Пока я помню - я живу

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

08.03.2023 10:09
0

Читать все комментарии

2933

Песню с таким названием на слова Роберта Рождественского с музыкой Арно Бабаджаняна когда-то исполнял Муслим Магомаев. А однажды писатель Константин Паустовский написал:

"Давно известно, что прелесть жизни не только в ожидании будущего и в настоящем, но отчасти и в воспоминаниях. Часто воспоминание сродни выдумке, творчеству. Кто из нас, вспоминая, не придаёт пережитому черты несбывшегося? Кто, вспоминая, не оставляет в памяти только сущность пережитого?"

Я часто погружаюсь в воспоминания, особенно когда доводится смотреть спектакли, которые разочаровывают, заставляя страдать от дурного вкуса, отсутствия высоких помыслов, да и просто от нехватки элементарного ремесла. И мои мысли летят к вершинам театрального дела, с которыми я имела счастье встретиться в Красноярске в пору расцвета его театров и в моменты лучших проявлений творцов Мельпомены.

Это и рождение ТЮЗа, и разные эпохи его великолепных режиссёров и актёров. И театр имени Пушкина, хранящий в тайных уголках своей истории потрясающие премьеры талантливейших мыслителей и величайших исполнителей их идей. И театр музыкальной комедии с её азартными режиссёрами и дирижёрами, чьи лихие задумки воплощали в жизнь незабываемые солисты, восхищая публику мощной энергией и сногсшибательным обаянием. И самое позднее дитя красноярской Мельпомены - театр оперы и балета, подаривший зрителям и красоту уникальных голосов, и чудеса движения тел, говорящих о смелости и предательстве, любви, смерти и великом счастье жизни. И, конечно же, самый старейший из театров Красноярска - театр кукол, которому 18 октября этого года исполняется 85 лет.

Сегодня мне захотелось остановиться на одном из этих столпов - Красноярском театре имени Пушкина и поздравить его с днём рождения, который прошёл 17 февраля. Лучше поздно, чем никогда, не правда ли? А всё дело в том, что я вдруг обнаружила на его сайте данные о двух днях рождения, связанных с постройкой зданий. Вот они:

"Первое театральное здание в Красноярске было построено в 1874 году на Староострожной площади. Оно было детищем промышленников-меценатов А. П. Кузнецова и А. С. Щеголева. В нём ставились любительские спектакли, играли заезжие артисты, а 1875 году в театре начала работать первая профессиональная труппа, основанная антрепренёром А. Н. Егоровым. С этого момента и начинается история нашего театра.

В ночь с 15 на 16 октября 1898 года это здание сгорело, а Староострожную площадь ещё долго называли Театральной.

В 1902 году на пожертвования горожан было построено новое здание - Пушкинский Народный дом. Он строился всем миром: крупные промышленники и купечество, служащие, общества врачей и учителей вносили свою лепту в строительство театрального дома.

Городской голова Николай Александрович Шепетковский возглавил специальную комиссию для организации строительства нового дома-театра. Николай Александрович был хорошо известен красноярцам как народный просветитель. Эту деятельность он считал главной в своей жизни. Именно при его активном участии было построено здание, в котором мы сегодня служим. Фундамент и стены нашего дома оттуда, из XIX века.

В воскресенье, 17 февраля 1902 года, состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А. С. Пушкина.

Прошу историков театра, если таковые обнаружатся, понять и простить меня за неточности, которые бывают в воспоминаниях. А они, эти воспоминания, согласитесь, всегда очень избирательны.

Я хочу поделиться тем, что меня когда-то потрясало и восхищало на этой сцене. И, конечно же, влюбляло в режиссёров, актёров, художников и в ту великолепную идею, которую эти талантливые творцы, рождая её, со всей страстью передавали нам, зрителям, алчущим их творений.

Императоры выходят на подмостки

Вспоминаю своё потрясение от спектаклей, которые поставил в театре имени А. С. Пушкина главный режиссёр Сергей Черкасский. Сначала это была очень редко где идущая пьеса Шекспира "Мера за меру", где высветились сразу несколько актёров - Елена Привалихина, Эдуард Михненков, Яков Алленов.

Затем вышел на обозрение публики его спектакль "Императорский театр", поставленный по двум пьесам Бернарда Шоу - "Великая Екатерина" и "Избранник судьбы", где вновь прозвучали с ещё большей силой своего таланта те же персоналии. В роли же Екатерины II засверкали неповторимая мощь и обаяние Светланы Сорокиной, её фаворита, князя Потёмкина, блистательно воплотил в жизнь Владислав Жуковский, а драгунский капитан Эдстейстон в исполнении Александра Истратькова запомнился такой неистребимой серьёзностью и полным непониманием русских привычек и традиций, что заставлял зал валиться с кресел от хохота.

После премьеры я спросила Сергея Дмитриевича Черкасского, что послужило толчком для того, чтобы взять Бернарда Шоу,- интерес к драматургу или конкретные актёры, которые могут это сыграть?

- В голове у меня всегда как будто тасуются две колоды карт,- ответил он.- В одной крутятся артисты с их лицами, улыбками, голосами, движениями, а в другой - персонажи пьес, которые мне нравятся по самым разным причинам. И вдруг происходит нечто похожее на короткое замыкание: и пьеса тебе интересна, и ты представляешь, каким Потёмкиным может быть Владислав Жуковский, как Екатерину сыграет Светлана Сорокина, а Наполеона - Яков Алленов.

У Бернарда Шоу меня привлекла парадоксальность его фантазии. Он будто играет в кубик Рубика, который требует разгадки, умения найти ключ к человеческой психологии. Но парадоксальность Шоу и его раскрепощённая комедийная фантазия сочетаются с точным знанием истории. Я, прочтя изрядное количество исторических свидетельств,- дневники, мемуарную литературу эпохи Екатерины,- могу утверждать: Шоу берёт за основу только факты. А объединяет обе пьесы то, что обе они о власти. И, по мнению Шоу, власть - это всегда лицедейство. Тот, кто правит, должен быть хорошим актёром и режиссёром одновременно.

* * *

Удивительным открытием для меня стал в этом спектакле Александр Истратьков. И не только благодаря своему артистическому дарованию, но и тому аналитическому уму, который, мне кажется, даёт ему возможность воплощать на сцене самые разные роли - и комедийные, и драматические, и трагические. А ещё и бесспорное право преподавать студентам театрального вуза, обучая их тайнам актёрского мастерства, которые можно постичь лишь годами упорного труда и наблюдений. Я спросила тогда, как ему удаётся выдерживать такой серьёз при невероятно комедийной ситуации?

- На самом деле любая смешная ситуация возникает в результате глубокого серьёза,- улыбнулся он.- Только тогда и смешно. А когда человек рассказывает анекдот и сам в этот момент смеётся, мы тоже смеёмся, но над ним. Над тем, какой он глупый. Настоящие рассказчики анекдотов - люди серьёзные.

Что такое юмор и когда возникает смех? Есть юмор физиологический: когда человек падает и, слава Богу, не насмерть, а люди смеются. То есть сначала возникает стресс, потом - разрядка: слава Богу, всё закончилось. Ведь та же ситуация может оказаться трагической. Мне кажется, самое важное качество для человека с юмором - чувство меры. Когда человек понимает грань между серьёзным и смешным и, отстранившись, может переосмыслить ситуацию под другим углом зрения.

Бернард Шоу всегда был для меня закрытым автором. Его природу юмора понять трудно, почти невозможно. Эти его пьесы - анекдот, но анекдот, пытающийся проанализировать загадочную русскую душу. Хорошая попытка, но неудачная: русскую душу понять невозможно. Хотя Шоу всё-таки задал вопросы и попытался что-то понять. Но финал-то у нас трагический. Несмотря на весь юмор, присущий этому спектаклю.

Там хорошо, где нас нет!

Режиссёр Владимир Гурфинкель запомнился надолго, если не навсегда, красноярским зрителям своим спектаклем по пьесе Григория Горина "Поминальная молитва". Этот спектакль надо было видеть и наслаждаться - и тем, какая атмосфера рождалась на сцене, неизменно переливаясь в зал, и тем, сколько любви и радости давали все без исключения актёры, игравшие и евреев, и русских, живших как добрые соседи, но вынужденные принимать решения не те, что велели им сердца.

Народный артист Валерий Дьяконов, игравший главную роль - Тевье-молочника, был просто неотразим, как, мне кажется, ни в какой до этого роли. Я смотрела этот спектакль в Ленкоме и нашла, что наш, красноярский, был и теплее, и поэтичнее, и добрее, чем столичный.

Удивительно тонкий, поэтичный и тревожный спектакль создал однажды в театре Пушкина режиссёр Григорий Козлов, поставив чеховский "Вишнёвый сад", в котором сыграли Владислав Жуковский, Яков Алленов, Эдуард и Людмила Михненковы и ещё многие актёры, вдохнувшие сегодняшнюю жизнь в текст автора-пророка. И тут вдруг всё совпало - желание любви и покоя, страх перед будущим и тайны грядущих перемен...

А какой был замечательно виртуозный спектакль "Генералы в юбках" Жана Ануя в постановке режиссёра Николая Хомякова! Весь актёрский состав был настолько превосходен, что я смотрела это роскошное действо восемь с половиной раз. До тех пор, пока главную героиню исполняла Ирина Ежлева.

"О, какая милашка!" - восклицал главный герой при виде появившейся перед ним новой горничной. И сколько же раз бывало, что персонажи той или иной пьесы пели дифирамбы красоте своих возлюбленных, в то время как зрители пытались мучительно дофантазировать желаемые и столь дефицитные женские прелести.

Горничная же в исполнении Ирины Ежлевой вызывала восторг не только у Леона да Сен-Пе, но и у сидящих в зрительном зале. Изящная длинноногая фигурка в ярких шерстяных полосатых гольфах и красной то ли майке без лямок, то ли невероятно короткой тунике, огромные глаза, которые подчёркивала белая маска-грим, сочные губы, роскошные, цвета спелой ржи, волосы,- такой представало перед нами это чудное создание.

Её голос, в котором было что-то нежное и призывное, похожий на воркование экзотической птицы, завораживал с первых же звуков. В неё просто невозможно было не влюбиться, ибо вместе с ней на сцене появлялась сама женственность. Куда исчезла потом эта актриса из Красноярска, сыграв пару-тройку спектаклей в театре Пушкина, мне до сих пор неведомо.

Огромную роль в этом спектакле сыграли декорации художника Александра Баженова. Один только задник, который поднимался внутрь сцены, откуда, как из гигантского чрева, выходили цепью, взявших за руки, актёры с лицами, окрашенными белым гримом, как будто они были в масках, настолько впечатлял, что, начиная с него, всё шло на одном дыхании, держа зрителей в напряжении.

Художник - это половина успеха

Театральный художник Александр Николаевич Баженов, лауреат Государственной премии РСФСР, ушедший в конце прошлого года из жизни, был по рождению красноярец. Какое-то время жил в Ленинграде. Был главным художником в Красноярском театре имени А. С. Пушкина, потом - в Музыкальном театре. Было время, когда он очень много ездил по стране. Побывал на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, на юге и в средней полосе России.

Дома его всегда окружали книги - по теории драмы, режиссуре, истории театра, эстетике, истории костюма, архитектуре, живописи. Всему тому, что может быть сделано руками человека: головные уборы, утварь, одежда, ковры.

Время от времени он с головой уходил в изучение искусства разных эпох. Несколько лет было посвящено Возрождению, потом вдруг ему открылись французы - галантный XVIII век, импрессионисты, постимпрессионисты, новые направления, рождавшиеся во Франции. И где-то глубоко в душе жила любовь к России, её сдержанной одухотворённой красоте.

Многое в его увлечениях было продиктовано встречами с разными людьми - режиссёрами, архитекторами, художниками. В спорах появлялись новые идеи, а за ними поиски, сомнения и... новые открытия. И в бурном потоке жизни внезапно возникали мгновения тишины и покоя, когда можно было неспешно листать альбомы с сыном или слушать, как он читает что-то в сумерках, когда ещё не ночь, но уже и не вечер. Эти часы редки, но потому и необычайно для него дороги.

Дороги и нечастые встречи с друзьями, и чтение любимых книг, да и просто раздумье в одиночестве. Иначе, если бы этого вдруг не стало, художник при его напряжённом и кропотливом труде напоминал бы белку в колесе. И тогда исчезло бы творчество.

Он любил театр и то сценическое пространство, которое нуждалось в его мысли и тех причудливых картинах, что рождала его фантазия. Делал всегда много вариантов оформления. Иногда без всякого заказа, а к своему воображаемому спектаклю, когда никто не сковывал его поиск, его видение материалов. Так создалась целая серия эскизов к "Хованщине" М. Мусоргского. "Борису Годунову" А. Пушкина, пьесам Ж. Ануя...

Он не воспринимал слепящего солнца, которое всё размывает, убивая милые его сердцу полутона, те еле заметные переходы от одного оттенка к другому, которые и создают прелесть волнующей цветовой гаммы. "Наверное, потому, что я северный человек",- с улыбкой пытался объяснить он это своё пристрастие к "межпаузью" во временах года, когда так ждёшь конца весны и начала лета или конца лета и начала осени. Именно в их переходных состояниях была так необычайно богата любимая им палитра в природе.

Они все такие разные

Какое великолепие - этот мир театра, где возможно всё и даже больше, благодаря фантазии и таланту преданных своему делу людей. Я сегодня назвала лишь немногих из них. И каждый из них достоин отдельной статьи или книги.

Значит, есть причина встретиться и с воспоминаниями, и с самими творцами, одни из которых рождают идеи и придумывают спектакли, другие выходят на сцену, чтобы воплотить эти идеи в жизнь и порадовать зрителей красотой вымысла, подняв на высоту своих творений.

Наверное, стоит вспомнить и тех, кто ушёл от нас, оставив в наших сердцах искру своего таланта и любви. Это Николай Прозоров, Альбина Прибавочная, Николай Бухонов, Константин Вощиков, Николай Тяк и многие другие.

А закончить сегодняшний экскурс в мир Красноярского театра имени Пушкина мне хотелось бы пожеланиями, которые когда-то по моей просьбе высказал своим зрителям Александр Истратьков и которые сегодня на редкость современны:

- Я хочу пожелать нашим замечательным зрителям, чтобы они чаще ходили в театр. Не буду говорить, зачем и почему. Думаю, что все меня поймут правильно. Сегодня время, когда нужно очищать душу. Это можно делать или в церкви, или в театре. Сейчас очень много лжи вокруг. А театр лгать не позволяет. Ложь в театре - это не успех, понимаете?!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры