К 90-летию Красноярского кря: сибирский характер ковался и в труде, и в бою
Продолжаем публикацию материалов об истории и современности Красноярского края, который 7 декабря отметит 90-летие со дня своего образования.
Подвиг на фронте и в тылу
Дивизии, сформированные в Красноярском крае, участвовали во всех крупнейших сражениях Великой Отечественной войны, они вступили в схватку с врагом с первых дней боевых действий и дошли до самого Берлина.
За годы войны на территории Красноярского края было сформировано, обучено и отправлено на фронт более 30 воинских соединений и отдельных специальных частей: 14 стрелковых дивизий, 7 бригад, 4 артиллерийских полка, 8 авиаполков, женский 133-й батальон линейной связи, 3 отдельных комсомольско-молодёжных батальона.
Всего из Красноярского края была призвана одна четвёртая часть всего населения. Наши земляки сражались на всех фронтах, во всех действующих армиях и во всех родах войск.
Более 200 красноярцев стали Героями Советского Союза, 55 - полными кавалерами ордена Славы.
С началом войны, в 1941 году, в Красноярск были эвакуированы 22 промышленных предприятия. В город прибыли в общей сложности 620 эшелонов с грузами - более 31 тысячи вагонов.
Одним из первых в Красноярск перевезли завод "Красный Профинтерн" (позднее - "Сибтяжмаш") из города Бежицы Брянской области. Его продукцией на красноярской площадке стали гранаты, артиллерийские снаряды, миномёты. В сентябре 1943 года на заводе был выпущен первый магистральный паровоз серии "Серго Орджоникидзе" (СО). Такой же вёз советскую делегацию во главе со Сталиным на Потсдамскую конференцию летом 1945 года.
На базе завода "Красмаш" был восстановлен завод № 4 имени К. Е. Ворошилова, эвакуированный из Коломны, а также частично размещено оборудование заводов Ленинграда, Сталинграда, Калуги. Из Красноярска завод отправил на фронт 26 тысяч пушек различных систем, более 5 тысяч миномётов, 220 тысяч крупных авиабомб, 3 500 морских мин.
В августе 1941 года в Красноярск перебазировали ленинградский завод N 327 "Наркомэлектропрома" (после войны - Красноярский радиотехнический завод). За годы войны он отправил на фронт 24 043 самолётных переговорных устройства.
Красноярский паровозовагоноремонтный завод выпускал 82-мм миномёты, корпуса 122-мм снарядов, ремонтировал паровозы серии "ФД". Из цехов ПВРЗ выходили санитарные вагоны для перевозки раненых, вагоны-мастерские, бронепоезда.
Значительная часть эвакуированных объектов осталась в Сибири. Конечно, происходила реэвакуция населения на запад, но встречным потоком возвращались и демобилизованные участники Великой Отечественной войны. В тот же Красноярск, например, к 1948 году вернулись более 80 тысяч фронтовиков.
20 мая 2021 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении Красноярску почётного звания "Город трудовой доблести". 15 ноября 2022 года такое же звание получил Норильск - за значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, а также за проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.
Секретная воздушная трасса
Собравшись в полёт, оставь на земле сомнения. Ты ведёшь самолёт, но он несёт тебя. Знай и люби его, как любишь жизнь.
Илья МАЗУРУК,
руководитель Алсиба.
В годы Великой Отечественной войны Красноярский край стал важнейшим, ключевым транспортным узлом, через который с осени 1942-го до августа 1945 года из США на советско-германский фронт по программе ленд-лиза шла авиационная техника - истребители, бомбардировщики и транспортные самолёты.
Трасса Аляска - Сибирь имела огромное значение для фронта. Эта воздушная дорога использовалась для поставки военной техники, для перевозки международных пассажиров, почты, ценных грузов.
Работа секретной воздушной трассы Красноярск - Уэлькаль (Аляска - Сибирь) началась 6 октября 1942 года, когда из города Фербенкса (Аляска) вылетела первая группа истребителей Р-40 "Киттихаук". На красноярском аэродроме первые самолёты Алсиба приземлились 16 ноября 1942 года.
В Красноярске воздушные суда проходили технический осмотр, ремонтировались и передавались в 45-й запасной бомбардировочный авиаполк ВВС Сибирского военного округа (с 6 июня 1943 года - 9-й перегоночный авиаполк). В задачи полка входило переучивание лётного и технического персонала маршевых полков ВВС на импортную технику и перегонка самолётов на Запад. Бомбардировщики доставлялись по воздуху, а истребители, в частично разобранном виде,- на железнодорожных платформах.
В наследство от Алсиба Красноярску остался усовершенствованный аэропорт с квалифицированным штатом, развитая сеть освоенных маршрутов, тренировочные самолёты. Опыт Алсиба стал основой для развития воздушного транспорта на территории Сибири после войны.
На здании "Авиадома" по адресу: Красноярск, улица Вавилова, 35 по инициативе учащихся красноярского лицея № 11 установлена мемориальная доска в память о лётчиках и техническом персонале Алсиба. Это первое каменное здание Кировского района, которое строилось как гостиница для полярных лётчиков.
Самый восточный бой 1942 года
"Всем! Всем! Всем! Для сведения командиров кораблей, находящихся в Карском море. В районе побережья Харитона Лаптева появился крейсер противника!"
Последняя радиограмма с "Александра Сибирякова".
Остров Диксон на севере Красноярского края - единственное место за Уралом, где шли сражения Великой Отечественной войны.
Нацистская операция по парализации движения на Северном морском пути, по которому шло снабжение Советской армии, получила название Wunderland - "Страна чудес".
Летом 1942 года в Карское море тайно был направлен немецкий крейсер "Адмирал Шеер". Перед ним стояла задача обнаружить и затопить морской конвой, сопровождающий на фронт стратегические грузы, захватить и разбить порты Северного морского пути.
25 августа нацистский крейсер встретил возле острова Белуха советский ледокольный пароход "Александр Сибиряков", перевозивший из Диксона на полярную станцию Северной Земли людей, горючее и провиант. "Адмирал Шеер" потопил ледокол и тайно двинулся к острову Диксон, рассчитывая застать защитников врасплох и смести оборону первым же ударом.
Немцы не знали, что на батареях Диксона весь вечер 26 августа шла подготовка к появлению кораблей противника: благодаря последней радиограмме с затонувшего "Сибирякова" информация о немецком рейдере была разослана по всем военным базам, на все суда, находившиеся в Арктике.
27 августа в 1 час 5 минут часовой заметил тёмный силуэт немецкого корабля. Началась оборона Диксона, в которой приняло участие всё население острова. Немцы вывели из строя сторожевой корабль СКР-19 (ранее носивший имя "Дежнёв") и "Революционер", нанесли удар по порту Диксон и радиоцентру, обстреляли рабочий посёлок. Выпустив ещё около 80 снарядов, рейдер прекратил огонь.
Эффект внезапности, на который делало ставку немецкое командование, не сработал. Высадить десант и разгромить остров также не удалось: артиллерийская батарея N 569 вела по врагу прицельный огонь. Более того, на охоту за вражеским кораблём вот-вот готовились отправиться советские самолёты и подводные лодки. "Адмирал Шеер", потерпев поражение, ушёл на северо-запад.
Именами семерых погибших защитников Диксона названы острова в Северном Ледовитом океане: Бочурко, Элимелаха, Дунаева, Никифоренко, Иванова, Матвеева, Прошина, Вавилова.
В центре ударных строек
В 1950-1960-е годы Красноярский край по количеству Всесоюзных ударных комсомольских строек уступал только Украине.
Ударной комсомольской стройкой объявлялся важнейший для народного хозяйства объект, шефство над которым брал на себя Ленинский комсомол.
По комсомольским путёвкам в далёкую Сибирь на объекты народного хозяйства тысячами отправлялись добровольцы - юноши и девушки. В наследство от тех времён краю остались заводы, фабрики, ГЭС, железные дороги, города.
В тяжёлые послевоенные годы ударный труд комсомольцев позволил в считанные десятилетия восстановить народное хозяйство, а затем совершить немыслимый экономический рывок, стал символом подъёма страны, её побед.
На территории Красноярского края действовали 10 Всесоюзных ударных комсомольских строек, в том числе Красноярский алюминиевый завод (КрАЗ), Норильский горно-металлургический комбинат, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК), Красноярская, Саяно-Шушенская и Богучанская ГЭС, Красноярский завод тяжёлых экскаваторов.
В апреле 1958 года состоялся XIII съезд ВЛКСМ, объявивший Всесоюзной ударной комсомольской стройкой железную дорогу Абакан - Тайшет, соединившую Восточную Сибирь с Кузбассом.
На стройку прибыли более 35 тысяч комсомольцев-добровольцев. Было проложено 650 километров рельсов и шпал, построено 3 высоких виадука через пропасти, 258 мостов и мостиков через реки, пробито в горах 9 тоннелей общей длиной более 10 километров. Всего выполнено 37 миллионов кубометров земельных и 11 миллионов кубометров скальных работ.
За самоотверженный труд 745 строителей "трассы мужества" были награждены орденами и медалями. Сегодня эта магистраль играет важную связующую роль в жизни Восточной и Западной Сибири. По ней перевозят лес, уголь, ходят пассажирские поезда.
В 1963 году в Красноярске состоялся слёт молодых строителей Сибири и Дальнего Востока, почётным гостем которого стал первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
9 655 молодых рабочих направил ВЛКСМ на ударные комсомольские стройки Красноярского края в одной только десятой пятилетке (1976-1980 годы).
* * *
23 октября 1956 года Красноярский край был награждён орденом Ленина за освоение целинных земель.
2 декабря 1970 года Красноярский край был награждён вторым орденом Ленина за достижения в области промышленности, а также за развитие в области сельского хозяйства, развитие культуры в годы 8-й пятилетки (1966-1970), которая оказалась самой результативной за весь период существования края.
5 декабря 1984 года Красноярский край награждён орденом Октябрьской революции за большие заслуги трудящихся края в революционном движении, в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, их вклад в освоение природных богатств и развитие производительных сил Сибири.
Решили жить вместе
С 1 января 2007 года Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкия по результатам референдума объединились в новый субъект Российской Федерации - Красноярский край, ставший вторым по величине регионом России.
Напомним, что с образованием в 1934 году Красноярского края Таймырский автономный округ и Эвенкия были включены в его состав. Самостоятельными субъектами они стали после распада Советского Союза в соответствии с Федеративным договором от 31 марта 1992 года.
17 апреля 2005 прошли референдумы Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов по вопросу объединения регионов. В Красноярском крае "за" проголосовали 92,44 процента от числа принявших участие, в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе - 69,95 процента, в Эвенкийском автономном округе - 79,87 процента.
По данным Росстата, сегодня численность постоянного населения Красноярского края составляет 2 846 120 человек, три четверти из них проживают в городах. Плотность населения - 1,20 человека на квадратный километр. Около 80 процентов населения живут к югу от Ангары - на одной десятой территории края.
В крае образованы 17 городских округов и 44 муниципальных района, последние состоят из 27 городских и 487 сельских поселений.
Красноярский край - один из крупнейших промышленно-экономических центров России, регион, где на сегодняшний день сосредоточены ключевые потоки технологий и инвестиций.
С 2007 года реализуется федеральный проект комплексного развития Нижнего Приангарья. Его ядро - Богучанская гидроэлектростанция, Горевский ГОК, Васильевский золотодобывающий рудник, Кокуйский угольный разрез и другие крупные производства. В рамках проекта строятся социальные объекты, дороги, жилые дома, создаются новые рабочие места.
В 2018 году три региона - Красноярский край, республики Хакасия и Тыва - объединил комплексный инвестиционный проект экономического макрорегиона "Енисейская Сибирь". Проект поддержал президент России Владимир Путин. В марте 2019 года было подписано соответствующее распоряжение правительства Российской Федерации.
Дружная семья народов
В Красноярском крае можно встретить две трети народов от числа всех зарегистрированных на территории России. У нас проживают представители 159 национальностей. В этом смысле наш регион является эталонной моделью великой многонациональной страны.
Такое разнообразие - следствие сложных исторических и этнокультурных процессов. Сибирь издавна была местом вынужденной и добровольной миграции, большинство её жителей - потомки переселенцев, в том числе русские (представители титульной нации).
Известно, что к 1926 году русское население тогда ещё Енисейской губернии насчитывало 1 190 тысяч человек, на долю иных национальностей приходилось 185 тысяч. К этому времени в регионе уже было более 3 600 национальных селений.
К тому же 1926 году нерусское население Красноярского края насчитывало 185 тысяч человек, из них только треть - 62 тысячи - приходилась на коренные народы. К этому времени в регионе, без учёта Туруханского края, существовало более 3,6 тысячи национальных селений. Так, хакасы проживали в 434 улусах, 313 сёл, деревень и посёлков населяли белорусы, 119 - украинцы, 71 - татары, 33 - мордва, 26 - чуваши, 34 - народы Балтии.
Две трети национальных селений приходилось на долю хуторов, широко распространённых среди латышей и латгальцев, эстонцев, поляков, литовцев. В местах их компактного проживания стали создаваться национальные сельские советы, районы, Таймырский и Эвенкийский округа - в 1930 году, Хакасская автономная область - в 1930-м.
Ссылки и депортации 1930-1940-х годов привели к появлению на берегах Енисея десятков тысяч поляков, немцев, калмыков, латышей, эстонцев, литовцев, финнов и представителей других народов. В 1953 году в крае насчитывалось свыше 140 тысяч спецпоселенцев.
Давними жителями региона являются коренные народы российских республик (хакасы, тувинцы) и малочисленные северные народы (нганасаны, ненцы, кеты и другие). После распада СССР население устойчиво пополняется приезжими из стран СНГ.
На сегодняшний день в крае наблюдается несколько разнонаправленных тенденций. С одной стороны - всплеск самосознания, усиление этнической самоидентификации населения, стремление к сохранению традиционного уклада. С другой - ассимиляция культур, создание новых общих традиций и связей.
Но главный принцип добрососедских отношений народов края - взаимоуважение, толерантность и порядочность. Для Сибири не важно, откуда человек родом, на каком языке говорит, гораздо важнее - каков он в душе. Недаром во время переписи населения в графе "национальность" многие так и указывают: "сибиряк".
Живут на земле предков
На территории Красноярского края проживают 8 коренных малочисленных народов.
Это долганы, самый северный тюркоязычный народ мира; нганасаны, самый северный народ Евразии; ненцы, самый многочисленный среди малых народов России; кето, живущие только в Красноярском крае; селькупы (посёлок Фарково на реке Турухан - самый восточный в мире ареал расселения этого народа); чулымцы, проживающие в нижнем и среднем течении реки Чулым в Тюхтетском районе; эвенки, давшие название рекам, горам и озёрам края, а также целому муниципальному району; энцы, тундровые и лесные, которых в 2010 году в мире насчитывалось всего 227 человек, в том числе 221 - в Красноярском крае.
Эти народы живут на землях предков, сохраняют традиционный образ жизни, основанный на единстве человека и природы, занимаются исконными видами хозяйствования и промыслами, имеют богатую культуру, хранят национальные традиции и обычаи.
Основные занятия - оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Развит фольклор, обрядовое, танцевальное и прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером, резьба по оленьей кости.
Например, долганский художник Борис Николаевич Молчанов (1938-1993) заложил основы развития профессионального искусства Таймыра. Он был членом Союза художников СССР, стал Почётным гражданином Таймыра. Автор технологии создания картин, не имеющей аналогов в мире. Известные его работы - "Шаман", "Свет далёкой звезды", "Осенняя охота", "Обитель духов" и другие.
Из кожи, шерсти, замши, металла, костей, узелков, изношенного покрытия летних чумов Борис Николаевич создавал произведения, выразительно рассказывающие миру о своей суровой, бескрайней и удивительно красивой родине - таймырской земле.
Сергей Орловский
10.11.2024 13:15
Столько было трудов вложено, построено заводов, принесено пользы стране и народу. Но по чьей-то команде заводы были разрушены, оборудование в утиль и край "опустили", чтобы врагам на радость. Страшно и противно. Сейчас с колен пытаемся подняться, спасибо Путину, но слишком много внутри врагов, которые не дают это сделать.. Простой пример - газета "Красноярский рабочий". Как бьются властные уничтожить её. Дай Бог ей выжить.