007 году стартовала полярная экспедиция "Арктика-2007" под руководством Артура Чилингарова. В августе в самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину более 4 километров. Впервые человек достиг дна океана под Северным полюсом.
В Арктике сосредоточено очень большое количество неразработанных энергоресурсов - нефти и газа. Их освоение - одно из наиболее перспективных направлений развития российской нефтегазовой отрасли.
В 2014 году Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике.
К Арктической зоне Российской Федерации в пределах Красноярского края относятся город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий и Туруханский районы.
Сибирская ссылка
Я уверен, что добрая молва о нас сохранится навечно по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило.
Николай БАСАРГИН.
После восстания на Сенатской площади в декабре 1825 года в Енисейскую губернию было сослано около 30 человек. Одним из них был Николай Васильевич Басаргин - поручик лейб-гвардии Егерского полка, коллежский регистратор, мемуарист и публицист.
Сибирская ссылка, насчитывающая более трёх веков истории,- значимый фактор, повлиявший на общественное, культурное и экономическое развитие отдалённого от российской столицы Красноярского края.
Массовый характер ссылка как вид наказания приобрела после отмены смертной казни. Отныне все "неугодные" - опальные царедворцы, заговорщики, участники восстаний, критики государственного строя, военнопленные - отправлялись на окраины страны.
В конце XVI века в Сибирь были отправлены жители Углича, обвиняемые в убиении царевича Дмитрия, одного из младших сыновей Ивана Грозного.
Но даже претерпевая гонения властей и тяжёлые условия жизни на поселениях, многие ссыльные продолжали служить народу: учили грамоте и счёту детей, лечили больных, занимались литературой, научной и общественной деятельностью, помогали беднякам, пробуждали в сибиряках патриотизм и любовь к родному краю.
Люди, вынужденно оказавшиеся в Сибири, нашли в ней свою новую родину. Уже одно общение с такими ссыльными расширяло кругозор сибиряков, формировало высокие общественные и культурные запросы.
В 1863 году в Енисейской губернии жили 44 994 ссыльных, что составляло седьмую часть всего её населения.
Кроме того, ссыльные из привилегированных, образованных слоёв общества изучали и описывали Сибирь, открывали её России и Европе.
В XVII веке в Енисейск были сосланы стольники И. Н. Хованский, М. С. Пушкин, некоторое время содержался в заключении лидер и идеолог старообрядцев - протопоп Аввакум.
В 1820-е годы ссыльные составляли вторую по численности группу жителей Минусинска. В XIX веке в Енисейскую ссылку были отправлены декабристы (братья Беляевы, М. А. Фонвизин, А. И. Якубович и другие), М. В. Петрашевский, польские повстанцы, революционные народники (Д. А. Клеменц, А. В. Тырков, Н. С. Тютчев и другие).
С 1897 по 1900 год в селе Шушенском Минусинского уезда находился В. И. Ульянов - Ленин, здесь он завершил работу над книгой "Развитие капитализма в России".
С 1913 года ссылку в Туруханске отбывали Я. М. Свердлов и И. В. Сталин. В том суровом северном краю погибли И. Ф. Дубровинский и С. С. Спандарян, в честь которых названы улицы в Красноярске.
Один из видных ссыльных - публицист, общественный деятель, уроженец Енисейской губернии Владимир Михайлович Крутовский (1856-1938). Он был арестован по делу народовольцев и выслан под надзор в Красноярск. Он неоднократно избирался в городскую думу, стремился улучшить условия жизни сибиряков. Создал общество врачей Енисейской губернии, под началом которого были женская фельдшерская школа, хирургия, аптека, бесплатная лечебница. Работал врачом, провёл несколько тысяч офтальмологических операций. Его брат Всеволод - один из основоположников сибирского садоводства, создатель первой в Сибири опытной плодово-ягодной станции, ботанического сада.
В советское время ссылка использовалась как средство освоения отдалённых территорий, тысячи ссыльных направлялись на строительство и эксплуатацию путей сообщения, промышленных объектов, разработку природных богатств края. Так, силами заключённых "Норильлага" был построен Норильский горно-металлургический комбинат.
Северный морской путь
Северный морской путь - важнейшая национальная транспортная магистраль России в Арктике.
Это кратчайший морской маршрут между Европой и Дальним Востоком, огромная ледовая дорога, по которой Атлантический океан соединился с Тихим через Северный Ледовитый океан. Сегодня этот проход активно используется для освоения богатств Заполярья, а также северного завоза - обеспечения населения жизненно важными товарами.
Крупнейшие порты Северного морского пути в Красноярском крае в порядке следования: Игарка - Дудинка - Диксон - Хатанга.
Впервые весь маршрут Севморпути прошла экспедиция под руководством Адольфа Норденшёльда в 1878-1879 годах. За одну навигацию без зимовки этот путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледоколе "Александр Сибиряков".
В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути в Баренцево море шли боевые корабли Тихоокеанского флота. Кроме того, флот снабжался каменным углём Печорского и других арктических бассейнов, военная промышленность - никелем, медью, лесом. По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 - в сопровождении охранного конвоя. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов.
Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет 5 600 километров.
Кратчайший путь между Европейской частью России и Дальним Востоком по Северному морскому пути - 14 тысяч километров, через Суэцкий канал по Индийскому океану - 23 тысячи километров.
Транссибирская магистраль
Мне выпало счастье проехать по этой дороге От русской столицы до русского края земли. Я видел Байкал и саянские видел отроги, На север, я видел, великие реки текли.
Геннадий ИВАНОВ.
Транссибирская магистраль - самая протяжённая железная дорога на планете. Она проходит через две части света - Европу и Азию, через 7 часовых поясов, 31 субъект Российской Федерации, 87 городов, в том числе шесть миллионников, пересекает 16 крупных рек, огибает самое глубокое в мире озеро - Байкал.
Если вытянуть дорогу в прямую линию, её длина составит 73 процента диаметра Земли.
Скорый пассажирский поезд "Россия" доходит от Москвы до Владивостока за 6 суток и 2 часа. Это самый длинный в мире пассажирский маршрут по территории одной страны - 9 288,2 километра.
Строительство дороги началось в 1891 году по указу царя Александра III. В год в среднем прокладывали по 650 километров полотна. В 1901 году по Транссибу двинулись поезда.
В Красноярске, который стал центральной станцией среднесибирского участка железной дороги, первый поезд встречали в 1895 году. Вскоре в городе были открыты железнодорожные депо и главные железнодорожные мастерские с вагонным, сборочным, кузнечным, электромеханическим, токарным цехами. Это было самое крупное предприятие такого профиля в Сибири, к началу XX века здесь работали 1 200 человек.
Во время Великой Отечественной войны Красноярская магистраль направила на прифронтовые дороги 56 паровозных бригад и 139 локомотивов - почти половину инвентарного парка.
Сегодня Красноярская железная дорога - главная транспортная линия, по которой идёт более 80 процентов производимой в регионе продукции и сырья.
Обь-Енисейский канал
Канал этот - единственный в Сибири искусственный водный судоходный путь, существовавший с конца XIX века до середины XX века. Он соединял реку Кеть (правый приток Оби) с рекой Кас (левый приток Енисея).
Строительство канала началось в 1883 году, в 1891 году он был открыт для плаванья небольших судов.
Это грандиозное инженерно-техническое сооружение обошлось казне в 3 миллиона рублей серебром. Каждый сезон на строительстве были задействованы около двух тысяч рабочих.
В 1895 году через Красноярск прошла Транссибирская магистраль, и водный путь утратил своё значение. Последний караван судов - три колёсных парохода и катер - прошёл по нему во время Великой Отечественной войны, когда железная дорога не справлялась с нагрузкой.
Канал давно заброшен, но по-прежнему отмечен на картах и хорошо виден на снимках из космоса. На территории Красноярского края с 1991 года он охраняется как памятник природы.
Царский мост через Енисей
Первый железнодорожный мост через Енисей был самым длинным в Российской империи - 907 метров и имел самый большой пролёт ферм - 144,5 метра.
Его построили в 1899 году, всего за четыре года - в рекордные даже по современным меркам сроки. Руководил работой инженер Е. К. Кнорре, автором проекта стал профессор Императорского московского технического училища Л. Д. Проскуряков.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже красноярский железнодорожный мост был удостоен Гран-при и золотой медали "За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение".
Мост упоминается и в книге "Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времён и народов", изданном в 1991 году в США,- в разделе "Россия", наряду с Кремлём и Петродворцом.
В 1930-е годы, когда для повышения пропускной способности Транссибирской магистрали укладывали второй путь, рядом с этим мостом был сооружён ещё один, конструктивно подобный. В 1990-е годы началось строительство третьего моста, рядом с существующими. Предполагалось, что после ввода его в эксплуатацию первый - дореволюционный - может быть демонтирован.
Несмотря на протесты защитников памятников истории и культуры, в 2002 году началась разборка моста. Он был сдан на металлолом 7 августа 2007 года.
Кстати, в сборник ЮНЕСКО "Мостостроение мира" включены два красноярских моста: Коммунальный мост - за уникальную технологию монтажа железобетонных полуарок весом 1 560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролёте и Октябрьский мост - за самый большой судоходный пролет рекордной длины — 200,2 метра.
Сергей Орловский
14:31, вчера
И вопрос - не описка ли про "рекордный балочный пролёт высотой 200,2 метра"? Нет такой высоты у моста. Может, это НКК сочинил, но на деле метров 30 - 40 высота.
Сергей Орловский
15:48, вчера
Вопрос: почему статья анонимная? И далее - Крутовский В. М. погиб в тюрьме НКВД в 1937-м, а не умер в 1945-м. И упомянутые большевики не погибли в суровом северном краю, а были растерзаны жителями города за то, что решили расстрелять ВСЕХ бывших офицеров и грамотных людей, часть их спас Колчак, а организаторов убил народ. Читайте документальную повесть Замятина "Щепка".
Сергей Орловский
22:46, вчера
Ещё один ЛЯП в статье- Написано "Один из видных ссыльных - публицист, общественный деятель, уроженец Енисейской губернии Владимир Михайлович Крутовский (1856-1938). Он был арестован по делу народовольцев и выслан под надзор в Красноярск".
К народовольцам он отношения не имел, родился в семье золотопромышленников Енисейского округа Енисейской губернии на прииске Успенском. 30 лет он избирался гласным городской думы, Много сделал для здравоохранения края. В 83 года его забрали в тюрьму, он был беспомощный, слепой, там в камере и помер через неделю . Похоронили его тайком на Николаевском кладбище, чтобы власти не надругались над могилой (Источник - "100 знаменитых Красноярцев", стр. 83-87)