Кто должен заботиться о подъездных путях к частным домам?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

19.03.2023 17:24
0

Читать все комментарии

3513

Решение Верховного суда РФ о том, кто должен обеспечивать гражданам беспрепятственный подъезд к их частному дому, можно смело назвать революционным, сообщает "РГ".

ВС кардинально пересмотрел вердикт местных судов по иску хозяйки дома к чиновникам, отвечающим за состояние дорог, ведущих к так называемому частному сектору. А главное - ответил на вопрос, который десятилетиями задавали себе собственники частных домов: кто должен содержать подъезды к их домовладениям - они сами или местные власти?

Вот главная мысль, которую высказал высокий суд: "Наличие входящего в улично-дорожную сеть населённого пункта подъездного пути и содержание его в надлежащем состоянии является одним из условий соблюдения прав и законных интересов собственника жилья".

В том числе и права собственника на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры, и доступ к нему экстренных служб.

До недавнего времени дело обстояло так: если дорога, у края которой стоит частный дом, имеет законную регистрацию, то её почистят от снега и приведут в порядок. Но если так называемый подъездной путь к частному сектору не зарегистрирован, то уход за ним - проблема местных жителей.

Но нашлась хозяйка частного дома, которая не согласилась с таким положением. И Верховный суд не просто встал на её сторону, но и объяснил, что закон в этом случае - также на стороне собственника. Но до такого решения ВС упорной гражданке пришлось пройти долгий и непростой путь.

А началось всё с того, что собственница участка и дома на нём написала заявление в орган местного самоуправления. Он просила включить дорогу около её дома в реестр муниципального имущества. А ещё - обеспечить подъезд к этой дороге, её ремонт, уборку и очистку от снега.

Гражданке чиновники отказали. Женщина отправилась в суд с теми же требованиями. Но суд встал на сторону чиновников. Апелляция с кассацией ничего менять не стали.

По мнению местных судов, проезд к дому гражданки "не подлежит включению в реестр муниципального имущества", а обязанность содержать проезд "в зоне индивидуальной застройки" возлагается на собственников домов. "Расчистка и содержание съездов с автодороги к частным домам осуществляется за счёт средств собственников жилья",- сказано в судебных решениях.

А ещё суды заявили, что такая дорога в реальности существует, но официально её нет. Говоря чиновничьим языком, дорога не приватизировалась, в муниципальную собственность не передавалась, а это говорит о том, что она - "бесхозяйный объект недвижимости".

То есть дорога не считается объектом капитального строительства, не вводилась в эксплуатацию законным образом, у неё нет технического паспорта, и вообще она "не отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам".

Но гражданка с отказами не согласилась и пошла дальше и выше - в Верховный суд. Там спор изучили и объяснили коллегам, в чём они были не правы.

Итак, в правилах благоустройства территории муниципального образования, где живёт женщина, сказано, что ответственность за организацию и уборку "улично-дорожной сети" возлагается на "балансодержателей и подрядные организации". К слову, то же самое сказано в подобных документах по всей стране.

Гражданка в суде заявила, что отказ чиновников привести в порядок подъезд к её дому и участку привёл к нарушению её прав, ведь проезд к её дому расположен на землях населённого пункта общего пользования. Почему-то эти доводы правовой оценки не получили, заявил Верховный суд.

Незаконными назвал ВС и выводы судов о том, что дорогу сочли бесхозяйным имуществом. Тут высокий суд напомнил статью 214 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что земля "и другие природные ресурсы", не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Напомнил ВС и про решение Конституционного суда (N 186-О от 11 февраля 2021 года). Там сказано о наличии на территории Российской Федерации значительного количества нераспределённой земли. И заявлено, что "несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации прав собственности... не означает, что публичное образование фактически отказалось от собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе участка. А отсутствие учёта не свидетельствует о том, что участок является бесхозяйным".

По мнению ВС, местные суды не дали правовой оценки тому обстоятельству, что орган местного самоуправления не исполнил свою обязанность - не включил проезд к дому гражданки в документы территориального планирования муниципального образования, не определил балансодержателя или подрядчика по содержанию проезда. А это "повлекло нарушение прав" нашей героини на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры и доступ к её дому экстренных служб.

Отказы гражданке в судах отменены, дело пересмотрят согласно разъяснениям Верховного суда.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры