Организатор пионерской работы. Редактор газеты "Красноярский рабочий"

17.05.2022 17:47
0 3786
Пионервожатая с 1923 года, член районного бюро юных пионеров Клавдия Громова

19 мая празднуется 100-летие со дня создания пионерской организации. В Енисейской губернии первые три отряда появились во втором горрайоне или в Николаевке - при железнодорожных мастерских. Но разворачиваться массовое пионерское движение начало с весны 1923 года.

На седьмой губконференции РКСМ в конце марта 1923 года была принята резолюция: "Организовать школу по подготовке инструкторов-комсомольцев в Красноярске количеством 40 человек. Вовлечь всех комсомольцев до 16 лет в детдвижение и начать работу в пролетарских районах".

Нужно иметь в виду, что в тот период в комсомоле состояли до 23 лет, и в составе комсомольских организаций было довольно много подростков. Именно из них и планировалось создать первые пионерские отряды.

Руководство пионердвижением возложили на политпросветотдел губкома РКСМ. 15 мая было создано губбюро юных пионеров. Председателем его был назначен заведующий политпросветотделом Иохим Юрлов, секретарём - Вениамин Симбуховский. Одновременно в двух районах города были созданы райбюро ЮП, в состав которых вошли руководители отрядов.

Одним из организаторов отряда первого горрайона (Центрального) была Клавдия Громова, которая в этом же году окончила железнодорожную школу. Ей было 16 лет.

Она родилась в селе Рыбном Енисейского уезда (ныне - Мотыгинский район). Затем семья переехала в Красноярск. В своих воспоминаниях Клавдия Михайловна писала, что её дед был сослан в Сибирь с Могилёвщины. Отец был участником Первой мировой войны, откуда вернулся контуженным, отравленным газами.

"Ютились мы тогда в подвальном помещении, куда редко заглядывало солнце, а в единственное окошко видели только ноги прохожих. Семья существовала на скудные заработки матери-прачки. Мало что изменилось, когда отцу удалось устроиться чернорабочим в Красноярские железнодорожные мастерские. Надежды на лучшее не было. Меня ожидала судьба моей матери - неграмотной, угнетённой тяжёлым трудом женщины. Всех нас спасла Октябрьская социалистическая революция".

Когда в Красноярске установилась советская власть, Клаве было 10 лет. Новым стало то, что мать начала посещать занятия ликбеза, её избрали делегаткой, то есть членом женского совета, а позднее - депутатом Красноярского городского Совета.

В железнодорожной семилетке в январе 1923 года Клаву приняли в комсомол и дали первое поручение - организацию пионерского отряда. Перед начальниками отрядов была поставлена задача формирования отрядов, и уже к концу мая они были созданы. Молодые руководители, в основном юноши и девушки из рабочих семей, не имевшие среднего, а тем более педагогического образования, сумели в течение лета наладить творческую работу среди детей и подростков.

Пионеры готовились к сдаче испытаний на разряды, изучали азбуку Морзе, ходили строем, устраивали праздники, принимали участие в городских праздниках, субботниках. Было много походов, концертов. Ребят учили выпускать газеты, вести дневники работы. Был организован первый пионерский лагерь, на который деньги собирали всем миром, а снаряжение, палатки и даже котёл позаимствовали в военном городке.

Но в процессе этой работе было ещё одно направление - поиск ответственных, талантливых организаторов детско-юношеской работы. Работа инструкторами отрядов должна была дать им опыт общественной деятельности, позволяла выявить молодёжь, способную работать с детьми, развивала у них коммуникативные качества, побуждала к самообразованию. Именно эта закалка помогла большинству из них состояться в жизни.

В августе 1923 года активную комсомолку отправили в составе делегации Енисейской губернии в Москву на открытие выставки сельского хозяйства и кустарной промышленности. Тогда она и представить не могла, что ей предстоит работать в столице. Но это будет потом, а после посещения выставки она выступала, рассказывая о своих впечатлениях, в трудовых коллективах и перед молодёжью.

Уже осенью 1923 года было решено провести курсы для молодых пионерработников, и в январе 1924 они были открыты, куда Клавдия была направлена. Во время обучения ребята узнали о смерти Ленина, собрали сбор и дали клятву о том, что "всю свою жизнь, все силы отдадут делу Ильича и доведут его дело до победного конца". Знакомство с биографиями этих девушек и юношей говорит о том, что они остались верны этой клятве.

Клавдию Громову после окончания курсов направили работать секретарём бюро юных пионеров в Хакасский уком РКСМ, а летом 1924 года - председателем бюро юных пионеров в Минусинский уезд. Нужно было искать помощников - вожатых отрядов. Как правило, они были производственниками.

Наряду с выявлением способных к работе с детьми комсомольцев Клавдия сама организовывала отряды в деревнях уезда. Сегодня трудно себе представить, как можно было приехать, а то и прийти пешком в незнакомую деревню, собрать комсомольцев, если они там были, убедить их в необходимости создать пионерский отряд. Ещё труднее было уговорить родителей, чтобы они разрешили детям посещать сборы, участвовать в пионерских делах. Клавдия писала:

"Отношение крестьян сразу было обострённое. Только что возникшие отряды вызывают среди крестьянства различные мнения: некоторые видят в пионерах будущих коммунистов-безбожников, как в Идринском районе, когда мальчик записался в отряд, а придя домой, нашёл дом закрытым. На стук услышал голос матери, которая говорила, что "записался в безбожники - иди к ним. Дома тебе места нет". Другие смотрят безразлично, а некоторые заинтересованно. Выступления пионеров на вечерах вызывает у крестьян одобрение. Некоторые не пускают в отряд девушек, потому что там дрыгают ногами. Хорошие отношения учителей к пионерам".

Несмотря на трудности, ей удалось создать в уезде несколько отрядов, в которые были зачислены 468 ребят. Секретарь Минусинского укома РЛКСМ Володин в конце 1924 года писал: "От бесформенной группы детей в 1923 году возникли пионерские отряды. Пройден первый этап начала детдвижения в уезде".

Весной 1925 года Клавдия вместе с комсомольцами решила организовать летний пионерский лагерь в Минусинске. Прежде всего она собрала родительское собрание, где рассказала о целях лагеря - "физическое оздоровление детей, приучение к коллективизму". Даже место предложила выбрать родителям: или около озера Тагарское, или около Сафьяновской заимки.

От родителей просила помощи только в снабжении продуктами питания. Однако родители высказали опасение, что "дети перетонут". В отчёте Клава с горечью писала, что эти родители "дома не следят за тем, где их ребёнок проводит время, может, он раз пять тонет в день".

Тем не менее часть родителей поддержала идею открытия лагеря, убеждая остальных, что "беспокоиться о купании ребят не следует. Ведь дома мы их бросаем, они купаются и под плотом, и за плотом". Части родителей было "страшно доверить ребят, ведь разница большая - воспитывать одного ребёнка или несколько десятков". Кое-кому показалось, что "расписание тяжёлое".

Постепенно все приходили к пониманию, что "в лагере дети привыкнут к порядку". Высказывали родители опасения о ночлеге: "Будут спать на топчанах или на полу - ведь климат у нас континентальный"; как будет организована связь с городом, будут ли лошади. В конце концов решили:

"Там будет врач. Мы отдаём детей в надёжные руки зорким коммунистическим глазам РКСМ и РКП. Необходимо организовать труд в лагере. Если уж доверять, так доверять до конца. Худого там ничего не дадут. А если и будут ошибки, так это дело в Минусинске новое, и ваши советы будут ценны".

Лагерь был открыт. Также интересно Клавдия провела международную детскую неделю в августе 1925 года. Только представить - 7 дней напряжённой работы, а сколько подготовки!

Первый день начался с демонстрации комсомольцев и пионеров. С песнями (а их надо разучить!) все пришли на Советскую площадь, выстроились в каре. Далее - выход знаменосцев впереди отрядов, парад под звуки марша. Горнист играет сигнал. Клавдия Громова даёт команду: "К торжественному обещанию будьте готовы". На что звучит ответ: "Всегда готовы!"

Торжественное обещание произносилось пионерами при салюте, исполнялся хором "Интернационал". Пионеры надевали косынки-галстуки. Далее - приветственные речи от общественных организаций. И в завершение пионеры шли церемониальным маршем перед жителями города, к ним присоединялись комсомольцы, коммунисты, члены профсоюза. Настоящая демонстрация.

А в следующие дни - факельное шествие, песни у костров, привлечение неорганизованных детей в отряды, общегородской вечер с постановкой пьесы, живой картиной, хором, вольными движениями, играми, фейерверком; экскурсии на природу вместе со взрослыми, отрядные праздники, детское кино.

И в последний день - пионерские сборы "Помощь детям Запада". Проведение лотереи. Конечно, такие мероприятия вызывали интерес не только у детей, но и у взрослых, и Клавдия пишет в отчёте об изменении взглядов некоторых крестьян: "Они ожидают чего-то лучшего в работе пионеров и посылают своих ребятишек, говоря: "Пусть идут, время требует".

Ответственную, инициативную девушку заметили, и в 1926 году Клавдия была выбрана членом Сибирского бюро юных пионеров, заместителем редактора сибирской пионерской газеты "Юный ленинец".

С тех пор судьба Клавдии Михайловны была связана с журналистикой. Это была крайне беспокойная, интересная, насыщенная жизнь. Там, куда её направлял комсомол, а затем и партия, она честно и добросовестно относилась к порученному делу.

В 1927 году её приняли в члены ВКП(б), и в этом же году направили ответственным секретарём газеты "Красноярский рабочий". Кстати, в одной из своих анкет она указывает, что в комсомоле состояла до 1935 года, будучи коммунистом. Это была довольно распространённая практика, которая обязывала к выполнению как комсомольских, так и партийных поручений.

С 1929 года Клавдия Громова - заместитель редактора газеты "Большая смена" в Новосибирске, в 1930 году - редактор газеты "Резервы" в Сталинграде, в 1931 году - редактор газеты "Молодой ленинец" в Саратове. Она не имела высшего образования, но работа побуждала к самообразованию. Её кругозор расширялся благодаря встречам с интересными людьми, участию в многочисленных совещаниях и мероприятиях.

Энергичную, любознательную, ответственную, в 1933 году её перевели в Москву и назначили заведующей КИМ-сектором в Международной ленинской школе - кадровом резерве Коминтерна. Школа была открыта в 1926 году для подготовки кадров Коммунистического Интернационала.

Клавдия Михайловна читала лекции о работе комсомола, организовывала экскурсии, встречи с ветеранами партии, бывшими политическими каторжанами, проводила дискуссии. Среди обучающихся были будущие лидеры партий и стран В. Гомулка, И. Тито, Э. Хонеккер, Э. Мильке, Н. Захариадис. В своих воспоминаниях она отмечала большое влияние на формирование своего мировоззрение таких людей, как Вильгельм Пик, Эрнст Тельман, Георгий Димитров, Адриен Лежен.

Произошли изменения и в личной жизни нашей героини. В 1931 году Клавдия Михайловна вышла замуж за Владимира Борисовича Голикова. Это был известный журналист: в 1929 году он возглавлял газету "Московский комсомолец", затем работал собственным корреспондентом газеты "Правда" в Иркутске, Иванове (1934-1935), Сталинграде (1936).

Вместе с ним переезжала жена, она работала в местных газетах. К примеру, в 1935 году была редактором "Восточно-сибирского комсомольца" в Иркутске, в 1936 году - заведующей отделом саратовской газеты "Коммунист".

Работе не мешало то, что она за это время родила троих детей. 1937 год изменил их жизнь. По воспоминаниям их сына, во время процесса над Генеральным секретарём ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым Владимиру Голикову нужно было выступить свидетелем обвинения, но он предпочёл покончить с собой.

Это был тяжелейший удар для Клавдии Михайловны. Она с детьми переехала к родным в Красноярск. Здесь работала ответственным секретарём газеты "Красноярский комсомолец". Это было сложное время внутрипартийной борьбы. В последующем в анкетах она писала: "В группировках не участвовала, колебаний не имела".

Осенью 1939 года её перевели на работу в Абакан - редактором газеты "Советская Хакассия". Имевшая опыт работы в газетах разных регионов, она сумела внести живую струю в работу коллектива редакции, обновить содержание газеты.

С началом войны в газете наряду со сводками Информбюро печаталось много материалов о тружениках тыла, письма с фронта. Клавдия Михайловна сама побывала в командировке в 1943 году на Карельском фронте, сделав отчёт на страницах газеты. В этом же году она опубликовала книгу "Комсомольцы и молодёжь Хакассии в боях за Родину".

В октябре 1943 года она была переведена редактором газеты "Красноярский рабочий", где проработала до конца 1944 года и была направлена на годичные курсы редакторов при ЦК ВКП(б) в Москву, по окончании которых стала собственным корреспондентом газеты "Правда" по Красноярскому краю.

В 1947 году она возглавила Красноярское книжное издательство. Ей было 40 лет. В этот же год она вышла замуж за фронтовика П. М. Тарасенко, который усыновил её детей.

С 1948 по 1950 год Клавдия Михайловна обучалась в двухгодичной Красноярской партшколе. В последующие годы заведовала сектором печати Красноярского крайкома КПСС, возглавляла городское управление культуры.

С 1957 года её творческая и профессиональная работа была связана с газетой "Советская Россия". Она была собственным корреспондентом этой газеты по Хабаровскому краю, Магаданской, а затем - Омской области. Исколесила Дальний Восток и Сибирь, писала интересные материалы о проблемах и людях.

По воспоминаниям сыновей и внуков, Клавдия Михайловна была убеждённым коммунистом. В последние годы жизни она вместе с мужем проживала в Томске, где сначала учились, а затем работали её дети. Все они стали известными учёными, специалистами в области автоматизированной системы управления хозяйством. Феликс и Владимир Тарасенко стали докторами технических наук, профессорами.

Умерла Клавдия Михайловна в 1987 году.

Работа с пионерами дала старт творческой, беспокойной, трудной, но плодотворной жизни этой женщины. Так распорядилась судьба, что она дважды приходила на работу в нашу краевую газету, сначала совсем молодой, двадцатилетней девушкой, а затем - в суровые годы войны - опытным, закалённым журналистом, настоящим политбойцом.

Как и большинство тех первых организаторов пионерских отрядов, она стала известным человеком, воплотившим свои юношеские мечты в практические дела. Юности этого поколения пионерработников можно только позавидовать: они были искренними, их слова не расходились с делами, они честно служили Родине, были верны клятве, данной ими в 1924 году.

Красноярск.

Автор:

Валентина Бибикова