Сибирский бурундук занялся «муравьинотерапией»
В национальном парке «Шушенский бор» сфотографировали бурундука, избавляющегося от паразитов с помощью муравьев.
На фото видно, что, забравшись на ветку, бурундук азиатский (лат. Tamias sibiricus) терпеливо позволяет рыжим лесным муравьям безнаказанно ползать по всему телу и мордочке, включая чувствительный нос и уши.
Всем известно, что укусы муравьев не слишком приятны, и обычно животные в случае их атаки ретируются, пытаются смахивать «интервентов» лапами и слизывать с морды языком. Однако этот бурундук буквально застыл, не шевелясь, и мужественно терпит бесстрашных насекомых, расползающихся по меху во все стороны.
Такое поведение имеет под собой научное объяснение. Все дело в том, что за лето у пушных зверьков в шубке накапливается значительное количество паразитов — блох, вшей, клопиков и клещей, которые своим присутствием доставляют немало неудобств «хозяевам».
Муравьиный укус — на самом деле не укус, а инъекция едкой кислоты, которая в химии так и называется муравьиной, хотя имеется она не только у муравьев, но и у пчел, ос и даже у крапивы, которая, как известно, жалится. Также она имеется и в составе некоторых фруктов.
С тех пор, как ее впервые выделил английский натуралист Джон Рэй, люди применяют ее как антисептик при хирургических манипуляциях, зная об антибактериальных свойствах этого вещества.
Именно эта кислота нейтрализует паразитов, притаившихся в густом мехе. И бурундук, со скорбным видом позволяющий насекомым себя жалить, своего рода пациент, пришедший на неприятную, но эффективную процедуру.
Животные, не имея лабораторий, знают лесных «докторов» в лицо и не стесняются обращаться к ним в случае необходимости. Не только пушные зверьки, но и пернатые в борьбе паразитами обращаются за помощью к муравьям. Известны примеры дятлов, часами сидящими в муравейнике, пока сотни его обитателей поедают блох и перьевых вшей внутри пуха этих птиц.
После «муравьиной обработки» не только гибнут паразиты, но и проходит зуд. Поэтому бурундук, замерев на месте, был вынужден не только выдерживать неприятные ощущения, но и невольно позировать юному фотографу, пролившему свет на этот интересный аспект взаимодействия (в обычных условиях «полосатик» не прочь и перекусить своими врачевателями).
Любопытные кадры принадлежат школьнице Маше Чумаковой, дочери старшего государственного инспектора Сергея Чумакова, известного не только своей добросовестной работой в национальном парке, где он трудится почти с момента основания этой организации, но и снимками из жизни диких животных.
Сергей настолько увлечен фотографированием, что оно переросло в семейное хобби для всех его домочадцев. Поэтому с «младых ногтей» Маша с удовольствием и знанием дела радует близких своими фото и наблюдательностью, также доставшейся ей в наследство от отца.
Этой осенью девочка собирается пойти во второй класс школы. Несмотря на юный возраст, она успела поучаствовать в таких престижных международных фотоконкурсах, как знаменитая «Золотая черепаха», где ее работы получили достойную оценку.
Сергей Орловский
17.08.2019 21:17
В 70-е годы лесничеством СибГТУ руководил Горчаковский. У него была дача на Караульной- небольшой домик, в ограде живая природа без грядок. Прикормил бурундука. назвал Мишкой. Приезжают на дачу, садятся во дворе за стол, кричит "Мишка, Мишка". И бурундук скачками мчится, на стол прыгает и из своей чашечки ест, что положили. Прошла зима, настало лето. Приехали Горчаковские на дачу, сели за стол, позвали Мишку. Глянь- бежит Мишка, за ним его Машка, за ними выводок- и все к чашке. Видать за долгую зиму он своей семье сумел рассказать, кто такие Горчаковские и что их уважать надо. Так и жили Миша, Маша и дети их при даче, являясь по первому зову хозяев.
Войдите, чтобы пожаловаться