России предрекают аккуратное сдерживание цен на топливо при умеренном их росте
Правительство России будет сдерживать стоимость бензина на внутреннем рынке, не прибегая при этом к крайним мерам - прямому регулированию, считают в Центре исследований проблем реальной экономики.
В этой связи наиболее реалистичным сценарием остаётся среднегодовой рост цен на топливо, не превышающий уровень инфляции, спрогнозированный Центробанком на 2019 год - не более 5,5 процента.
Всё началось после резкого скачка цен на бензин и дизтопливо в мае - июне. Тогда в относительном выражении рост цен на биржевых сделках (в течение мая) составил 11,7 процента, 12,6 и 5,2 процента за марки бензина АИ-92, АИ-95 и летнее ДТ на первичном и вторичном рынках.
По данным Росстата, цены выросли на 5,6 процента по сравнению с апрелем. В годовом же выражении (май 2018-го к маю 2017 года) этот показатель составил 11,3 процента. В целом с начала 2018 года топливо подорожало на 7,2 процента.
В результате в летне-осенний период состоялся ряд встреч представителей крупных нефтяных компаний с вице-премьером Дмитрием Козаком, по итогам которых были достигнуты договорённости о фиксации стоимости на уровне майских значений.
Компании согласились поставлять топливо на уровне плюс 3 процента к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года. Данное соглашение действует с 31 октября 2018 до 31 марта 2019 года.
Единственной составляющей, которую объективно нельзя было отрегулировать, - это рост акциза с 1 января 2019 года, поскольку доход, полученный с них, является источником финансирования для ремонтов и строительства дорожной инфраструктуры.
А ещё акциз сглаживает рыночные колебания конечных цен на топливо, так как его размер фиксирован. Но комиссия вице-премьера Козака разработала специальный механизм "демпфера", который должен нивелировать эффект от роста акцизов.
Согласно демпфрирующему механизму, НПЗ с объёмом более 600 тысяч тонн в год смогут заключить соглашение о модернизации, чтобы получать отрицательный акциз на нефть. Такие же возможности получат НПЗ, которые производят автомобильный бензин 5-го класса, они смогут заключить такое соглашение к 2024 году. Точно не получат отрицательный акциз мини-НПЗ, но по объёму переработки это примерно 2-3 миллиона тонн.
В действующей редакции федерального закона о "налоговом манёвре" предусмотрены цены отсечения 56 тысяч рублей за тонн по автомобильному бензину и 50 тысяч рублей по дизельному топливу. В настоящее время разрабатываются поправки, чтобы уже с 1 января 2019 года демпфер заработал в большем масштабе.
Для этого обсуждается изменение формулы "демпфера", который будет эффективно увеличен примерно на 35 процентов. При таких параметрах нет существенных рисков роста розничных цен на достаточно широком диапазоне предпосылок по ценам на нефть и курсу доллара.
После начала работы "демпфера" ситуация с ценовыми дифференциалами должна кардинально улучшиться. При этом риски неконтролируемых ценовых изменений возрастают, если повышенные пошлины придётся опускать в январе 2019 года одновременно с запуском "демпфера".
Таким образом, правительству удастся избежать прямого регулирования при уменьшении вероятности резких скачков цен на моторное топливо в новом году, делают вывод в Центре исследований проблем реальной экономики.
Гость (премодерация)
Войти