Законодательное Собрание приняло в первом чтении закон о бюджете Красноярского края
Сегодня на четвёртом заседании VI сессии Законодательного Собрания депутаты начали рассматривать проект закона "О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов".
Во втором чтении основной финансовый документ планируется обсудить на сессии 6 декабря. Накануне, 29 ноября, пройдут публичные слушания, посвящённые бюджету. Заключительное заседание сессии в уходящем году состоится 20 декабря.
Вице-премьер - министр финансов края Владимир Бахарь сообщил, что в проекте бюджета учитывается выполнение нового майского указа президента РФ, в котором говорится о 12 национальных проектах. Ещё одним приоритетом стало содействие устойчивому развитию муниципальных образований края. Также продолжится политика, направленная на сокращение дефицита бюджета, оптимизацию и повышение эффективности расходов, поиск новых источников доходов.
Прогноз социально-экономического развития, выбранный при формировании бюджета, предусматривает следующие сценарные условия. Ожидаемый курс доллара в 2019 году составит 64 рубля, цены на металлы будут демонстрировать умеренный рост, стоимость барреля нефти будет колебаться в районе 63 долларов. При этом Владимир Бахарь отметил, что на доходную часть бюджета повлияет изменение федерального законодательства. В следующем году произойдёт снижение по налогу на имущество организаций, потому что движимое имущество было исключено из налогооблагаемой базы. При этом Федерация пошла на частичную компенсацию выпадающих доходов в отношении акцизов на алкогольную продукцию. Дополнительные отчисления отражены в проекте бюджета.
В отношении остальных источников доходов планируется рост небольшими темпами. Его обеспечит реализация крупных проектов в нефтедобывающем секторе, нефтепереработке, металлургии и лесном комплексе. Прогнозируется, что валовой региональный продукт с 2,3 триллиона рублей в 2019 году увеличится до 2,6 триллиона в 2021-м. Объём инвестиций планируется в следующем году в размере 450 миллиардов рублей с ростом к 2021-му до 500 миллиардов.
С учётом всех названных факторов и условий в 2019 году налоговые и неналоговые доходы бюджета составят около 200 миллиардов рублей. По-прежнему основными источниками станут поступления по налогам на прибыль и на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых, НДФЛ и акцизам. Объём дотаций из федерального бюджета пока предусмотрен со снижением, поскольку ранее выделялись существенные средства на подготовку к Универсиаде. Вместе с тем краевой бюджет был внесён, когда ещё не были распределены все деньги, направляемые регионам. Благодаря этому разработана правительственная поправка, увеличивающая доходы и расходы краевого бюджета, которая учитывает почти 10 миллиардов рублей дополнительных доходов.
В отношении расходной части вице-премьер подчеркнул, что бюджет состоит из 22 государственных программ. Проект закона предусматривает индексацию социально значимых направлений, включая питание, лекарственное обеспечение, жилищно-коммунальные услуги и прочее. Что касается заработной платы работников бюджетной сферы, то в этой части также планируется индексация. Она затронет категории бюджетников, обозначенных в прежних указах президента, а также тех, кто не вошёл в них. Кроме того, заложены средства на обеспечение решения Конституционного суда о соответствии минимальной заработной платы прожиточному уровню населения. Среди других значимых направлений расходов - подготовка к проведению Универсиады и 400-летия Енисейска, поддержка муниципальных образований, строительство объектов в сфере образования, здравоохранения, спорта, культуры.
"В ближайшие три года проектом бюджета предусмотрено строительство 15 школ, девяти детских садов, четырёх спортзалов в школах, - подчеркнул Владимир Викторович. - Кроме того, будем ежегодно строить порядка пяти физкультурно-оздоровительных комплексов. Планируются возведение в территориях 41 ФАПа, поликлиники, двух родильных домов, работы по реставрации в рамках подготовки Енисейска к 400-летию. Помимо этого бюджет решает несколько новых задач. Например, по замене судов "Матросов" и "Чкалов", реконструкции аэропорта в Хатанге".
Во внесённой поправке предусмотрены средства на реализацию национальных проектов. Ко второму чтению предстоит распределить деньги на такие направления, как создание дополнительных ясельных мест в детских садах; осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка; оснащение медицинских учреждений; создание и замена ФАПов и врачебных амбулаторий; модернизация объектов спортивной инфраструктуры; строительство и ремонт дорог; создание метрополитена; формирование современной городской среды.
С учётом изменений, внесённых в законопроект, параметры краевого бюджета выглядят следующим образом: доходы составят 223,7 миллиарда рублей; расходы образуются в объёме 237,1 миллиарда; дефицит остаётся неизменным по сравнению с первоначальной редакцией - 13,4 миллиарда.
Депутат Александр Глисков поинтересовался, почему возникает дефицит лекарственных препаратов в крае и кто за это ответственен - Минздрав, который некорректно проводит закупочную кампанию, или Минфин, который неправильно закладывает деньги.
"Вы гарантируете, что в следующем году не возникнет проблем, что не надо будет вносить корректировку бюджета и авансом осуществлять отпуск лекарств?" - спросил он.
Пояснения дал министр здравоохранения Виталий Денисов. Он рассказал, что 80 процентов всех заболеваний укладываются в утверждаемые стандарты, на основании чего формируется заявка на лекарства. Всё остальное, что не попадает в стандарт, называется "клиническим мышлением врача", которое и не позволяет своевременно сформировать заявку. В таких случаях решение о покупке препарата, которого не было в плане, принимает врачебная комиссия. На закупочные процедуры и доставку уходит порядка двух недель. На сто процентов предугадать заранее, что будет необходимо, невозможно.
В ответ на это народные избранники попросили представить сведения о конкретных препаратах, которые министр называет редкими. Виталий Денисов пообещал подготовить справку.
Юрий Данильченко озаботился тем, что задачи, поставленные президентом РФ в сфере здравоохранения, не могут быть решены с помощью тех средств, которые выделяются краю со стороны федерального бюджета.
"Раньше на борьбу с болезнями кровообращения на 2019 год выделялось 242 миллиона рублей, а по новым данным - 197 миллионов. Кроме того, РАН усомнилась в достижении показателей по онкологии, заявленных президентом. Для сверхамбициозных задач нужны сверхамбициозные деньги", - посетовал Юрий Михайлович и попросил правительство активнее взаимодействовать с Федерацией в выделении средств нашему региону.
Вопросы оказания помощи онкобольным обозначили и другие парламентарии. На них ответил Виталий Денисов, который сообщил, что планируется создать межрайонные центры в Минусинске, Норильске, Лесосибирске, Канске и Ачинске, где будут созданы онкологические отделения.
Пётр Медведев затронул сферу культуры. Депутат спросил, сколько учреждений планируется построить в муниципальных образованиях.
"В Минусинском районе есть деревня Коныгино, - сказал он. - Дом культуры там находится в аварийном состоянии. Если сейчас не выделить деньги на ремонт, объект придётся строить заново. Дорога ложка к обеду!"
Коллегу поддержал Владислав Зырянов, который посетовал, что на ремонт сельских учреждений культуры выделено всего 50 миллионов рублей в следующем году. По мнению парламентария, ко второму чтению бюджета необходимо добавить средства на это направление.
Владимир Бахарь сообщил, что в бюджете большая часть денег выделена на Минусинск. В частности, там планируются завершение строительства культурного центра, реконструкция драмтеатра, работы на "Доме Вильнера". Кроме того, выделены средства на Енисейск в рамках подготовки к 400-летию города. При этом с Минкультуры продолжается доработка типовых проектов объектов культуры. "Мы понимаем, что отрасли должно уделяться больше внимания", - заключил он.
Вице-спикер краевого парламента Алексей Кулеш, депутаты Егор Бондаренко и Виктор Кардашов затронули тему государственного долга региона. Народных избранников, в частности, интересовали вопросы его обслуживания, есть ли возможность размещать свободные средства на депозитах.
Владимир Бахарь рассказал, что Федерация реструктурировала 23,4 миллиарда бюджетных кредитов на семь лет, благодаря чему удалось снизить нагрузку на бюджет. Так, в этом году край вернул 1,2 миллиарда рублей, хотя должен был отдать 7,8 миллиарда. Что касается обслуживания долга, то на погашение процентов приходится выплачивать порядка 8 миллиардов рублей. В целом же структура госдолга выглядит следующим образом. Из 100 миллиардов порядка 23 миллиардов - бюджетные кредиты, всё остальное - коммерческие заимствования. Сегодня правительство края работает с Федерацией, чтобы была оказана дополнительная поддержка путём перераспределения нормативов отчислений в пользу нашего региона. В отношении возможности размещать свободные средства края на депозитном счёте Владимир Бахарь ответил отрицательно, поскольку, во-первых, бюджет дефицитный, а во-вторых, это нельзя сделать по соглашению о реструктуризации госдолга, заключённому с Федерацией.
Путём поэтапного голосования на сессии подавляющим большинством парламентарии поддержали проект краевого бюджета в первом чтении вместе с предложенной поправкой.
В перерыве заседания сессии председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов дал такой комментарий журналистам:
- Бюджет традиционно имеет ярко выраженную социальную направленность, практически половина расходов связана с социальной сферой. Другой его особенностью является то, что с 2019 года мы планируем выйти на сбалансированное развитие. Крупные инфраструктурные проекты, на которые мы делаем ставку на десятилетнюю перспективу, принесут порядка пятисот миллиардов рублей - это огромные деньги.
Если говорить детально о направлениях расходов, то, безусловно, важнейшими для нас по-прежнему остаются и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка - они являются самыми финансово ёмкими. Ещё один приоритет - повышение заработной платы бюджетников, практически на 9,5 миллиарда рублей прирастает фонд оплаты их труда. Это вселяет уверенность в том, что работники бюджетной сферы будут чувствовать себя лучше. Направления деятельности, связанные с социальной поддержкой, будут проиндексированы так же, как и заработная плата, стипендии, расходы на питание.
В следующем году больше поступлений ожидается от основных налогоплательщиков. Мы знаем, что 50 процентов регионального бюджета - это всё-таки заслуга металлургии и добывающей промышленности, а сегодня имеется тенденция к росту цен на их продукцию.
Параметры бюджета выглядят следующим образом: доходная часть - 223,7 миллиарда рублей, расходная - 237,1 миллиарда. Акцент стоит сделать на дефиците, который фактически остаётся на прежнем уровне - 13,4 миллиарда рублей. К 2020 году мы должны выйти на показатель дефицита в 8,9 миллиарда, а к 2021 году снизить его фактически до нуля. Это амбициозная, но, думаю, выполнимая задача.
При обсуждении бюджета во втором чтении у нас ещё будут дебаты в профильных комитетах и на заседании сессии. Но в целом депутаты понимают, что основные задачи решены. Завершается работа, связанная с подготовкой к Универсиаде, и в будущем появится возможность более пристально посмотреть на сферу социальной защиты, на строительство социальных объектов. Безусловно, в приоритете значится возведение школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов. Уверен, что эти направления будут поддержаны, и дополнительные средства, которые необходимы на эти цели, будут выделены.
Гость (премодерация)
Войти