Фильмы боготольца Виктора Трегубовича не забудут никогда
30 ноября режиссёру, сценаристу, лауреату Государственной премии РСФСР, народному артисту РСФСР Виктору Ивановичу Трегубовичу исполнилось бы 85 лет.
К сожалению, его нет с нами уже 28 лет. Однако талантливого кинематографиста помнят. Не только знакомое с его фильмами старшее поколение, и не только на боготольской земле, но и в разных уголках нашей страны - юные последователи его деятельности.
Дело в том, что с лёгкой руки начальника районного отдела культуры, в ту пору - Марины Геннадьевны Коноваленковой, в Боготоле стали проводить фестиваль детского и молодёжного экранного творчества имени В. И. Трегубовича. Теперь у него статус краевого.
В течение 12 лет юноши и девушки ежегодно собираются на родине Виктора Ивановича (есть ребята, присылающие свои работы издалека) и демонстрируют свои достижения при создании фильма, в разных номинациях. Несомненно, они многое узнают и от приезжающих на форум актёров и коллег режиссёра, и от земляков, знавших и помнящих его.
Словом, детская мечта Виктора - делать кино - становится не только занятием для молодёжи, но и путеводной звездой в жизни.
А феноменом Трегубовича является не только упорство в достижении поставленной в детстве цели, но и колоссальная работа над собой.
Виктор Иванович был одним из самых образованных людей России, иначе ему не под силу было бы поставить такие фильмы, как "Старые стены", "Даурия", "Магистраль", "На войне как на войне"... Сыграло роль не только самообразование - он много читал, и у него в Ленинграде была самая большая, как говорят, библиотека, не ради собирательства.
Наверное, правильнее было бы обратиться к истокам. Ведь недаром многие из тех, кто был рядом в работе, задавались вопросом: откуда у мальчика из глухой сибирской деревни Юрьевки с улицы со звучным названием Сахалин обширные знания жизни, высокий интеллект и силы на осуществление своей мечты?
Думаю, что ответ недалеко. Тайна кроется не за семью печатями, она на виду. И именно - в семье.
На небольшой улочке Сахалин сохранилось родовое гнездо, дом, на котором теперь помещена мемориальная доска. В нём родились все пятеро детей: Михаил, Надежда, Елена, Виктор и уже после войны - Александр. В отличие от многих многодетных юрьевских семей (знаю об этом не понаслышке, жила там более 10 лет, но приехала вскоре после отъезда Трегубовичей на Кордон), четверо получили высшее образование, лишь у Елены среднее техническое, что было редкостью. И все заняли высокое положение в обществе.
По воспоминаниям Надежды Ивановны Душкиной-Трегубович, мамаша - так звали мать Екатерину Григорьевну - всех детей любила до самозабвения и в тяжёлые военные годы, когда папаша - Иван Степанович - был на фронте, а домой он вернулся в 1946 году, учила старших в городе в школе N 38.
И когда Миша после 7-го класса захотел трудиться в колхозе, по совету директора школы В. М. Богоявленского он всё же продолжил обучение, а после в Омске окончил автодорожный институт. Спустя несколько лет, когда Михаил уже был инженером и имел семью, он утонул в Чулыме. Мамаша после трагедии так и не оправилась. Она всех любила безмерно.
Несчастье произошло и с маленькой Леной, травмировавшей ручку. Врач сказал, что, видимо, предстоит ампутация. Мамаша категорически отказалась от этого и решила в городе лечить девочку. Для этого устроилась в РКШ, где шла подготовка кадров. В результате и дочку вылечила, была рядом с ней, и после сама стала заведующей фермой в Юрьевке.
Вообще Екатерина Григорьевна была грамотной для того времени. Их семья переехала из Москвы, где её отец Григорий Тронин трудился в дипломатическом ведомстве, участвовал в подготовке документов для заключения Брест-Литовского мирного договора в 1918 году. Вскоре он умер, и жена с детьми, чтобы выжить, отправилась в Тузлуки, где жил брат мужа. Это рядом с Боготолом.
Наверное, то воспитание и образование, которые Катя получила в столице, и неосуществлённое желание учиться дальше выразились в её стремлении непременно дать всё своим детям. Всё, что в её силах.
Когда семья Трегубовичей во главе с папашей Иваном Степановичем, лесником, перебралась на Кордон, Виктор стал учиться в городской школе N 38. Отец наведывался туда, но сына не заставал. Он пропадал или в драмкружке у Елизаветы Альфредовны Альфредовой, или в библиотеке Дворца культуры железнодорожников.
Постояв перед высоким зданием и почесав затылок, папаша, припадая на раненую ногу, шёл к подводе, чтобы доложить по приезде домой жене, что с сыном всё в порядке.
Виктор не по годам много знал о жизни, был начитан. И не сразу после школы ему удалось поехать на учёбу в Москву. Погиб старший брат. Семья тяжело пережила это событие. Однако, отслужив три года в армии и поработав немного, он направился во ВГИК.
Ему повезло, но к зачислению, пройдя все барьеры, пришли 20 человек, а принять надо было 10. Однако профессор ВГИКа, руководитель творческой мастерской М. И. Ромм неожиданно выбрал Трегубовича, хотя другие члены комиссии сомневались, что сибиряку удастся "потянуть" учёбу материально.
Ромм, только что выпустивший В. М. Шукшина, настоял на своём. Между прочим, два сибирских парня жили в общежитии в одной комнате, поскольку у работавшего на "Мосфильме" Шукшина жилья в столице не было.
Взяв к себе Виктора Трегубовича, М. И. Ромм не пожалел. Студент отлично учился, за год до окончания вуза поставил фильм "Прошлым летом", который стал его дипломной работой, и на год раньше и с красным дипломом покинул институт, получив назначение на "Ленфильм".
Первой удачей у него был кинофильм "На войне как на войне", где Трегубович был и автором сценария, и режиссёром. До сих пор в победные майские дни картину показывают на первом или втором каналах российского телевидения.
Через три года на экраны вышел кинофильм "Даурия", и снова Виктор Иванович - и сценарист, и режиссёр. Получилось прекрасное кино, и автор должен был быть достойно отмечен за это. Однако в Политбюро ЦК КПСС кому-то не понравились казаки. Но народ-то хорошо принял историческую правду.
Интересные воспоминания о фильме "Старые стены" были недавно в телепередаче "Судьба человека". Константин Купервейс, один из мужей Людмилы Гурченко, которую, кстати, В. И. Трегубович вывел из забвения, пригласив на главную роль, рассказал, что после выхода картины на экран к ним заявилась ткачиха из Иванова. Она привезла с собой картофеля и овощей и просила Людмилу Марковну возглавить ткацкую фабрику.
Это как близко к жизни надо было приблизить картину, чтобы зрители поверили в действо. Знание жизни во всех её ракурсах позволило Виктору Ивановичу показать реальное положение вещей, пусть и слегка приукрашенное.
Драматически складывалась ситуация с фильмом "Магистраль", когда начальник Красноярской железной дороги Г. М. Фадеев при премьерном просмотре не выдержал и покинул кинозал. А вот в министерстве путей сообщения режиссёра поблагодарили и присвоили звание "Почётный железнодорожник".
Сегодня, с позиции тех далёких лет, Виктор Иванович видится глыбой, и не потому, что он был большой во всех смыслах - и физически, и как мастер. И с годами он не забудется. Его ленты будут радовать зрителей.
Вот и накануне юбилея работники боготольского Дома культуры имени В. И. Трегубовича перевели кинофильм "Трижды о любви" в широкий формат и покажут его 27 ноября.
Светлана ХОХЛОВА.
Боготол.
Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно - подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!