Красноярский путешественник Владимир Черников раскрывает секреты трассы Абакан – Тайшет
«Над разработкой трудились учёные Императорского Русского географического общества»
Известный красноярский путешественник, активист Русского географического общества Владимир Черников занимается сейчас изучением истории строительства знаменитой железной дороги Абакан – Тайшет.
Как известно, это один из участков Южно-Сибирской магистрали (Южсиб), построенный в 1958 - 1965 годы и получивший неофициальное название "Трасса мужества". Это была ударная комсомольская стройка.
Самый трудный - центральный - участок дороги сооружали военные строители. Дорога пересекла несколько хребтов и белогорий Восточного Саяна, работы велись в экстремальных климатических условиях. Всего было возведено 258 мостов, три виадука и девять тоннелей. Для обрушения скального массива использовали сильнейший в отечественной истории неядерный взрыв.
«Здесь построен самый длинный в СССР тоннель и самый высокий виадук. И это первая в стране железная дорога, электрифицированная прямо во время строительства. О творцах магистрали снят художественный фильм, трасса воспета бардами и прославлена в литературе, строительство породило множество легенд. Но мало кто знает, что эту трассу спланировали ещё в 1906 - 1908 годы при активном участии археолога Ивана Савенкова, члена Красноярского подотдела Императорского Русского географического общества. А тот, в свою очередь, пользовался картами геолога Петра Кропоткина, тоже члена ИРГО. Документами об этом со мной поделились коллеги из Минусинского местного отделения Русского географического общества. За основу изыскатели взяли нахоженную Минусинскую скотопрогонную тропу. Между прочим, в Гражданскую войну именно по ней отступали партизаны Степно-Баджейской республики. Новая магистраль должна была пройти через горно-таёжные районы, ныне это Идринский, Манский, Партизанский и Саянский. А одна из станций планировалась в нынешнем райцентре Агинское. Изыскания продолжились в 1930 - 1960-х годах и от Агинского варианта отказались буквально перед началом строительства. Со слов старожилов, произошло это по инициативе председателей местных колхозов, - рассказывает Владимир Черников.
Сибирский исследователь продолжает изучение вариантов «Трассы мужества». В его планах организовать региональный туристический маршрут под интригующим названием «Дороги-призраки Абакан - Тайшета». Это будет необычное, незабываемое географическое путешествие во времени. Маршрут станет интересен и местным жителям как источник знаний о их малой родине, и как возможность оживить экономику удалённых районов.