Из почты "КР": Восстановите хотя бы оградку вокруг памятника!
Я родился в деревне Лакино Большемуртинского района в 1938 году и, естественно, являюсь дитём войны. Все ужасы той поры хорошо помню. Хорошее почему-то забывается, а плохое помнишь всю жизнь.
Годы войны - самые ужасные в моей жизни. Голод, холод, страдания наших матерей... В деревне почти не осталось мужчин - лишь старики да мальчишки, весь мужской пол ушёл на защиту своей Родины.
Но надо было как-то выживать, и вот весь труд лёг на женские плечи, весь посильный и непосильный труд выполняли они, а это заготовка дров, сена, посадка и копка картошки. Если женщина шла по улице, она несла на плечах либо вилы, либо топор, либо лопату.
Стояла какая-то страшная тишина, никто не пел, не плясал, не смеялся. В каждой семье было от трёх до пяти детей, а то и больше. Я помню, когда приходили похоронки, и их вручал почтальон, жёны падали на колени и рыдали. А завтра надо было снова идти на работу.
Когда возвращался кто-то из мужчин домой - полный инвалид либо без рук или ног, его жене завидовали, говорили: "У тебя муж вернулся!" Хотя он был никакой, просто живой.
Мы, мальчишки, понятия не имели, что такое носить летнюю обувь, её просто не было. А к зиме подошва ног становилась такой грубой, казалось, она подшита куском резины.
Но, несмотря на всё, люди были очень доброжелательными, отзывчивыми, жалостливыми, делились солью, спичками, даже одеждой. Если приходило к кому-то горе (а это бывало часто) - это было общее горе.
Если всё рассказывать, не хватит и газетной полосы. В общем, выживали, как могли. И вот, наконец, справедливость восторжествовала. Наступил 1945 год, конец войны. Люди плакали, радовались, обнимались.
Немногие мужчины вернулись домой, и это были почти все израненные физически и душевно люди. Тяжкий труд так и продолжал лежать на женских плечах.
Говорят, время лечит всё, но я не очень этому верю. После войны мне было 7 лет, я с трудом вспоминаю: каждый год 1 апреля снижались цены на продукты, народ занимал очередь в магазин с вечера. А вот сколько лет это продолжалось, не могу припомнить, и об этом почему-то все умалчивают.
Постепенно народ приходил в себя. В пятидесятые годы в колхозах начали строить дома, школы, библиотеки, гаражи, склады для хранения зерна, да всего и не упомнить. В общем, жизнь стала налаживаться. Был построен хороший клуб с библиотекой, даже появился мини-роддом.
Я в то время работал заведующим клубом, молодёжи в деревне было очень много. У клуба появился небольшой сквер, огородили его штакетником, посадили деревья.
Вскоре я уехал в Красноярск и долго в деревне Лакино не появлялся, а когда приехал, ужаснулся и обрадовался. Ужаснулся от того, что клуба и библиотеки нет - как бурей смело, снесли неизвестно почему. А обрадовался тому, что в сквере вблизи, где когда-то стоял клуб, появился большой памятник, посвящённый и воинам, и женщинам, работавшим в годы войны.
Правда, скверик оказался неухоженным, штакетника не было, кругом бродил скот, вокруг памятника лежали свиньи. Скверик никем не убирается, и памятник никому, очевидно, не нужен. Хотя бы огородили!
Всё, понятно, уже в прошлом, всё забыто. Но куда же подевались совесть, уважение к людям, в том числе - к тем женщинам, которые трудились не покладая рук в годы войны? Как же сильно поменялось общество, а нам твердит телевидение: "Никто не забыт, ничто не забыто!"
В моём возрасте бегать по инстанциям, ездить в Большемуртинский район искать справедливости просто нет сил. А как хотелось бы восстановить её.
Ведь должен кто-то отвечать за уход и за сохранность памятника. Если б я знал, к кому обратиться, мог бы отдавать часть своей пенсии хотя бы на оградку вокруг.
Николай ШИНКОВИЧ.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти