Самой заветной мечтой мамы была мечта стать учительницей
1927 год. Тяжёлое время для нашей страны. Гонения крестьян вплоть до раскулачивания. Непосильный труд женщин на полях.
В такое лихолетье в семье красавицы Анны и Ильи в селе Серебряково родилась девочка. Она была восьмым ребёнком. Согласно церковным святцам, нарекли её Наталией - в честь святых Наталии и Андриана.
Илье много приходилось батрачить. Он подолгу отсутствовал дома. Уезжал на заработки в чужие края. Анна растила детей. Много ей пришлось пережить с ними, а когда муж вернулся и тяжело заболел, семья наполовину осиротела. Не стало старших братьев и сестёр Наталии, они умерли от голода.
Выжили только четверо. Вскоре и Илья скончался от воспаления лёгких. Тяжёлый груз семейных забот ещё больше сдавил Анну. Но она крепилась.
Многие стали свататься к ней. Красивая и гордая, с русой косой до пят, трудолюбивая и хваткая, она осмелилась отказать даже председателю колхоза, который ещё девчонкой заприметил её.
Вскоре её и ещё многих односельчан объявили врагами народа. Описали скудное имущество. Забрали небольшую мельницу, которую они сами - с Ильёй и старшим сыном - сооружали в помощь своим односельчанам.
Холодным осенним утром вереница людей потоком двинулась к дебаркадеру. Там их ждал пароход, двигавшийся на Север. В Игарке поселенцев распределили по баракам.
Утомительное пребывание на реке, пока они плыли на пароходе, сказалось на здоровье детей. Наталия сильно заболела. Анна с трудом выходила годовалую девочку. День и ночь она молилась за неё. И болезнь отступила.
Шли годы. Жизнь в бараках проходила по своим законам. Анне и детям пришлось пережить страшный 1937 год. С содроганием маленьких сердец они прижимались к матери, опасаясь каждого стука в дверь.
Многих своих родственников так больше и не увидели. Только память долгие годы хранила лица этих замечательных, незаслуженно оскорблённых и униженных людей.
А потом в их жизнь ворвалась война. В 1941 она навсегда забрала младшего сына Максима, который был большим помощником матери и любимым братом Наталии. Самые сокровенные свои мечты она доверяла только ему.
Одной из них, самой заветной, была мечта стать учительницей, как её любимая Анна Георгиевна, осуждённая на постоянное поселение в Игарке. Она много любви, заботы, внимания отдавала своим ученикам.
Поступив в педагогическое училище народов Севера в Игарке, Наташа поняла, что это её призвание навсегда. И до конца своей жизни была верна любимой профессии.
Юные эвенки, ненцы, нганасаны были её первыми учениками. Сколько радости и задора можно было увидеть, когда они вместе с любимой учительницей неслись на оленьей упряжке, участвуя в спортивных состязаниях, кубарем катились с горок на санках, сооружали снежные крепости и ледовые фигурки северных животных, ходили на экскурсии на Мерзлотную станцию, наблюдали за неописуемой красотой северного сияния.
На смену коротким световым дням всегда приходила долгая полярная ночь. Суровая зима уступала место долгожданной весне. Самый красивый кораблик, бегущий по ручейкам, самую причудливую кормушку, самый необычный домик для птичек, сделанный своими руками,- всё это любимые питомцы Наталии Ильиничны выставляли на школьных выставках.
Как долго и с каким нетерпением ждали они короткое северное лето! Игарка в конце 50-х годов вышла на мировой уровень по экспорту древесины, пользовалась огромным уважением в Европе. Красивые зарубежные корабли производили огромное впечатление на маленьких северян и всех жителей города.
Трагедия, которая произошла в 1962 году, навсегда осталась в памяти игарчан. Июль выдался очень тёплым. Наталья Никитична вместе с учениками возвращалась с экскурсии из речного порта. По дороге весело обсуждали увиденное, делились впечатлениями.
Шквалистый ветер быстро набирал обороты, сметая всё на своём пути. Испуг, даже паника охватила детей. Добежав до школы, они узнали, что весь город охвачен огнём. Возгорание началось на комбинате пиломатериалов, с цехов, где древесину готовили на экспорт.
Многое тогда пережила молодая учительница. Сколько надо было проявить мужества и решительности, чтобы правильно и быстро принимать решения в сложившейся ситуации. Детей из детских садов и школ эвакуировали в аэропорт, туда же отправляли стариков и инвалидов. Она старалась каждому прийти на помощь. Приободрить и успокоить, вселить надежду на хорошее.
Дом, где они жили с мужем и двумя детьми, как и другие дома Игарки, сгорел полностью, дотла. Огонь никого не щадил.
Пётр Петрович Гавриков, муж Натальи Ильиничны, героически отстаивал город вместе с заключёнными. Люди, осуждённые за самые страшные поступки, даже и не думали отказать в помощи во время общей беды. Только благодаря их самоотверженности пожар был приостановлен.
Навсегда остался в памяти людей полностью сгоревший город. Страшные обуглившиеся чёрные доски, которые с лёгкостью поднимал шквалистый ураганный ветер, трубы на пепелищах...
В октябре 1962 года Петра Григорьевича перевели в Енисейск. С болью в сердце прощались они с женой с любимой Игаркой. Городом, где прошла их юность, где они встретили друг друга, где работали по призванию и любили жизнь во всех её проявлениях.
Доброй и отзывчивой, любящей и требовательной, строгой и исполнительной - такой она влилась в коллектив Енисейской школы N 14. Много сил и здоровья отнимала работа с детьми, которые были направлены именно в эту школу, где обучение было поставлено по возможностям учеников, по их силе и здоровью.
К каждому нужен был особый подход, когда она работала в 1980-х годах во вспомогательной школе-интернате, где обучались дети не только городские, но и из района. Многие из них никак не могли привыкнуть к необычной для них обстановке: скучали по родителям и зачастую сбегали, прятались.
Но шли годы, подросли и окрепли молодые деревца, превратившись в большие красивые деревья, а маленькие питомцы Наталишнины, как ласково называли её дети, приобрели хорошие профессии, стали мамами и папами.
Шуршит под ногами осенняя трава, листва, но не зарастает та дорожка к интернату, по которой каждое утро спешила к своим питомцам их любимая учительница.
Лариса ГАВРИКОВА.
Енисейск.